Методы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа

Краткое описание

Основная задача социальной работы развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Файлы: 1 файл

ТСР 2 семестр.docx

— 19.87 Кб (Скачать)

 Методы социальной  работы

Основная задача социальной работы развитие и совершенствование  имеющихся форм, методов, способов и  приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации  их сил для изменения неблагоприятной  жизненной ситуации.

Особенно важно  отметить, что развитие этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы, т.е. в процессе оказания адресной, комплексной и  своевременной помощи.

Совокупность  приемов и методов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающих  социальные проблемы клиентов как способ стимулирования развития их сил, конструктивной деятельности в социуме с целью  изменения неблагоприятной жизненной  ситуации способствует достижению понимания  клиентом зависимости и взаимообусловленности  личных и общественных проблем, активизации  его участия в солидарных действиях  по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.

Методы профессиональной социальной работы многообразны.

Они классифицируются:

по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические  и др.);

• по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);

• по субъектам  социальной работы (применяемые отдельным

специалистом, коллективом  социальной службы, органом

управления социальной работы).

Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация - по объектам социальной работы:

индивидуальная  работа (социальный работник-клиент);

работа с группой (в группе семьей и через семью);

работа в общине (в микросоциальной среде).

Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве оснований методологии  исследования проблемы теории социальной работы), а с другой — выявить  методы самой социальной работы. Существуют разные основания для классификации  методов: сбор информации; ее обработка; эмпирические исследования; теоретическое  моделирование. С другой стороны, существуют методы, которые используются для  решения социальных проблем клиентов, стимулирования развития их собственных  сил и деятельности в целях  изменения неблагоприятной жизненной  ситуации. И те и другие методы чрезвычайно  важны для теории и практики социальной работы.

Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по её объектам.

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к  новым условиям жизни. Этот метод  предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых  процедур для выявления оптимального взаимодействия (контрудовых навыков; культурно-досуговых интересов; индивидуально-психологических  характеристик. Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и  предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умения решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (посредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой  работе.

Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде).

Социальная община характеризуется более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового понятия социальных норм, ценностных систем и интересов.

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При  этом основными методами работы являются: •

 социальная  диагностика; социальное прогнозирование;  социальное планирование микросоциальной  среды; социально-терапевтическая  работа; развитие системы территориального  самоуправления; благотворительные  акции в микросоциальной среде;  практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине - добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных  групп населения, коммун или сообществ.

Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы". Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.

Социальный работник должен помнить, что трудное для  понимания или даже странное поведение  члена семьи может быть обусловлено  его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно  хочет помочь семье и нормализовать  в ней обстановку.

Особое место  отводится еще одному методу социальной работы - дальнейшему совершенствованию  технологизации; здесь объектом является социальное пространство,

все, что обеспечивает защиту социальных интересов, в том  числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств:

- сознание своей  целеполагающей деятельности;

- утверждение  принципа справедливого распределения  материальных и духовных благ;

- направленность  на совершенствование основ гражданского

общества;

- усиление принципов  гуманизации.

Проанализируем  методы социальной работы, которые  используются и на индивидуальном, и на групповом, и на общинном уровнях.

Биографический  метод позволяет исследовать  субъективные стороны общественной жизни.

 В процессе  индивидуальной работы с клиентом  социальный работник обязан учитывать  его права (каждый клиент имеет  право на эмоциональное выражение  своих чувств, на сочувствие социального  работника; кроме того, он вправе  ожидать, что социальный работник  имеет достаточную компетенцию).

Различные формы  биографического метода - интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни  в целом (или о каких-то ее этапах, или жизни своей семьи, родственников) и т.д. с разной степенью глубины  и обобщенности позволяют выявить  специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных  сил в процессе взаимодействия с  другими людьми, с различными социальными  группами. Кроме того, они способствуют определению характера, степени  и специфики дистанции индивидов  в группе, явлению свойств характера, которые помогают раскрыть его позитивные индивидуальные способности.

Для теории социальной работы особое значение имеет исследование способности человека к трансляции жизненных ресурсов семьи, выявление  случаев, когда эта способность  «блокируется», искажается, не реализуется

. Организационные  методы — приемы и способы  деятельности, используемые для  решения организационных задач  в области социальной работы, - подразделяются на:

Организационно-распорядительные, организационно-координационные организационно-инструктивные'; организационно-технические и др

Педагогические  методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому  индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс  социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов:

1) методы формирования  сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

2) методы организации  познавательной, практической деятельности  и поведения (поручения, задания,  упражнения, создание специальных  воспитывающих ситуаций);

3) методы стимулирования  деятельности и поведения индивида

(оценка, поощрение,  порицание и др.).

Главная особенность  этих методов состоит в том, что  они применяются, как правило, в  определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.

Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.

Социально-психологические  методы — это комплекс методов

(способов, приемов  взаимодействия с объектами социальной  работы), условно разделяемых на  несколько групп. 

1. Методы психологического  исследования:

а) наблюдение —  систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений  с целью изучения их смысла и специфических  изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят  от поставленной задачи, степени опытности  и квалификации наблюдателя;

б) эксперимент  — активное соучастие в социальной ситуации

со стороны  исследователя, регистрирующего сопутствующие  изменения в поведении или  состоянии изучаемого объекта.

2. Диагностические  методы — выявление и изменение  индивидуально-психологических особенностей  личности. Особенное распространение  получило тестирование, использующее  стандартизированные вопросы и  задачи (тесты), имеющие определенную  шкалу значений и применяющиеся  для стандартизированного изучения  индивидуальных особенностей.

3. Психогенетические  методы — выявление, происхождения  индивидуальных психологических  особенностей человека, роли генотипа  и окружающей среды в их  формировании. Наиболее информативным  является метод близнецов, позволяющий  максимально уравнять воздействие  среды на личность.

4. Лонгитюдные  методы — длительное и систематическое  изучение одних и тех же  испытуемых, позволяющее определить  диапазон возрастной и индивидуальной  изменчивости фаз жизненного  цикла личности.

5. Методы исследования  жизненного пути - изучение индивидуального  развития человека от рождения  до смерти. Жизненный путь включает  критические периоды, которые  обычно сопровождаются существенной  психической перестройкой. Данный  метод обычно концентрируется  на этих критических периодах  и нормативных жизненных кризисах.

6. Метод психологической  помощи — повышение психологической  компетенции человека, выявление  уже существующих или формирование  новых ресурсов, позволяющих человеку  решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные  кризисы. Он включают в себя:

а) методы психологической  коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации, цель которых —  помочь человеку, имеющему нервно-психические  и психосоматические заболевания, острые или хронические психические  травмы;

.б) методы  психогигиены и психопрофилактики  — предоставление психологической  помощи практически здоровому  человеку с целью предотвращения  психосоматических заболеваний. 

7.Полифункциональные  методы предполагают необходимость  изменения содержания "и форм  работы в зависимости от целей  и задач социальной работы. К  ним условно можно отнести:

а) беседы (интервью) — метод получения информации о личности, установления контакта, метод психологической диагностики  и исследования, а также оказания психологической помощи (клиническая  беседа или интервью), способствующий осознанию клиентом собственных  внутренних затруднений, конфликтов, скрытых  мотивов поведения;

б) метод анализа  продуктов деятельности - рисунков, графических проявлении разного  рода, высказываний, письменных и устных тестов, поделок, произведений искусства, результатов трудовой деятельности, игровой деятельности и т.п.;

в) моделирование  — получение информации о психических  процессах, состоянии и поведении  человека при помощи математических, социальных и других моделей, которые  в данном случае замещают или представляют изучаемую систему.

Социально-экономические  методы — совокупность приемов и  способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная  и денежная .помощь, установление льгот  и единовременных пособий, патронажное  и бытовое обслуживание, санкции  и др.

Информация о работе Методы социальной работы