Социальные приюты. Принципы построения и организация работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:00, реферат

Краткое описание

Социально - экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.

Оглавление

Содержание
Введение
1. Понятие приюта. Организация работы в социальных приютах
2. Принципы социально-реабилитационной работы в приютах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

социальный приют.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     В своей деятельности приют руководствуется  Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Декларацией ООН о правах ребенка, законами области, иными нормативными правовыми актами.

     Основными задачами приюта являются:

    • реализация прав ребенка на защиту и помощь со стороны государства и общества;
    • профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и социального сиротства, оказание помощи при ликвидации трудной жизненной ситуации;
    • предоставление детям и подросткам временного проживания до определения, совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства;
    • обеспечение несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной помощью.

     В структуре приюта обычно создаются  следующие отделения: ·        отделение реализации программ социальной реабилитации и другие.

     В соответствии со своими задачами Приют:

    • предоставляет временное проживание детям и подросткам в возрасте от трех до четырнадцати лет, оставшимся без попечения родителей и нуждающихся в срочной помощи государства, сроком до шести месяцев;
    • обеспечивает право несовершеннолетних:
    • на переписку и встречу с родными и близкими, представителями органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств;
    • ·на получение посылок и передач;
    • ·оказывает первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;
    • оказывает комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей и подростков в интернатное учреждение, семью и так далее;
    • выявляет и анализирует причины, обусловившие социальную дезадаптацию детей и подростков;
    • разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации детей и подростков, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации.

     Несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, предоставляется полное государственное обеспечение. 
 

2. Принципы социально-реабилитационной работы в приютах.

     Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся  в трудной ситуации. Приюты создаются  также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка.

     Каждый  специалист приюта в работе с воспитанниками руководствуется определенными  принципами, выражающими суть и специфику  его работы. Однако, чтобы коллектив  работал слаженно и целенаправленно, всем сотрудникам необходимо овладеть общими принципами организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми.

     Первый  важнейший принцип социально-реабилитационной работы в приюте, на который ориентируется  все сотрудники - принцип гуманизма  и ненасильственного взаимодействия с детьми. Он предполагает соблюдение определенных требований во взаимоотношениях с ребенком, которые должны строиться не в рамках директивно-дисциплинарной модели «взрослый требует - ребенок подчиняется» требованию, а на основе ненасильственного взаимодействия, с ориентацией на личность воспитанника.

     Второе  важнейшее условие реализации принципа гуманизма и ненасильственного  взаимодействия с детьми, заключается  в том, что все сотрудники приюта осознают необходимость достижения во взаимодействии с ребенком, такого положения, когда тот добровольно, по внутреннему побуждению, принимает предлагаемые ему правила жизни, формы его дальнейшего жизнеустройства.

     Третье  условие, необходимое для реализации принципа гуманизма и ненасильственного  взаимодействия с детьми - постоянная забота сотрудников приюта о возвышении ребенка, как личности.

     Второй  принцип коррекционно-реабилитационной работы, которым руководствуются  все сотрудники - индивидуальный подход к ребенку.

     Значимость  этого принципа - при наличии общих  тенденций, судьба каждого ребенка, и система его социальных связей, и уровень развития, и состояние здоровья имеют вполне конкретный, индивидуальный характер.

     Полноценная реабилитация принципа индивидуального  подхода возможна, если сотрудники знают ребенка во всех отношениях.

     Специалисты разного профиля получают информацию о детях с помощью принятых методик. Но взаимодействие складывается более успешно, если все они, накапливая информацию о ребенке, соблюдают определенные требования, что в свою очередь повышает качество информации и расширяет возможность ее сопоставления при совместном анализе.

     К таким требованиям относятся:

     – соблюдение последовательности в накоплении информации, характеризующей воспитанника;

     – изучение информации о ребенке должно быть конкретным, с четко определенной целью;

     – изучение детей преимущественно  в процессе различной деятельности;

     – своевременная фиксация результатов  изучения информации.

     Собранная информация обобщается и фиксируется  специалистами в статусных характеристиках  воспитанника:

     1) социальный статус (социальная ситуация ребенка в момент поступлений; сведения о родителях; о других родственниках или опекунах; как принят в приют);

     2) состояние физического и психического  здоровья ребенка; 

     3) психологический статус ребенка;

     4) социальное и индивидуальное развитие (овладение навыками общения, взаимодействия с людьми, сотрудничества, нормами приемлемого поведения, бытовыми и гигиеническими навыками; позитивные и негативные индивидуальные качества, особенности характера).

     Собранная и систематизированная информация дает возможность определить задачи психолого-педагогической и социальной реабилитации данного ребенка, в решении которых участвуют все специалисты, и осуществить их на практике.

     Третий  принцип реабилитационной работы с  детьми, на который должны быть сориентированы все сотрудники приюта, - комплексный подход к индивидуальной работе с воспитанниками.

     Осуществление комплексного подхода означает, что  процесс возрождения каждого  ребенка носит разносторонний характер.

     Говоря  о беспризорных детях, конечно, первая задача - «накормить, одеть, подлечить, приласкать», но важно затем сломать «лед недоверия» к людям, помочь вернуться к школе, развивать социальные навыки, найти интересное дело, приучить к труду, то есть речь идет о разностороннем влиянии на беспризорного ребенка, что требует наличия в приюте специалистов разного профиля.

     Под комплексным подходом понимается не просто чисто параллельные действия специалистов разного профиля, а  их взаимодействие в общем, процессе возрождения ребенка.

     Успех достигается за счет того, что происходит установление определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированной на одного и того же ребенка. Эти связи различны:

     – взаимная информация (о состоянии  здоровья ребенка, его поведении, общении с взрослыми и детьми, отношениях, привлекательных и негативных чертах его характера и т.д.);

     – согласование (методов влияния, содержания и организации деятельности, в  которую включается ребенок, характера  общения с ним и т.д.);

     – совместная деятельность (каждый специалист своими методами, со своих позиций участвует вместе с другими в решении той или иной задачи социальной реабилитации ребенка);

     – взаимопомощь (к примеру, воспитатель  вместе с психологом определяет ориентиры  для наблюдения за детьми с учетом их возраста);

     – использование информации о ребенке, добытой одним специалистом, в  деятельности другого (инструктор по труду, например, учитывает информацию о  состоянии нервно-психического здоровья ребенка, определяя содержание трудового  задания, режим его работы, стимулы);

     – запрос одного специалиста к другому (специалист по социальной работе, например, побуждает психолога выявить  характер отношений ребенка к  биологическим родителям);

     – взаимное обучение специалистов.

     Спектр  форм взаимодействия сотрудников в приюте как реабилитационном учреждении достаточно широк и разнообразен. Использование всех форм взаимодействия ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста и обеспечивает большую эффективность и целеустремленность реабилитационного процесса.

     При таком подходе к организации  социально-реабилитационного процесса каждому коллективу сотрудников  необходимо выявить ключевые направления  реабилитационной деятельности всего  коллектива и определить роль каждого  специалиста в их осуществлении относительно, каждого из воспитанников.

     В качестве основных можно выделить следующие  направления:

     – разработка индивидуальной программы  социальной реабилитации ребенка;

     – снятие последствий психотравмирующих  факторов, оказавших на него пагубное влияние;

     – обеспечение его адаптации в  новых жизненных условиях;

     – поиск наиболее оптимальной формы  жизнеустройства ребенка.

     Для разработки индивидуальной программы  реабилитации наибольшую значимость имеют  взаимная информация специалистов о  ребенке, совместная деятельность по анализу разносторонней информации, определению основных задач и методов реабилитационной работы с конкретным ребенком. Диагностическая работа не дает эффекта, если получаемая разными специалистами информация будет использоваться только ими. Информация о ребенке, которой владеют специалисты, должна быть объединена, осмыслена коллективно.

     Второе  ключевое направление реабилитационной работы - снятие последствий различных  психотравмирующих факторов. Приоритетная роль здесь принадлежит подготовленному психологу, психотерапевту. Они направляют усилие на то, чтобы снять у ребенка психическое напряжение, уменьшить тревожность, страх перед взрослыми. Стремятся ослабить чувство самопорицания, которое свойственно детям, пережившим насилие; помогают «вынести во вне» переживания, которые являются источником болезненного состояния и та далее. В этих целях специалист использует возможности арттерапии, коррекционные и развивающие игры.

     Обеспечить  адаптацию детей в новых жизненных  условиях, также возможно усилиями всех специалистов реабилитационного учреждения. Общей задачей всех сотрудников является создание среды обитания, соответствующей потребностям ребенка определенного возраста, которые чаще всего не были удовлетворены в его прошлой жизни. Это разносторонние потребности в домашнем тепле и уюте; в общении и в уединении; в праве обустраивать собственное, пусть небольшое жизненное пространство по своему вкусу и так далее.

     Совместными усилиями формируют специалисты  и установку относительно способов регулирования поведения детей. Она исключает жесткое давление, провоцирующее агрессию подростка, негативные оценки его личности, предполагает гибкое соотношение запрещаемого и разрешаемого.

     Анализ  опыта работы социально-реабилитационных учреждений показывает, что взаимодействие специалистов - процесс управляемый. Будучи сознательно организованным, он является результатом целенаправленных усилий руководителя учреждения и всего коллектива сотрудников. По мере углубления взаимопонимания среди сотрудников, способствующего формированию коллектива единомышленников, связи в деятельности специалистов становятся все более многогранными, разносторонними и тонкими. Поиск наиболее эффективных форм этих связей, их организационного оформления и использования в практике социальной реабилитации - важнейшая задача коллектива и его руководителя.

Информация о работе Социальные приюты. Принципы построения и организация работы