Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа
Основная задача социальной работы развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Методы социальной работы
Основная задача
социальной работы развитие и совершенствование
имеющихся форм, методов, способов и
приемов деятельности, используемых
специалистом для решения социальных
проблем клиентов, стимулирование активизации
их сил для изменения
Особенно важно отметить, что развитие этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы, т.е. в процессе оказания адресной, комплексной и своевременной помощи.
Совокупность
приемов и методов деятельности
субъектов социальной работы, рассматривающих
социальные проблемы клиентов как способ
стимулирования развития их сил, конструктивной
деятельности в социуме с целью
изменения неблагоприятной
Методы профессиональной социальной работы многообразны.
Они классифицируются:
по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);
• по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);
• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным
специалистом, коллективом социальной службы, органом
управления социальной работы).
Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация - по объектам социальной работы:
индивидуальная работа (социальный работник-клиент);
работа с группой (в группе семьей и через семью);
работа в общине (в микросоциальной среде).
Классификация
методов позволяет, с одной стороны,
использовать их в общенаучном плане
(в качестве оснований методологии
исследования проблемы теории социальной
работы), а с другой — выявить
методы самой социальной работы. Существуют
разные основания для классификации
методов: сбор информации; ее обработка;
эмпирические исследования; теоретическое
моделирование. С другой стороны, существуют
методы, которые используются для
решения социальных проблем клиентов,
стимулирования развития их собственных
сил и деятельности в целях
изменения неблагоприятной
Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по её объектам.
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (контрудовых навыков; культурно-досуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик. Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умения решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (посредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.
Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде).
Социальная община характеризуется более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового понятия социальных норм, ценностных систем и интересов.
Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются: •
социальная
диагностика; социальное
Главная цель социальной работы в общине - добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.
Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы". Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.
Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.
Особое место отводится еще одному методу социальной работы - дальнейшему совершенствованию технологизации; здесь объектом является социальное пространство,
все, что обеспечивает защиту социальных интересов, в том числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств:
- сознание своей целеполагающей деятельности;
- утверждение
принципа справедливого
- направленность
на совершенствование основ
общества;
- усиление принципов гуманизации.
Проанализируем методы социальной работы, которые используются и на индивидуальном, и на групповом, и на общинном уровнях.
Биографический метод позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни.
В процессе
индивидуальной работы с
Различные формы
биографического метода - интервью,
свидетельства родственников, различного
рода переписка, фотографии, автобиографические
фрагменты, рассказ о своей жизни
в целом (или о каких-то ее этапах,
или жизни своей семьи, родственников)
и т.д. с разной степенью глубины
и обобщенности позволяют выявить
специфику жизненного опыта человека,
характер реализации его жизненных
сил в процессе взаимодействия с
другими людьми, с различными социальными
группами. Кроме того, они способствуют
определению характера, степени
и специфики дистанции
Для теории социальной работы особое значение имеет исследование способности человека к трансляции жизненных ресурсов семьи, выявление случаев, когда эта способность «блокируется», искажается, не реализуется
. Организационные методы — приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, - подразделяются на:
Организационно-
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
2) методы организации
познавательной, практической деятельности
и поведения (поручения,
3) методы стимулирования
деятельности и поведения
(оценка, поощрение, порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.
Социально-психологические методы — это комплекс методов
(способов, приемов
взаимодействия с объектами
1. Методы психологического исследования:
а) наблюдение —
систематическое и
б) эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации
со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта.
2. Диагностические
методы — выявление и
3. Психогенетические
методы — выявление,
4. Лонгитюдные
методы — длительное и
5. Методы исследования
жизненного пути - изучение индивидуального
развития человека от рождения
до смерти. Жизненный путь включает
критические периоды, которые
обычно сопровождаются
6. Метод психологической
помощи — повышение
а) методы психологической
коррекции (психотерапевтические методы)
и реабилитации, цель которых —
помочь человеку, имеющему нервно-психические
и психосоматические
.б) методы
психогигиены и
7.Полифункциональные
методы предполагают
а) беседы (интервью)
— метод получения информации
о личности, установления контакта,
метод психологической
б) метод анализа продуктов деятельности - рисунков, графических проявлении разного рода, высказываний, письменных и устных тестов, поделок, произведений искусства, результатов трудовой деятельности, игровой деятельности и т.п.;
в) моделирование — получение информации о психических процессах, состоянии и поведении человека при помощи математических, социальных и других моделей, которые в данном случае замещают или представляют изучаемую систему.
Социально-экономические
методы — совокупность приемов и
способов, с помощью которых