Социальные приюты. Принципы построения и организация работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:00, реферат

Краткое описание

Социально - экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.

Оглавление

Содержание
Введение
1. Понятие приюта. Организация работы в социальных приютах
2. Принципы социально-реабилитационной работы в приютах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

социальный приют.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

                             Министерство образования и науки РФ

                       Государственное образовательное учреждение

                           Высшего профессионального образования  

 Реферат:

«Социальные приюты. Принципы построения и организация работы»

по курсу: «Содержание и методика медико-социальной работы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Тамбов 2011 

                                           Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение

     Социально - экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются:  нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.

     В обществе в последнее десятилетие  возникла значительная по своим масштабам  категория детей,  которые находятся  в  статусе «ничейных». Часто они  живут под одной крышей с родителями, но  связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.

     Отсутствие  должного ухода и содержания, пренебрежение  интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.

     Сложившаяся ситуация требует от специалиста  социальной работы переосмысления целей, ценностей, и мотивов его деятельности. Необходимо повышение эффективности средств и методов социальной работы с возрастающим числом детей, имеющих проблемы.

     В этих условиях активно развивается  система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные приюты. Интенсивное развитие сети  специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили  востребованность научно-методического обеспечения социальной   компоненты реабилитационной работы специалистов социальной работы этих учреждений.

     Социальный  приют для детей и подростков - это государственное учреждение, призванное помогать детям, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказавшимся без присмотра наедине с улицей. В чем заключается эта помощь?

       Приют предоставляет проживание, уход и питание, медицинское  обслуживание - в общем, возможность  жить и учиться. Приют дает  детям надежду на светлое и счастливое будущее. Но он не может дать того, что имеет наибольшее значение для ребенка - семью, маму и папу. Он лишь помогает найти тех людей, которые неравнодушны к судьбе брошенного ребенка, которые захотят взять его к себе, и подарить свою любовь и заботу.

          К сожалению, эти поиски нечасто проходят успешно, и многие дети выходят в жизнь в одиночестве, без поддержки и совета близкого человека. 

 

1.Понятие  приюта. Организация работы в социальных приютах.

            В целях предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, формирования государственной системы защиты прав несовершеннолетних были созданы новые социально-профилактические службы для дезадапционных детей и подростков.

 Одним  из таких служб помощи беспризорным детям являются временные приюты.

          Приют - временное убежище для детей, поэтому одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом обстоятельств в каждом конкретном случае.

           Можно выделить несколько категорий детей, поступающих в приюты, в зависимости от их семейного анамнеза:

1) дети-сироты, у которых умерли родители;

2) дети, родители, которых лишены родительских  прав;

3) дети, временно лишившиеся родительского  попечения (родители находятся в больнице, в заключении);

4) дети, из семей, где они подвергаются  физическому или сексуальному  насилию; или из семей, где  родители не выполняют, пренебрегают  своими основными функциями: не  кормят, оставляют на целый день  и более одних без присмотра, то есть дети из семей, где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

5) дети, убежавшие из дома по разным  причинам, например, конфликт с родителями;

6) дети-беспризорники,  дети эмигрантов или беженцев. Перечисление этих групп показывает, что прежде, чем принять важное для ребенка решение, определить круг мероприятий по его социальной реабилитации, необходимо изучить обстоятельства семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения, включающий взрослых и детей), его привязанности, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. То есть, прежде всего, необходимо провести диагностическое исследование.

          Для детей, поступающих в приют, независимо от их возраста, характерна общая черта - нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений - от незнания, несоблюдения правил личной гигиены и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до ряда проявлений девиантного поведения - воровства, гиперсексуальности, нарушенной половой ориентации. Одна из причин этого явления - отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.

В приют  в основном поступают депривированные  дети, которые к тому же являются жертвами жестокого обращения: сексуального, физического, эмоционального. Под психологической  депривацией понимается недостаточное  удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение длительного времени и в серьезной степени. У детей с психической депривацией наблюдается отставание в психическом развитии. Особенно это касается развития мышления и речи.

Подавляющее большинство детей в приюте являются жертвами насилия: сексуального, физического, эмоционального. Чаще всего дети подвергались жестокому обращению в семье, то есть были жертвами домашнего насилия, однако часть детей школьного, особенно подросткового возраста пострадала от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых. Часто в приют поступают дети, которые в течение длительного времени подвергались жестокому обращению, у которых произошли серьезные изменения в психике личности, в том числе и мотивационно-потребностной сфере. Часть детей, поступают в приют вскоре после: совершения насилия, например, после изнасилования, имеют тяжелые психические последствия, которые проявляются в острой, кризисной форме. У ребенка происходят нарушения нормального функционирования, особенно в первое время после события.

          Изучение состояния физического здоровья, психологической сферы, основных психологических характеристик поступивших в приют детей позволяет выявить близкие, сходные проблемы и провести отбор особых детей для формирования групп реабилитации. Оптимальным является создание групп одного возраста - 15 детей, а разновозрастная - 5-7 детей; для каждой группы определенный набор помещений: спальня, столовая, комната для занятий и игр, туалетная комната и так далее. Это было бы целесообразно и с точки зрения, что в приюты часто поступает сразу несколько детей из одной и той же семьи.

Формирование  группы детей приходится делать по возрастным и половым признакам. Разделение детей по возрасту обусловлено  не только значительными различиями режима дня, но и особенностями реабилитационных мероприятий, проводимых с детьми и подростками. Если важнейшей задачей персонала приюта при работе с детьми младшего возраста является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыка и знаний, которые они недополучили у родителей, то подростков приходится перевоспитывать, устранять имеющиеся у них нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Особое значение для подростков приобретает получение профессиональных навыков, трудовое и физическое воспитание, организация которых требует специальных помещений.

          Большое значение для эффективной реабилитационной работы имеет правильная организация режима дня, учитывая, что для приютских детей характерны быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, неспособность сосредоточиться даже на короткое время, нарушение сна, двигательная гиперактивность, несформированность навыков общения и совместной деятельности. Эти обстоятельства определили следующие основные требования к организации режим дня для детей в приюте:

– проведение занятий индивидуально или в  малых группах (яркая эмоциональная  окраска занятий);

– непродолжительность  занятий (15-20 минут), чередование занятий  с отдыхом (физкультминутками, динамическими  паузами);

– разнообразие форм занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня (переключение с одного вида деятельности на другой);

– перенос  большей части активности на первую половину дня (возбужденных игр, спортивных игр, новых для детей занятий и т.д.). Вторая половина более спокойная. После проведения физкультурных занятий - релаксация, в конце дня спокойные игры, чтение.

           Большая часть детей, поступающих в реабилитационный центр, не обучаются по возрасту. Важной задачей для сотрудников приюта является обучение таких детей. Группу из 5 человека одного возраста и степени подготовленности к школе, обучает учитель начальной школы, который работает по системе домашнего обучения.

При увеличении числа, таких детей и ввиду  большой разницы в возрасте выбирается базовая близлежащая школа, в которой дети продолжают обучение в классах компенсирующего обучения, обычных классах и гимназических классах. Часть детей ввиду особенностей (таких, как глухота и т.д.) обучается в школах-интернатах.

Организация обучения ребенка, независимо от времени поступления и развития ребенка, позволяет решить проблему с помощью ускоренного курса обучения.

     Главными  задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта.

     Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта.

     Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка  с соответствующими целями. Такой  приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

     Рассмотрим  социальный приют для детей и  подростков (в дальнейшем приют), который  является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории региона (области) социальную медико-психологическую помощь и поддержку несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

     Приют создается постановлением администрации региона или муниципального образования по представлению управления социальной защиты населения и осуществляет свою деятельность под его руководством.

Информация о работе Социальные приюты. Принципы построения и организация работы