Социальная работа за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной защиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных. Как показывает опыт западноевропейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране.

Оглавление

Введение 2
1. Опыт реализации социальных гарантий в государствах Евросоюза 3
2. Социальные гарантии в Италии, Германии, Швеции 7
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

соц. р за рубежом.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

       В целом можно обозначить три приоритетные цели, которые лежали в основе реформ. Во-первых, это стремление, наряду с финансовой консолидацией социального бюджета, к созданию более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением ее эффективности. Во-вторых, проведенные пенсионные реформы должны были унифицировать предпосылки для расчета пенсий в различных отраслях и, в-третьих, целевой установкой правительства был переход к активной политике занятости и более активному диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей для повышения эффективности воздействия на рынок труда.

       Несмотря  на то что социальная политика Италии по-прежнему остается в компетенции  государства, тем не менее, экономическая  политика Европейского союза оказывает на нее определенное влияние. С одной стороны, ЕС не вмешивается в социальную политику стран-участниц. С другой стороны, экономическая политика Евросоюза косвенно влияет на экономики входящих в него государств путем установления критериев сближения в экономической сфере.

       Итак, реформаторские мероприятия, были обусловлены  в основном реакцией на необходимость  экономической модернизации в рамках европейской интеграции. Тенденции развития социальной политики в Италии были, следовательно, связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии конвергенции ЕС обусловливали проведение жесткой реструктивной политики в социальном секторе. С другой стороны, несовершенства итальянской социальной системы делали очевидным необходимость расширения тех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые были традиционно «слабыми» в общей системе социальной защиты.

       В настоящее время правительство  Италии и представители итальянского бизнес-сообщества планируют изменить сложившуюся ситуацию, постепенно увеличивая расходы на социальные нужды и реализацию социальных программ. 

       Базовыми  характеристиками системы  социального обеспечения  Германии являются: определяющая роль принадлежит институту обязательного социального  страхования, на долю которого приходится более 70% всех финансовых ресурсов, а в круге застрахованных находятся все наемные работники и большинство самозанятых; размер обязательных страховых взносов, пособий и пенсий (в системе обязательного страхования ) ориентирован на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%); институты дополнительного добровольного страхования (на уровне предприятия и индивидуального страхования) играют вспомогательную роль, их значение наиболее весомо для высокодоходных групп населения; страховая защита с помощью обязательного пенсионного страхования включает в свой круг не только выплаты пенсий по старости, по инвалидности и по потере кормильца, но также и услуги по реабилитации.

       Применяемая модель социального  страхования характеризуется демократичностью управления, прозрачностью финансовых потоков, некоммерческим характером страховых организаций, находящихся под государственным правовым и финансовым контролем.

       В системе обязательного социального  страхования (пенсионного и страхования от несчастных случаев на производстве) функционируют высокоразвитые медицинские и реабилитационные центры, услуги которых предоставляются всем нуждающимся в них застрахованным.

       В итоге сформировалась современная  система социальной защиты, состоящая из четырех частей.

       1.Обязательное  пенсионное страхование рабочих  и служащих, ряда категорий самозанятых  лиц (ремесленники, надомники и  др.), лиц свободных профессий,  фермеров, членов их семей и  др. Обязательное пенсионное страхование охватывает 78 процентов населения в возрасте от 15 до 65 лет. Выплаты в этой системе составляют примерно 63 процента всех услуг, предоставляемых системой социального обеспечения пожилым людям.

       В 1992 году обязательное пенсионное страхование  приспособили к сформировавшимся к началу XXI века устойчивым тенденциям, связанным с изменением демографических и экономических условий. Учтено было и предстоявшее увеличение расходов на развитие восточных земель. Принцип эквивалентности (при котором размер социальных выплат зависел от суммы взносов) был сохранен, а повышение пенсии происходило на основе "динамизированной формулы пенсии": ежегодно в первом квартале правительство своим специальным постановлением (после одобрения Бундесратом) устанавливает "актуализированный размер пенсии".

       2.Помимо  пенсий, выплачиваемых в системе  обязательного пенсионного страхования  , многие работодатели добровольно  выплачивают еще и пенсии по  старости от предприятий –  в соответствии с Законом об  улучшении производственного обеспечения по старости (1975г.), трудовым и налоговым правом и уставами предприятий. Договорами о таких пенсиях охвачена почти половина всех работников Германии.

       3.Частное  пенсионное обеспечение на добровольной  основе включает в себя покупку  недвижимости, ценных бумаг, долгосрочные сберегательные вклады, страхование жизни или заключение индивидуальных договоров о пенсионном страховании .

       4.Четвертым  столпом пенсионной системы страны  является институт социальных  пенсий и ежемесячных пособий,  предоставляемых на основе проверки нуждаемости.

       Таким образом, определяющее значение в пенсионной системе Германии играет установленное  законом обязательное пенсионное страхование. Застрахованный работник, получавший заработную плату, равную средней заработной плате по стране, при наличии 45 лет страхового стажа будет получать пенсию в размере 2000 евро. Это равняется примерно 70% «чистой» средней зарплаты работников (после вычетов). Средний же размер дополнительной пенсии, предоставляемой предприятием, составляет 500-600 евро (т.е. четвертую часть от страховой).

       В 2001 году Правительством Германии был  одобрен план государственного стимулирования (на что предусмотрено выделить несколько  миллиардов евро за счет федерального бюджета) дополнительной частной пенсии и принят Закон о признании собственности на жилье условием обеспечения в старости. В это же время были улучшены условия выплаты пенсий по случаю утраты кормильца вдовам (вдовцам), имеющим детей.

       По  оценкам экспертов, ставка страхового пенсионного взноса в 2030 году повысится  на 1,5-2,0 процентных пункта и составит 21,8% заработной платы. Во многом столь невысокий ее рост объясняется принятием государственных мер по сокращению безработицы (с 9 до 2%) и использованию иммигрантов – для заполнения вакансий на рынке труда

       Социальное  обеспечение в Швеции

       В скандинавских странах преобладает  государственная модель организации социальной защиты населения. Как правило, понятие “социальная защита” в этих странах трансформировано в понятие “социального благосостояния”. Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и пособий. Рассмотрим модель социального обеспечения Швеции.

          Социальное страхование составляет  основной элемент шведской системы социальной защиты. В настоящее время вся система социальной защиты населения в Швеции регулируется Законом о всеобщем страховании, который предусматривает три типа страхования:

          1. систему страхования по болезни  и страхования родителей;

          2. систему народных пенсий;

          3. систему дополнительных пенсий.

          Все постоянно проживающие в  Швеции (шведской и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше  зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального страхования.

          Системы страхования по болезни и страхование родителей:

          Они включают в себя следующие  виды страхования: обязательное  медицинское, стоматологическое,  пособия родителям, пособие по  болезни.

            Расходы на лечение в больнице по болезни или в связи с рождением ребенка оплачиваются непосредственно местной конторой социального страхования. Пациент не платит ничего за лечение в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице - 2 года.

          Стоматологическое страхование  является частью обязательной системы страхования здоровья. Оно охватывает всех застрахованных свыше 20 лет. 

       Пособие по болезни - компенсация, выплачиваемая  за потерю дохода из-за болезни или  травмы. Оно составляет до 90% получаемого  дохода и облагается налогом. Для  получения пособия необходимо сообщить о болезни местной конторе социального страхования. Пребывание в больнице сокращает пособие до одной трети его размера.

          При рождении ребенка система  страхования родителей обеспечивает  пособия им в течение 12 месяцев.  Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка пособие по материнству. После рождения ребенка родители сами определяют, как поделить оплачиваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пятый отец в Швеции.

       Система национальных пенсий. Эта система включает народную (основную), дополнительную (трудовую), частичную (неполную) пенсии. Во всех случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемой правительством так называемой базовой сумме, которая автоматически возрастает с инфляцией. В Швеции пенсионный возраст - одинаковый для мужчин и женщин - 65 лет. Можно уйти на пенсию раньше с соответствующим изменением размера пенсии.   Народная и дополнительная пенсии включают три формы: по старости, по инвалидности, семейные, выплачиваемые в связи со смертью кормильца. Один человек может получать сразу несколько пенсий.

          Система всеобщих дополнительных пенсий. Для получения полной дополнительной пенсии необходимо проработать 30 лет. Итак,основополагающим принципом шведской социальной модели является ее универсальность, т.е. охват всех слоев населения. Равным образом все граждане вне зависимости от их социального статуса принимают участие в ее финансировании, внося соразмерный своим доходам вклад (принцип солидарности).

       Несмотря  на значительные успехи достигнутые в области социального обеспечения и защиты, в современных условиях мирового кризиса даже скандинавские модели зачастую дают сбой.

Заключение

       В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности. Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному.

       Что касается России, то изменить ситуацию с социальным обеспечением можно лишь на основе системных мер по радикальной модернизации социальной сферы.

       Во-первых, требуется выбрать социальную модель государства, как систему взаимоувязанных социальных институтов (доходов населения, социального страхования и обеспечения), здравоохранения и образования, включающих в себя:

       для работающих – институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни.

       для пенсионеров –  институт пенсионного  страхования, который бы обеспечивал наемным работникам возможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60% их заработной платы;

       для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП);

       для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на которые должны составлять не менее 5% ВВП).

       Во-вторых, государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов, рекомендованных конвенциями и рекомендациями МОТ, Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2000 году.

Информация о работе Социальная работа за рубежом