Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:00, реферат
Социально - экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.
Содержание
Введение
1. Понятие приюта. Организация работы в социальных приютах
2. Принципы социально-реабилитационной работы в приютах
Заключение
Список литературы
В своей деятельности приют руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Декларацией ООН о правах ребенка, законами области, иными нормативными правовыми актами.
Основными задачами приюта являются:
В структуре приюта обычно создаются следующие отделения: · отделение реализации программ социальной реабилитации и другие.
В соответствии со своими задачами Приют:
Несовершеннолетнему,
оставшемуся без попечения
2.
Принципы социально-
Приют
- государственное
Каждый специалист приюта в работе с воспитанниками руководствуется определенными принципами, выражающими суть и специфику его работы. Однако, чтобы коллектив работал слаженно и целенаправленно, всем сотрудникам необходимо овладеть общими принципами организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми.
Первый
важнейший принцип социально-
Второе важнейшее условие реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми, заключается в том, что все сотрудники приюта осознают необходимость достижения во взаимодействии с ребенком, такого положения, когда тот добровольно, по внутреннему побуждению, принимает предлагаемые ему правила жизни, формы его дальнейшего жизнеустройства.
Третье условие, необходимое для реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми - постоянная забота сотрудников приюта о возвышении ребенка, как личности.
Второй
принцип коррекционно-
Значимость этого принципа - при наличии общих тенденций, судьба каждого ребенка, и система его социальных связей, и уровень развития, и состояние здоровья имеют вполне конкретный, индивидуальный характер.
Полноценная реабилитация принципа индивидуального подхода возможна, если сотрудники знают ребенка во всех отношениях.
Специалисты разного профиля получают информацию о детях с помощью принятых методик. Но взаимодействие складывается более успешно, если все они, накапливая информацию о ребенке, соблюдают определенные требования, что в свою очередь повышает качество информации и расширяет возможность ее сопоставления при совместном анализе.
К таким требованиям относятся:
– соблюдение последовательности в накоплении информации, характеризующей воспитанника;
– изучение информации о ребенке должно быть конкретным, с четко определенной целью;
– изучение детей преимущественно в процессе различной деятельности;
– своевременная фиксация результатов изучения информации.
Собранная
информация обобщается и фиксируется
специалистами в статусных
1) социальный статус (социальная ситуация ребенка в момент поступлений; сведения о родителях; о других родственниках или опекунах; как принят в приют);
2)
состояние физического и
3)
психологический статус
4) социальное и индивидуальное развитие (овладение навыками общения, взаимодействия с людьми, сотрудничества, нормами приемлемого поведения, бытовыми и гигиеническими навыками; позитивные и негативные индивидуальные качества, особенности характера).
Собранная
и систематизированная
Третий принцип реабилитационной работы с детьми, на который должны быть сориентированы все сотрудники приюта, - комплексный подход к индивидуальной работе с воспитанниками.
Осуществление комплексного подхода означает, что процесс возрождения каждого ребенка носит разносторонний характер.
Говоря о беспризорных детях, конечно, первая задача - «накормить, одеть, подлечить, приласкать», но важно затем сломать «лед недоверия» к людям, помочь вернуться к школе, развивать социальные навыки, найти интересное дело, приучить к труду, то есть речь идет о разностороннем влиянии на беспризорного ребенка, что требует наличия в приюте специалистов разного профиля.
Под комплексным подходом понимается не просто чисто параллельные действия специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем, процессе возрождения ребенка.
Успех достигается за счет того, что происходит установление определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированной на одного и того же ребенка. Эти связи различны:
– взаимная информация (о состоянии здоровья ребенка, его поведении, общении с взрослыми и детьми, отношениях, привлекательных и негативных чертах его характера и т.д.);
– согласование (методов влияния, содержания и организации деятельности, в которую включается ребенок, характера общения с ним и т.д.);
– совместная деятельность (каждый специалист своими методами, со своих позиций участвует вместе с другими в решении той или иной задачи социальной реабилитации ребенка);
– взаимопомощь (к примеру, воспитатель вместе с психологом определяет ориентиры для наблюдения за детьми с учетом их возраста);
– использование информации о ребенке, добытой одним специалистом, в деятельности другого (инструктор по труду, например, учитывает информацию о состоянии нервно-психического здоровья ребенка, определяя содержание трудового задания, режим его работы, стимулы);
– запрос одного специалиста к другому (специалист по социальной работе, например, побуждает психолога выявить характер отношений ребенка к биологическим родителям);
– взаимное обучение специалистов.
Спектр форм взаимодействия сотрудников в приюте как реабилитационном учреждении достаточно широк и разнообразен. Использование всех форм взаимодействия ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста и обеспечивает большую эффективность и целеустремленность реабилитационного процесса.
При
таком подходе к организации
социально-реабилитационного
В качестве основных можно выделить следующие направления:
– разработка индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка;
– снятие последствий психотравмирующих факторов, оказавших на него пагубное влияние;
– обеспечение его адаптации в новых жизненных условиях;
– поиск наиболее оптимальной формы жизнеустройства ребенка.
Для разработки индивидуальной программы реабилитации наибольшую значимость имеют взаимная информация специалистов о ребенке, совместная деятельность по анализу разносторонней информации, определению основных задач и методов реабилитационной работы с конкретным ребенком. Диагностическая работа не дает эффекта, если получаемая разными специалистами информация будет использоваться только ими. Информация о ребенке, которой владеют специалисты, должна быть объединена, осмыслена коллективно.
Второе
ключевое направление реабилитационной
работы - снятие последствий различных
психотравмирующих факторов. Приоритетная
роль здесь принадлежит
Обеспечить
адаптацию детей в новых
Совместными усилиями формируют специалисты и установку относительно способов регулирования поведения детей. Она исключает жесткое давление, провоцирующее агрессию подростка, негативные оценки его личности, предполагает гибкое соотношение запрещаемого и разрешаемого.
Анализ опыта работы социально-реабилитационных учреждений показывает, что взаимодействие специалистов - процесс управляемый. Будучи сознательно организованным, он является результатом целенаправленных усилий руководителя учреждения и всего коллектива сотрудников. По мере углубления взаимопонимания среди сотрудников, способствующего формированию коллектива единомышленников, связи в деятельности специалистов становятся все более многогранными, разносторонними и тонкими. Поиск наиболее эффективных форм этих связей, их организационного оформления и использования в практике социальной реабилитации - важнейшая задача коллектива и его руководителя.
Информация о работе Социальные приюты. Принципы построения и организация работы