Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:22, контрольная работа
Цель данной работы – систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления
Задачами курсовой работы являются:
изучение основных законов социального управления;
исследование основных принципов социального управления;
Введение
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.
Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.
Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.
Сегодня существует множество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, его внутренней структуры, что плодотворно в исследовательском плане, но явно недостаточно, ибо они должны быть представлены в единой логике (от целеполагания до оценки эффективности принятых решений).
Раскрывая социальный феномен управления, важно отличить его не сколько от управления естественно-природного (биологического) и технического, сколько определить его объем, масштабы, содержание. Если в первом случае понятно, что социальное управление вытекает из необходимости общения людей в процессе социальной деятельности, определяет отношения между людьми по поводу каких-либо общественных процессов (обмена продуктами, производства, культуры, искусства, природы, техники, быта и т.п.), то рассмотрение содержания социального управления в научной литературе не всегда однозначно.
Например, в западной и отечественной литературе по менеджменту последний отождествляется однозначно с управлением, хотя, возможно, менеджмент нужно рассматривать как организационно-экономическое поведение по управлению.
В книге «Советская социология» понятия «управление» и «руководство» рассматриваются как самостоятельные, однопорядковые. Правда, тут же их различие сводят к функциям, неубедительно повторяя в обоих случаях одни и те же составляющие. В этой же работе «управление» отличают от «организации» и «планирования».
Цель данной работы – систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления
Задачами курсовой работы являются:
изучение основных законов социального управления;
исследование основных принципов социального управления;
изучение сущности и содержания принципов социального управления
В данной курсовой работе рассмотрены основные компоненты социального управления, его функции, а также исследованы общие методологические и специфические методологические принципы социального управления, организационные и частные принципы социального управления.
В заключении подведены основные итоги курсовой работы.
1. Основные компоненты социального управления
Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов:
1) ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление.
2) другим компонентом социального управления является социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриорганизационного, внутригруппового, внутриколлективного регулирования.
3) оба названных компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в себя как продукт «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке, требованиях, режиме), так и стихийно сложившиеся правила и нормы отношений в организации.
1.1 Законы социального управления
К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
К законам управления относятся:
Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.
Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем, чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.
Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.
Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма – системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.
К числу основополагающих законов социального управления относятся также:
Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.
Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.
Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная – объективно-субъективная.
В целом в теории управления понятие закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закономерностей – во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды, предотвращение экологической катастрофы – одна из важнейших закономерностей социального управления.
1.2 Функции социального управления
Функция (в переводе с латинского означает «деятельность») управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.
Управление и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
В литературе и практике существуют различные подходы к классификации функций управления. Наиболее общими являются три классификационных признака выделения функций:
1) этапы (стадии) процесса управления;
2) сфера (вид) деятельности;
3) вид объекта управления.
По виду объекта управления функции могут быть подразделены по уровню производства (участок, цех, корпус, предприятие и т.д.) и элементам процесса производства (труд, орудия, предметы и продукты труда).
Функции по уровню производства, в свою очередь, могут классифицироваться: по видам процессов (основные, вспомогательные, обслуживающие), по типу и масштабу производства, по виду специализации (предметная, подетальная, технологическая); фазам производственного процесса (заготовительная, обработочная, сборочная и т.д.).
2. Принципы социального управления, их содержание
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития законы и закономерности социального управления принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.
Принципы управления – это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.
Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.
Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.
К основным принципам социального управления относят принципы:
единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
сочетания отраслевого и территориального управления;
приоритетности в достижении стратегических целей;
научности социального управления;
прогнозирования социального управления;
мотивации (стимулирования) труда;
ответственности за результаты социального управления;
рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
экономичности и эффективности управления;
системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
сочетания единоначалия и коллегиальности;
ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
программно-целевого обеспечения;
делегирования полномочий;