Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель исследования – на основе анализа методов социальной работы с молодежью дать рекомендации по улучшению эффективности социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Охарактеризовать понятие «молодежь», как оно представлено в имеющихся литературных источниках;
Выявить и проанализировать наиболее актуальные проблемы молодёжи;
Рассмотреть социальную работу в решении молодежных проблем;
ВВЕДЕН…………………………………………………………………………. 3.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………..
1.Молодежь как социально – демографическая группа. ………………………...6.
1.2.Молодежь и субкультуры ………………………...............................................
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА…………………………….
2.1. Молодежь как объект социальной работы……………………………………..
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем…………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕН………………………………………………………………
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МОЛОДЕЖЬЮ…………………………………………………….
1.Молодежь как социально – демографическая группа. ………………………...6.
1.2.Молодежь и субкультуры
……………………….....................
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА…………………………….
2.1. Молодежь как объект социальной работы……………………………………..
2.1 Социальные
службы в решении молодежных
проблем…………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. По официальным данным на начало 2008 года численность молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет составляет около38 млн. (26,8%) .1 Проблемы организации социальной работы с молодежью в российском обществе обусловлена тем, что сегодняшняя молодежь является носителем будущего. В зависимости от того, как будет организовываться социальная работа с молодежью, такая молодежь и будет в будущем. Именно молодое поколение самое активное в социальной и экономической сфере, так же в этот период молодые люди создают семьи, таким образом, от того насколько социально защищены молодые люди, зависит, как состояние разных сфер общества, так и генофонд нации. День молодежи России официально отмечается 27 июня в соответствии с распоряжением первого Президента РФ Б. Н. Ельцина № 459-РП от 24 июня 1993 года «О праздновании Дня молодежи». А с инициативой празднования выступили Комитет РФ по делам молодежи и Национальный совет молодежных объединений. 8 сентября 2008 года вышел указ президента РФ Медведева Д. А. N 1383 «О проведении в РФ года молодежи». На каждом этапе исторического развития специфика общественных отношений диктует определенные цели и направления развития сознания молодого поколения. Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально - психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущения смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом. Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор. Исследование молодежной проблематики сегодня востребованы и теорией и практикой социальной работы. Социальная работа с молодежью сегодня является неотъемлемой частью социальной политики.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. 2
Степень научной разработанности: В социологии существует целое направление, посвященное молодежи, написано множество учебников и учебных пособий (Волков, Павленок, Вишневский и др.) Существует так же много исследований посвященных проблемам молодежи: Я.В. Диновская исследовала профессиональное определение студентов, О.В. Шиняева и В.С. Шувалов исследовали проблему занятости студентов. О.П. Смирнова оценивала состояние социальной защищенности студентов. Среди зарубежных исследований проблем молодежи большое внимание привлекают труды таких известных социологов, как Л.Розенмайер (Австрия), И.Велев, П.Митев, М.Семов (Болгария), В.Фридрих, К.Штарке, Х.Шельский, Р.Майер. Среди советских и российских исследователей наиболее известны имена Н.М.Блинова, В.М.Боряза, С.И.Иконникова, И.М.Ильинского, В.Т.Лисовского, И.С.Кона, В.Ф.Левичевой, В.Г.Мордковича, Б.С.Павлова, В.Н.Шубкина, З.В.Сикевич, Н.С.Слепцова, М.Х.Титмы, В.И.Чупрова и др.3
В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология. Ювеноло́гия (лат. juvenalis — юный) — междисциплинарная область знаний, связанная с изучением молодёжи как социально-возрастной группы и объединяющая социологический, психологический, политологический, культурологический, сексологический и другие подходы4. В некоторых вузах были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.
Объект исследования – молодежь как социально - демографическая группа.
Предмет исследования - социальная работа с молодежью.
Цель исследования – на основе анализа методов социальной работы с молодежью дать рекомендации по улучшению эффективности социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования - решение проблемы заключается в правильном социальном воспитании личности, в развитии мотивации личности, а также в выработке нормативных и ценностных ориентаций.
Метод исследования - изучение нормативно-правовой базы, ресурсов глобальной сети, анализ литературы по данной теме, анализ статистических данных о молодёжи за последнее время.
Положения, выносимые на защиту:
- сущность молодежной политики
-решения
молодежных проблем с помощью
методов социальной работы
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МОЛОДЕЖЬЮ.
Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 30 лет включительно5. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе. В.Чупров6 отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся структуру общественных отношений ”.
Исследованием проблем молодежи занимаются ИСПИ РАН( институт социально – политических исследований) под руководством профессора В.И.Чупрова и мониторинг НИЦ( научно- исследовательский ценрт) при Институте молодежи под руководством Б.А.Ручкина, В.А.Родионова. Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ7понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
14-16 лет
- подростки. Это возраст
17-19
лет - юношество. Биологически
это период завершения физического
созревания, возраст самоопределения
- начала самостоятельной профессиональной
деятельности или выбора и осуществления
качественно новой профессиональной
учебы. Начинается разделение
жизненных путей юношей и
девушек, что в последующем приводит
к более глубокой экономической, политической
и культурной дифференциации среди них.
В этом возрасте начинается процесс социализации
- происходит приобретение почти всей
полноты гражданских прав, а вместе с тем
расширяется диапазон общественно-политических
ролей и связанных
с ними интересов
и ответственности.
25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе опыта многих поколений производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы. Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости. В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития. Это зависит от того, насколько молодёжь:
-
знает, разделяет и принимает
цели и задачи государственного
и общественного развития, связывает
с ними свои жизненные
- обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;
- обеспечена
необходимыми ресурсами и