Социальная работа с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 21:25, реферат

Краткое описание

Объект - проблемы молодежи.


Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Белгородской области в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.

.

Файлы: 1 файл

основной текст.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Введение 
 

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился  в системе социальной работы в  России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для  решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью. 

Современное состояние  российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в  рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи. 

В данной работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное  внимание уделяется молодежным группа риска. 

Отдельное место  занимает тема социальной работы с  молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта  тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.  

Молодежь - это  группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании. 

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности  социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям. 

Объект - проблемы молодежи. 

Предмет - технологии социальной работы с молодежью. 

Цель - изучение социальных проблем молодежи как  социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями  молодежи, работы с молодежью в  различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью. 

Задачи: изучить  нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Белгородской области в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении. 

I. «Проблемы и потребности  молодежи» 
 

1.1 Историческое развитие  социальной работы  с молодежью 
 

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством. 

В 1920-х годах  в советской России в рамках государственной  молодежной политики начинает разрабатываться  концепция государственной поддержки  молодежи. Решающее значение имел III съезд  Российского коммунистического  союза молодежи (октябрь 1920; 1926 - ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем. 

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач. 

В советский  период существовало 3 направления  поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением: 

- труд и занятость; 

- образование; 

- здравоохранение.  

1.2 Нормативно-правовые  основы социальной  работы с молодежью 
 

В современной  государственной молодежной политике основные Концептуальные положения  прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику. 

Объекты государственной  молодежной политики: 

- граждане Российской  Федерации, включая лиц с двойным  гражданством от 14 до 30 лет во  время пребывания их на территории  Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов; 

- молодые семьи  - семьи в первые 3 года после  заключения брака, в случае  рождения детей - без ограничения  периода брака), при условии, что  один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет; 
 

- молодежные  объединения. 

Субъекты государственной  молодежной политики: 

- государственные  органы и должностные лица (указом  Президента РФ от 17 мая 2000г.  № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ); 

- молодежные  объединения и ассоциации; 

- молодые граждане. 

Принципы государственной  молодежной политики: 

- сочетание государственных,  общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики; 

- привлечение  молодых граждан к участию  в формировании политики и  программ для молодежи; 

- обеспечение  правовой и социальной защиты  молодых граждан; 

- предоставление  молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству; 

- приоритет общественных  инициатив по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи. 

Направления: 

- обеспечение  соблюдения прав молодежи; 

- обеспечение  гарантий в сфере занятости; 

- содействие  предпринимательской деятельности  молодежи; 

- государственная поддержка молодой семьи; 

- гарантии предоставления  социальных услуг; 

- поддержка талантливой  молодежи; 

- формирование  условий для физического и  духовного развития молодежи; 

- поддержка деятельности  молодежных и детских объединений; 

- содействие международным молодежным обменам. 

Меры реализации: 

- принятие специального  законодательства и иных правовых  актов, решений местных органов  власти и управления; 

- внесение изменений  и дополнений в законодательство  и иные акты; 

- разработка  и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера; 

- создание Российского  фонда Федеральных молодежных  программ для организации и  финансового обеспечения приоритетных  программ развития молодежи, а  также формирование аналогичных  региональных и территориальных фондов; 

- выделение в  федеральном и местном бюджетах  отдельных ассигнований на финансирование  мероприятий в области молодежной  политики; 

- создание государственных  органов по делам молодежи  и социальных служб различного  профиля. 

В 1994году была принята  Федеральная программа «Молодежь  России». Для создания механизма  решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.[4] 

В 1998году принимается  новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. [5] 

В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей. [6] 

Задачи, поставленные этой программой. 

1. создание условий  для патриотического и духовно-нравственного  воспитания, интеллектуального, творческого  физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений; 

2. формирование  у молодежи активной жизненной  позиции, готовности к участию  в общественно-политической жизни  страны; 

3. выполнение  программ социальной адаптации  и повышения конкурентоспособности  на рынке труда; 

4. профилактика  безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; 

5. улучшение  демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой  семьи, содействие в решении  жилищных проблем; 

6. развитие и  поддержка федеральной и региональной  систем информационного обеспечения молодежи. 

В 2005году утверждена Министерством образования и  науки РФ программа «Молодежь  России на 2006-2010 годы».  

Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи. 

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района: 

1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи); 

2. центр социальной  помощи семье и детям; 

3. социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних; 

4. социальная  гостиница; 

5. социальный  приют для детей и подростков. 

По содержанию социальная поддержка молодежи может  быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной. [13;45] 

Информация о работе Социальная работа с молодежью