Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель исследования – на основе анализа методов социальной работы с молодежью дать рекомендации по улучшению эффективности социальной работы с молодежью.
Задачи исследования:
Охарактеризовать понятие «молодежь», как оно представлено в имеющихся литературных источниках;
Выявить и проанализировать наиболее актуальные проблемы молодёжи;
Рассмотреть социальную работу в решении молодежных проблем;
ВВЕДЕН…………………………………………………………………………. 3.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………..
1.Молодежь как социально – демографическая группа. ………………………...6.
1.2.Молодежь и субкультуры ………………………...............................................
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА…………………………….
2.1. Молодежь как объект социальной работы……………………………………..
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем…………………………..
1.2. Молодежь и субкультуры.
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии- часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.12 Молодежных неформальных движений множество. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры. Я рассмотрела только некоторые из них, но, на мой взгляд, они ярче всего раскрывают само явление. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни, и понять как с такой молодежью работать. Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк13 отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы: 14
- увлечение
современной молодежной
- устремление к право порядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- около спортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур:
- романтико-эскапистские
субкультуры (хиппи,
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),
- криминальные ("гопники", "люберы")
- анархо-нигилистические
(панки, экстремистские
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
- Враждебно
или асоциально настроенные
- Группы
современного искусства:
- Элита: мажоры, рейверы.
- Субкультура масс или контркультура: гопники.
- Социально-активные:
общества защиты истории и
окружающей среды, пацифисты. Человек,
попавший в субкультуру, становится с
ней единым целым. Он принимает все порядки,
законы нового общества, у него меняется
система ценностей и взгляд на мир. Кто-то
меняет субкультуры, как перчатки, только
ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих,
не вникает в суть и философию, которая
в большей или меньшей степени есть в каждом
неформальном движении. Даже те, кто верен
одной своей неформальной организации,
зачастую не понимают ее. Чаще всего таким
поверхностным бывает именно молодое
поколение. Подростки металлисты могут
устраивать массовые драки и беспорядки,
хулиганить, хамить старшим и считать,
что поступают как истинные металлисты.
Им отнюдь не понять, что это движение
основано в первую очередь из-за самой
музыки и особого мироощущения, а не из-за
стремления разрушать все вокруг. Проблемы
могут возникнуть в том случае, если еще
неокрепшая личность попадает в субкультуры,
опасные даже для взрослых. Например, как
бы ни были миролюбивы растаманы, их движение
несет в себе пропаганду каннабиса, так
называемой «травки», вполне вероятно,
что, посчитав курение «косячков» обязательным
атрибутом субкультуры, молодежь попробует
и это. Конопля проповедуется и многими
«истинными» хиппи. То же относится и к
панкам, если учитывать их нездоровый
образ жизни, и ко многим другим музыкальным
субкультурам.15 Субкультура байкеров
очень опасна для жизни, не считая постоянных
затрат на «железного коня», экстремальные
виды спорта тоже опасны. Всегда находится
какая-то отрицательная черта субкультуры,
которую может перенять подросток. Опаснее
всего секты. Например, секта сатанистов.
Очень немногие «поступившие» туда, могут
вернуться. Она действует словно гипнозом
на своих последователей. Подросток, следуя
правилам культа сатаны начнет приносить
животные, если не человеческие, жертвы,
участвовать в развратных действах. Это
губительно действует как на самого человека,
так и на окружающих. К тому же психика
может не вынести всего увиденного или
содеянного. Развиваясь, субкультуры вырабатывают
единый стиль одежды (имидж). Язык (жаргон,
сленг), атрибутику (символику), также общее
мировоззрение для своих членов. Характерный
имидж и манера поведения является маркером,
отделяющим «своих» (представителей субкультуры)
от посторонних людей. Я возьму наиболее
яркие, на мой взгляд, субкультуры и рассмотрю
их подробнее. Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный)
— молодёжная субкультура, образовавшаяся
на базе поклонников одноимённого музыкального
стиля. Выражение эмоций — главное правило
для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение,
противостояние несправедливости, особенное,
чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид
— ранимый и депрессивный человек.16 Традиционной
причёской эмо считается косая, рваная
чёлка до кончика носа, закрывающая один
глаз, а сзади короткие волосы, торчащие
в разные стороны. Для эмо характерна одежда
в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами
и стилизованными значками. Основными
цветами в одежде являются чёрный и розовый
(пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие
сочетания считаются допустимыми.
Панк, па́нки (англ. punk - перен. разг. плохой,
дрянной) — молодёжная субкультура, возникшая
в конце 60-х — начале 70-х годов. Панки придерживаются
различных политических взглядов, но в
большинстве своём они являются приверженцами
социально направленных идеологий и прогрессивизма.
Распространенными воззрениями являются
стремление к личной свободе и полной
независимости.17 Многие панки красят
волосы в яркие неестественные цвета,
начёсывают и фиксируют их лаком, гелем
или пивом, чтобы они стояли торчком. В
80-х у панков стала модной причёска «ирокез».
Носят джинсы, заправленные в тяжёлые
ботинки или подвёрнутые под короткие
тяжёлые ботинки (банки) и кеды. Го́ты — представители
молодёжной субкультуры, зародившейся
в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка.
Готическая субкультура достаточно разнообразна
и неоднородна, однако для неё в той или
иной степени характерны общие черты:
специфический мрачный имидж, а также
интерес к готической музыке, хоррор-литературе
и мистике. Основные элементы готического
имиджа — преобладание чёрного цвета
в одежде, использование металлических
украшений с символикой готической субкультуры,
и характерный макияж. Макияж используется
и мужчинами, и женщинами. Он не является
повседневным атрибутом, и как правило,
наносится перед посещением концертов
и готических клубов. Макияж обычно состоит
из двух элементов: белой пудры для лица
и тёмной подводки вокруг глаз. Прически
в готической моде достаточно разнообразны.
В эпоху пост-панка основным видом прически
были средней длины растрепанные волосы.
Но в современной субкультуре многие носят
длинные волосы, или даже ирокезы. Для
готов характерно красить волосы в чёрный
или — реже — рыжий цвет.18 Го́пники
(также — гопы́, гопари́, собирательно
— гопота́, гопоте́нь, гопьё) — жаргонное
слово русского языка, уничижительное.
Обозначение представителей городской
прослойки молодёжи, близкой к криминальному
миру либо с криминальными чертами поведения,
часто малообразованной и происходящей
из неблагополучных семей. Имидж и поведение
типичного гопника представляют собой
пародию на представителей криминального
мира 1990-х годов в России и иных странах
СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивное
трико было перенято подростками прямо
от них. Гопники занимались мелким воровством
и вымогательством денег. Представители прослойки
гопников отличаются выраженной агрессией. Преимущественно
это драки, грабежи, наезды, которые нацелены
на добычу денег, алкоголь и сигареты.19
Основная опасность таких субкультур
для молодежи является следующие тенденции.
Молодежные субкультуры в России несут
на себе воздействие криминализации общества,
тяги к преодолению рутины повседневности,
«родимых пятен» советской эпохи. Эти
воздействия переплетаются, в разной мере
присущи тем или иных субкультурным феноменам.
Главное же состоит в том, что субкультурная
специфика не свойственна молодому поколению
россиян как таковому, это мозаика социокультурных
образований, фрагментарно рассеянная
в молодежной среде. Некоторые из молодежных
субкультур могут создавать платформу
для развития негативных тенденций в молодежной
среде (проблемы наркотизма, насилия и
т. д.). Во всех случаях важно, что через
субкультурные формы для определенной
части молодежи лежит путь к освоению
социальности.20
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.
2.1. Молодежь как объект социальной работы.
До 1920
годов во многих странах государственная
молодежная политика не выделялась в самостоятельную
сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних
в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась
как христианская помощь беднякам. Однако
постепенно она стала рассматриваться
как часть государственной системы, направленной
на разрешение конфликтов в обществе.
В соответствии с этим выстроилась система
надзора за молодежью. В последствии этого
надзора сложилась концепция помощи и
поддержки молодежи. Чуть позже эта
область стала регулироваться законом.
В России очень многое делается для того,
чтобы молодежь имела прекрасные перспективы.
Забота о молодом поколении является важной
частью социальной политики. Разработана
и осуществляется молодежная политика.
Государство поддерживает молодые семьи.21
Расширяются возможности для получения
среднего, высшего, специального образования.
Широкое развитие получили юношеские
и молодежные клубы и центры. Большое внимание
уделяется снижению молодежной безработицы.
Решение возникающих в молодежной сфере
социальных проблем не может быть реализовано
без организации социальной работы, разворачивания
деятельности социальных служб для несовершеннолетних
и молодежи. Социальная работа среди молодежи
рассматривается как обеспечение наиболее
благоприятных социально-экономических
условий развития каждого молодого человека,
способствующая социальному становлению
личности, обретение ею всех видов свобод
и полноценного участия индивидов в жизни
общества. Под социальной работой с молодежью
понимается профессиональная деятельность
по оказанию помощи, как отдельному молодому
человеку, так и группам молодых людей
в целях улучшения или восстановления
их способности к социальному функционированию.
Создание условий, благоприятствующих
достижению этих целей в обществе, а также
работа с молодыми людьми на коммунальном
уровне, по месту жительства или в трудовых
коллективах. При организации деятельности
социальных служб для несовершеннолетних
и молодежи осуществляется целый комплекс
мер. Решается задача по созданию и развитию
комплекса специализированных служб и
учреждений по оказании подросткам и молодежи
разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических,
реабилитационных и социально-правовых
услуг. В соответствии с утвержденной
номенклатурой органов по делам молодежи
существует следующая структура социальных
служб. Центр социально-психологической
помощи молодежи для оказания медико-психолого-
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
В Федеральном
законе "Об основах социального
обслуживания населения РФ" комплексная
система социального
1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
- центр социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
- социальная гостиница;
- социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
- центр
психолого-педагогической
- центр
экстренной психологической
- реабилитационные
центры для лиц с
(в том числе для детей и подростков);
- комплексные
молодежные центры военно-
3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
- общежития
для лиц с ограниченными
При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар. 27
В задачи
отделения диагностики входит: выявлять
дезадаптированных детей и подростков,
создавать банк данных о них; выявлять
и анализировать факторы социальной дезадаптации
детей, ее формы и стадии; изучать состояние
здоровья, особенности личностного развития
и поведения детей и подростков; разрабатывать
индивидуальные программы социальной
реабилитации несовершеннолетних, комплекс
мероприятий, направленных на вывод их
из сложной ситуации и создание условий
для нормальной жизнедеятельности. Основными
задачами отделения социальной реабилитации
являются: организация поэтапного выполнения
программ социальной реабилитации несовершеннолетних;
восстановление утраченных контактов
с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных
отношений несовершеннолетних, восстановление
их социального статуса в коллективе сверстников,
устранение психотравмирующих ситуаций,
выработка навыков общения с взрослыми
и сверстниками на основе норм нравственности;
содействие в получении специальности
и работы; оказание комплексной медико-педагогической
и правовой помощи; решение вопросов устройства
детей и подростков. Так, например, основной
задачей московского объединения "Педагогический
поиск" являются социальная и правовая
защита, адаптация и реабилитация выпускников
и воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Сотрудники и добровольцы объединения
помогают им устроиться в жизни, получить
жилье, образование, подобрать работу.
В Доме адаптации подростки учатся правилам
социальной жизни, здесь корректируются
жизненные ориентации в трудовой семье,
укрепляются познания в нравственных,
моральных и правовых нормах жизни. В Доме
учатся готовить, ухаживать за своим жилищем
и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного
творчества, где подростки выполняют различные
виды работ и могут зарабатывать деньги.28