Технологии социальной работы с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые

Оглавление

Введение
Глава I «Проблемы и потребности молодежи»
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью
Заключение

Файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с молодежью.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

«Технологии социальной работы с молодежью»

Содержание

Введение 

Глава I «Проблемы и потребности молодежи»

1.1. Историческое развитие социальной  работы с молодежью

1.2. Нормативно-правовые основы  социальной работы с молодежью

1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи

Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»

2.1 Социальные службы в решении  молодежных проблем

2.2 Структура и задачи социальной  службы для молодежи

2.3 Технологии социальной работы  с молодежью

2.4 Опыт Краснодарского края  в сфере социальной работы с молодежью

Заключение

Список литературы

Введение

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе  социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости  формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского  общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных  сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально  подверженной влиянию разнообразных  факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Объект - проблемы молодежи.

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.

I. «Проблемы и потребности молодежи»

    1. Историческое развитие социальной работы с молодежью

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах  в советской России в рамках государственной  молодежной политики начинает разрабатываться  концепция государственной поддержки  молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления  государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват  молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки  молодежи, обладающих правовым обеспечением:

- труд и занятость;

- образование;

- здравоохранение. [14;47]

1.2 Нормативно-правовые  основы социальной работы с  молодежью

В современной государственной  молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении  ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной молодежной политики:

- граждане Российской Федерации,  включая лиц с двойным гражданством  от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

- молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака,  в случае рождения детей –  без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

- молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики:

- государственные органы и должностные  лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);

- молодежные объединения и ассоциации;

- молодые граждане.

Принципы государственной молодежной политики:

- сочетание государственных, общественных  интересов и прав личности  в реализации государственной  молодежной политики;

- привлечение молодых граждан  к участию в формировании политики  и программ для молодежи;

- обеспечение правовой и социальной  защиты молодых граждан;

- предоставление молодому гражданину  гарантирование государством минимума  социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому  развитию, охране здоровья, трудоустройству;

- приоритет общественных инициатив  по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Направления:

- обеспечение соблюдения прав  молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере  занятости;

- содействие предпринимательской  деятельности молодежи;

- государственная поддержка молодой  семьи;

- гарантии предоставления социальных  услуг;

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий для физического  и духовного развития молодежи;

- поддержка деятельности молодежных  и детских объединений;

- содействие международным молодежным  обменам.

Меры реализации:

- принятие специального законодательства  и иных правовых актов, решений  местных органов власти и управления;

- внесение изменений и дополнений  в законодательство и иные  акты;

- разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

- создание Российского фонда  Федеральных молодежных программ  для организации и финансового  обеспечения приоритетных программ  развития молодежи, а также формирование  аналогичных региональных и территориальных фондов;

- выделение в федеральном и  местном бюджетах отдельных ассигнований  на финансирование мероприятий  в области молодежной политики;

- создание государственных органов  по делам молодежи и социальных  служб различного профиля.

В 1994году была принята Федеральная  программа «Молодежь России». Для  создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных  средств на развитие приоритетных направлений  молодежной политики.[4]

В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. [5]

В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей. [6]

Задачи, поставленные этой программой.

1. создание условий для патриотического  и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого  физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;

2. формирование у молодежи активной  жизненной позиции, готовности  к участию в общественно-политической  жизни страны;

3. выполнение программ социальной  адаптации и повышения конкурентоспособности  на рынке труда;

4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

5. улучшение демографической ситуации  в обществе, укрепление института  молодой семьи, содействие в  решении жилищных проблем;

6. развитие и поддержка федеральной  и региональной систем информационного обеспечения молодежи.

В 2005году утверждена Министерством  образования и науки РФ программа  «Молодежь России на 2006-2010 годы».

Анализ трех предыдущих программ позволяет  заметить, что первые две программы  направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом  для города, района:

1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);

2. центр социальной помощи семье  и детям;

3. социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних;

4. социальная гостиница;

5. социальный приют для детей  и подростков.

По содержанию социальная поддержка  молодежи может быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной. [13;45]

Социальные проблемы и потребности молодежи

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Одной из главных проблем молодых  рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью