Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа
Основная задача социальной работы развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Методы социальной работы
Основная задача 
социальной работы развитие и совершенствование 
имеющихся форм, методов, способов и 
приемов деятельности, используемых 
специалистом для решения социальных 
проблем клиентов, стимулирование активизации 
их сил для изменения 
Особенно важно отметить, что развитие этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы, т.е. в процессе оказания адресной, комплексной и своевременной помощи.
Совокупность 
приемов и методов деятельности 
субъектов социальной работы, рассматривающих 
социальные проблемы клиентов как способ 
стимулирования развития их сил, конструктивной 
деятельности в социуме с целью 
изменения неблагоприятной 
Методы профессиональной социальной работы многообразны.
Они классифицируются:
по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);
• по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);
• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным
специалистом, коллективом социальной службы, органом
управления социальной работы).
Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация - по объектам социальной работы:
индивидуальная работа (социальный работник-клиент);
работа с группой (в группе семьей и через семью);
работа в общине (в микросоциальной среде).
Классификация 
методов позволяет, с одной стороны, 
использовать их в общенаучном плане 
(в качестве оснований методологии 
исследования проблемы теории социальной 
работы), а с другой — выявить 
методы самой социальной работы. Существуют 
разные основания для классификации 
методов: сбор информации; ее обработка; 
эмпирические исследования; теоретическое 
моделирование. С другой стороны, существуют 
методы, которые используются для 
решения социальных проблем клиентов, 
стимулирования развития их собственных 
сил и деятельности в целях 
изменения неблагоприятной 
Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по её объектам.
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (контрудовых навыков; культурно-досуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик. Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умения решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (посредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.
Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде).
Социальная община характеризуется более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового понятия социальных норм, ценностных систем и интересов.
Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются: •
 социальная 
диагностика; социальное 
Главная цель социальной работы в общине - добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.
Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы". Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.
Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.
Особое место отводится еще одному методу социальной работы - дальнейшему совершенствованию технологизации; здесь объектом является социальное пространство,
все, что обеспечивает защиту социальных интересов, в том числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств:
- сознание своей целеполагающей деятельности;
- утверждение 
принципа справедливого 
- направленность 
на совершенствование основ 
общества;
- усиление принципов гуманизации.
Проанализируем методы социальной работы, которые используются и на индивидуальном, и на групповом, и на общинном уровнях.
Биографический метод позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни.
 В процессе 
индивидуальной работы с 
Различные формы 
биографического метода - интервью, 
свидетельства родственников, различного 
рода переписка, фотографии, автобиографические 
фрагменты, рассказ о своей жизни 
в целом (или о каких-то ее этапах, 
или жизни своей семьи, родственников) 
и т.д. с разной степенью глубины 
и обобщенности позволяют выявить 
специфику жизненного опыта человека, 
характер реализации его жизненных 
сил в процессе взаимодействия с 
другими людьми, с различными социальными 
группами. Кроме того, они способствуют 
определению характера, степени 
и специфики дистанции 
Для теории социальной работы особое значение имеет исследование способности человека к трансляции жизненных ресурсов семьи, выявление случаев, когда эта способность «блокируется», искажается, не реализуется
. Организационные методы — приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, - подразделяются на:
Организационно-
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
2) методы организации 
познавательной, практической деятельности 
и поведения (поручения, 
3) методы стимулирования 
деятельности и поведения 
(оценка, поощрение, порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.
Социально-психологические методы — это комплекс методов
(способов, приемов 
взаимодействия с объектами 
1. Методы психологического исследования:
а) наблюдение — 
систематическое и 
б) эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации
со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта.
2. Диагностические 
методы — выявление и 
3. Психогенетические 
методы — выявление, 
4. Лонгитюдные 
методы — длительное и 
5. Методы исследования 
жизненного пути - изучение индивидуального 
развития человека от рождения 
до смерти. Жизненный путь включает 
критические периоды, которые 
обычно сопровождаются 
6. Метод психологической 
помощи — повышение 
а) методы психологической 
коррекции (психотерапевтические методы) 
и реабилитации, цель которых — 
помочь человеку, имеющему нервно-психические 
и психосоматические 
.б) методы 
психогигиены и 
7.Полифункциональные 
методы предполагают 
а) беседы (интервью) 
— метод получения информации 
о личности, установления контакта, 
метод психологической 
б) метод анализа продуктов деятельности - рисунков, графических проявлении разного рода, высказываний, письменных и устных тестов, поделок, произведений искусства, результатов трудовой деятельности, игровой деятельности и т.п.;
в) моделирование — получение информации о психических процессах, состоянии и поведении человека при помощи математических, социальных и других моделей, которые в данном случае замещают или представляют изучаемую систему.
Социально-экономические 
методы — совокупность приемов и 
способов, с помощью которых