Система подготовки специалистов по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
2
1 Состояние системы подготовки специалистов по социальной работе…………………………………………………
3
1.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе…………………………………………………………………………
3
1.2
Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе……
5
2 Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России………………………………….....
13
2.1 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе…………………………………………………………………………
13
2.2 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в РФ…………………………………………………………………………….
20
3 Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России…………..
24

Заключение……………………………………………………………..
33
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы……………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Система подготовки специалистов по социальной работе, курсовая работа.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, супервизорство представляет собой технологию, включающую в себя подготовку социального работника, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков.

     Социальная  работа признана одним из специфических  видов профессиональной деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим его к стрессовым ситуациям.

     Среди многих стрессогенными факторами в  профессиональной социальной работе являются постоянно повышенная эмоциональная  нагрузка; необходимость действовать в непредсказуемых ситуациях; неуверенность в конечном положительном результате своих действий; повышенная ответственность не только за свои поступки, но и за действия других; чувство отчаяния от невозможности решить проблему своего подопечного. Плюс к этому накладываются стрессогенные факторы личностного характера такие как социальная незащищенность, низкая заработная плата, удаленность участка от «Центра социальной защиты населения» и т.д.

     Предстрессовые  состояния социальных работников характеризуются отчуждением от работы специалиста; рассмотрением работы с точки зрения пессимизма; разочарованием в работе; довольно частыми обращениями за помощью к другим специалистам, т. к. считает себя беспомощным в решении проблемы клиента; отношением к клиентам жёстко, бюрократично, механически, педантично и формально.

     А супервизия в свою очередь даёт возможность  специалисту проанализировать вопросы, касающиеся практической работы, с  более опытным специалистом, выступающим  в роли супервизора.

     Супервизия помогает специалисту совершенствовать свои профессиональные знания и умения. Она является также инструментом совершенствования профессиональной деятельности и повышения уровня специалиста. Одновременно обеспечивается повышение уровня услуг организации социальной службы. Супервизия основана на взаимодействии и сотрудничестве супервизора и специалиста.

     Говоря  о супервизии, осуществляемой в команде  «супервизор-специалист-клиент», следует  отметить, что социальные работники  – специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. Несомненно, действия опытного супервизора помогают начинающему специалисту видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и своё профессиональное поведение.

     Также стоит отметить, что в профессиональной деятельности социальный работник зачастую может встретиться с такими негативными  факторами, как профессиональный риск (возможная опасность профессии), профессиональный стресс, синдром «эмоционального сгорания», с которыми он порой не в силах справиться самостоятельно. В таких ситуациях важна квалифицированная помощь супервизора, который в силу своих качеств – профессионализма, опытности – сможет указать верные пути решения и поможет разобраться в сложившейся проблеме.

     Если  же говорить о супервизии, которая  осуществляется в команде «супервизор- преподаватель (руководитель практики от кафедры)», можно отметить, т. к. большая  часть супервизионного процесса в ВУЗах реализуется именно в процессе прохождения студентами практики, то планомерный процесс супервизии является основным инструментом поддержки студентов во время прохождения ими в учреждениях социальной сферы практической подготовки, которая является важной стороной учебного процесса.

     Таким образом, наиболее сложной характеристикой, которой должен обладать супервизор, является способность одновременно в процессе работы видеть перспективы, иметь в виду проблемы клиента, с  которыми пришёл социальный работник, и самого социального работника, не теряя из фокуса внимания собственный внутренний процесс и взаимодействие с клиентом здесь и сейчас. Сегодня нет однозначного ответа на вопрос, должны ли супервизор и социальный работник работать в одном стиле. Но обоим следует иметь много общего в языке и ценностях, чтобы понимать друг друга и вместе сотрудничать. Супервизорство позволяет оглянуться назад и оценить происходившее, даёт шанс молодому профессионалу найти новые возможности, открыть для себя новые знания, которые возникают в наиболее сложных ситуациях и получить поддержку со стороны.

 

      Заключение

 

     Социальная  работа - это не только профессия, но и призвание человека. На практике мы неоднократно убеждались в том, что  разные люди по-разному определяют и решают социальные проблемы. Это во многом зависит от уровня профессионализма, системы повышения квалификации, а также нравственных качеств специалиста.

     В России до настоящего времени не сформировалось достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, в которой основным субъектом выступают профессиональные социальные работники. Пока им чрезвычайно трудно выполнять свое предназначение, используя свои профессиональные навыки и умения, реализовать истинные цели социальной работы: помочь человеку в трудной жизненной ситуации стать социально самодостаточным, социально развитым и социально активным членом общества, способствующим устойчивому социальному развитию человеческого сообщества.

     Российским  социальным работникам приходится действовать в условиях, для которых характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначены общественные институты гражданского общества.

     На  основе изученного опыта мы можем  еще раз подтвердить то, что  система подготовки специалистов по социальной работе в России несовершенна.

     Целью курсовой работы является разработка предложений по усовершенствованию этой системы. Решение поставленной цели осуществлялось по нескольким направлениям.

     Одной из важных проблем в подготовки специалистов по социальной работе в России является интеграция теории и практики. В данном направлении необходимо:

     - внедрение практикумов как формы  занятия

     - проведение исследований и полевого  образования

     Для решения проблемы конкурентоспособности  на рынке труда необходимо создать систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда.

     Для устранения проблемы академизма в системе  подготовки специалистов по социальной работе следует внедрить в учебный  процесс:

     - коллективные формы учебной деятельности

     - метод проектов 

     - художественно – творческие технологии

     -мониторинг  качества образовательного процесса  в профессиональной подготовке  специалиста

     Практическая  реализация данных положений, по-моему  мнению, позволит изменить систему подготовки специалистов по социальной работе в лучшую сторону. Кроме того, это позволит повысить уровень социальной защиты населения, что отразится на тех категориях граждан, которые нуждаются в ней. Необходимо совершенствовать систему подготовки специалистов по социальной работе и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровень социальной сферы, а как следствие этого – возрастет стабильность в обществе.

Список  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы

  1. Шмелёва Н.Б. Воспитание личности социального работника  в учебной и профессиональной деятельности // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. - №4. – с.72-75
  2. Шерон Б. Ранняя история социальной работы в США и социальная работа в современной России: параллели и различия (субъективный взгляд американского исследователя) // Отечественный журнал социальной работы. 2008. - №2. – с.79-85
  3. Филатова Е.В. Динамика представлений о профессии у студентов – будущих социальных работников // Психология зрелости и старения. – 2009. №4. – с.67-73
  4. Гришанова Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции // СОТИС. – 2009. - №2. – с.25-26
  5. Туринский В. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения // Социальная работа. – 2009. - №3. – с. 20-21
  6. Арская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России Социологические исследования. – 2009. - №5. – с.86-95
  7. журнал социальной работы. – 2009. - №1. – с.64-79
  8. Рудзик М.Ф. Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. - №1. – с.72-75
  9. Черемошкина Л.В., Письменная Е.Е. Профессиональные способности специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. - №1. – с.76-87
  10. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. "Трудности перевода": теория, практика и качество подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный

Информация о работе Система подготовки специалистов по социальной работе