Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:58, контрольная работа
Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной защиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных. Как показывает опыт западноевропейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране.
Введение 2
1. Опыт реализации социальных гарантий в государствах Евросоюза 3
2. Социальные гарантии в Италии, Германии, Швеции 7
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
В начале XXI в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира.
В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта.
Наиболее
развитые системы социальной защиты
имеют страны Европейского союза. Именно
в них появились и получили
развитие первые социальные программы.
Благодаря системам социальной защиты
современные европейские
Высокий уровень социальной защиты - особенность, отличающая европейскую социальную модель. В ЕС организация и финансирование этой сферы находятся в компетенции стран-членов. Каждая из них имеет коллективную систему защиты граждан, снижающую социальные риски, включая сокращение бедности. Соцзащита - интегральная часть системы занятости. Качество ее взаимодействия, например, с трудовым правом, политикой занятости и колдоговорным процессом влияет на продуктивность занятости.
Основные социальные риски, на снижение которых ориентируется соцзащита: старость, выход на пенсию, смерть кормильца, инвалидность, болезнь, беременность, уход за детьми, безработица, необходимость поддержки больных, стариков.
В среднем страны-члены ЕС расходуют на эти цели 27,5% ВВП. 2/3 ресурсов, выделяемых на соцзащиту, - расходы на пенсии и здравоохранение.
High-Level Group выделяет два главных направления: модернизация соцзащиты в интересах увеличения количества рабочих мест (совершенствование политики доходов путем регулирования налогообложения, рынка труда, системы соцзащиты; расширение базы финансирования последней) и обеспечение трудовой мобильности на протяжении всего жизненного цикла (создание условий для успешной индивидуальной трудовой карьеры, прерываемой заботой о детях и стариках, с переходом к неполной занятости, включающей периоды обучения и работы, что способствует удлинению трудовой жизни; адаптация системы соцзащиты к усилению мобильности на рынке труда, облегчающей переход от работы к обучению, самозанятости).
Современная система государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы: социальное страхование и социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государственного бюджета. Посредством этих двух форм перераспределяется 28% валового продукта стран — членов ЕС.
Во
всех странах превалируют
В
Великобритании социальное обеспечение,
социальное страхование и дополнительное
личное страхование имеют
В Нидерландах средства, поступающие по личному страхованию, уже превысили размеры государственного социального обеспечения в 2 раза, а во Франции почти сравнялись. Если принять в расчет не только страховые премии данного года, но и все резервы (накопленные премии), то в Великобритании они превысят среднегодовой объем обязательных форм социальной защиты в 6 раз, в Нидерландах — в 5, а во Франции — в 1,4 раза. В целом по ЕС средства, накопленные страховыми компаниями и пенсионными фондами к 1999 г., превысили годовой оборот обязательной социальной защиты в 2 раза.
Включение той или иной формы социальной защиты в социальное страхование или в социальное обеспечение определяется в основном особенностями социальной политики в данной стране. Например, помощь семьям с детьми в Германии осуществляется за счет средств государственного бюджета, а во Франции — за счет фондов социального страхования. Финансовое участие государственного бюджета преобладает только в Дании, тогда как в Нидерландах, Германии, Франции, Бельгии основная часть средств на социальную защиту поступает через социальное страхование. В Скандинавских странах и Великобритании бюджетное финансирование и социальное страхование имеют приблизительно одинаковое значение.
Системы социального страхования развитых европейских стран имеют общие особенности и демонстрируют схожие тенденции в своем развитии, несмотря на национальную специфику. Прежде всего, это относится к функциональной организации социального страхования, формам его проведения и видам социальных выплат.
Подходы к решению основных задач, связанных с расширением ЕС, старением населения, глобализацией, которые учитывались в процессе выработки социальной повестки дня на 2006-2010 гг., вытекали из стратегии, принятой в 2000 г. на Лиссабонском саммите. Выделены пять главных ориентиров: европейская стратегия занятости, фокусирующаяся на удлинении трудовой жизни, введении непрерывного обучения в соответствии с задачами экономической реструктуризации; реформирование системы социальной защиты; поощрение социальной интеграции; предоставление родителям свободы в определении количества детей в семье; развитие иммиграционной политики.
Очевидна необходимость нового ”межпоколенческого” пакта. Нынешний концентрирует внимание на пожилых и, по существу, основывается на боязни старости, ухудшения пенсионного обеспечения, миграции и т.д. Новый пакт должен фокусироваться на молодых и исходить из следующего тезиса: нужно отбросить все страхи и относиться к будущему позитивно.
Осуществление
Лиссабанской стратегии включало несколько
этапов. Первая фаза уже почти завершена
(решения Лиссабонского
Долгосрочные цели этого документа высшего политического уровня: высокая конкурентоспособность экономики стран ЕС, большее количество и лучшее качество рабочих мест, социальная интеграция. ЕТUС, представляющий европейские профсоюзы, поддерживает Лиссабонскую стратегию и считает верным подходом признание экономической и социальной политики одноуровневыми процессами.
UNICE
- орган, объединяющий
Тем
не менее в каждой стране действуют
свои правила. Уровень социального
страхования и выплаты
Таким образом можно
констатировать, что
один из самых основных
принципов соглашений
по социальному страхованию
и директивы ЕС – одинаковое
отношение ко всем людям.
Его сущность заключается
в том, что гражданину
другой страны, подписавшей
соглашение, гарантируются
такие же самые права
и он должен выполнять
те же самые обязательства,
как и граждане первой
страны.
В настоящее время в мире выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая.
Формирование либеральной модели присуща таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания.
Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социальноориентированной рыночной экономикой. В их числе страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем.
Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии.
На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешенных вопросов. Одна из основных проблем социальной политики Италии - традиционное различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. На фоне общей безработицы в Италии (11,3% - 2009 г.) уровень безработицы на севере страны составлял около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на юге - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социального страхования начинают играть некоторые его виды. Прежде всего, это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основного назначения, выполняет роль пособия по безработице и социальной помощи.
Для Италии характерна более высокая, чем в других странах Западной Европы, доля незанятых женщин, число которых в общей численности безработных составляет 16% (что почти вдвое превышает уровень мужской безработицы - 9% и молодежи, уровень безработицы среди которой также достаточно высок - 12,4%).
Серьезную проблему представляет собой асимметричная структура социальных расходов. Это проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную долю социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию (впрочем, не без основания) иногда называли страной пенсионеров. Например, законом гарантировалось без определения границ пенсионного возраста получение пенсии после 35 лет страхования. Государственные служащие имели право на полную пенсию уже после 20-летнего страхового стажа.
Среди других стран ЕС Италия обладала наибольшим числом пенсионеров в возрасте до 60 лет. Поскольку размер пенсии рассчитывался на основании дохода последних трудовых лет, характерные «сдвиги» в карьере перед выходом на пенсию стали частым явлением в стране. Кроме того, сравнительно просто можно было получить пенсию по инвалидности: для этого требовалось всего 5 лет выплаты страховых взносов, а на решение о предоставлении пенсии по инвалидности зачастую оказывала влияние не только работоспособность претендента в медицинском смысле, но и социальные и экономические условия.
Новая эпоха в итальянской социальной политике началась в 2002 г., когда правительством были предприняты шаги к давно назревшей реформе в области социальной защиты.
Основные мероприятия касались системы пенсионного страхования. Предусматривалось постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, был увеличен минимальный срок страхового стажа до 20 лет. Кроме того, пенсионная реформа предусматривала снижение размера пенсий с 80 до 68% последней оплаты труда. В области рынка труда и политики занятости инновации предусматривали мероприятия, связанные, с одной стороны, с повышением гибкости рынка рабочей силы и созданием дополнительных возможностей для частичной занятости, а с другой - с реформированием системы социального партнерства на основе оживления взаимодействия между союзами работодателей, профсоюзами и правительством.