Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа
Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников
Введение…………………………………………………………………
2
1 Состояние системы подготовки специалистов по социальной работе…………………………………………………
3
1.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе…………………………………………………………………………
3
1.2
Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе……
5
2 Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России………………………………….....
13
2.1 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе…………………………………………………………………………
13
2.2 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в РФ…………………………………………………………………………….
20
3 Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России…………..
24
Заключение……………………………………………………………..
33
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы……………………………………. 35
Заключительной частью содержания обучения должно стать так называемое полевое образование. Во время полевого образования предполагается работа студента в социальном учреждении как ученика под руководством опытного социального работника. Цель полевого образования - это усилить понимание студентом целей, ценностей и этики профессии; стимулировать использование эмпирических и практико-основанных знаний и побудить к развитию профессиональной компетентности.
При полевом образовании студенты учатся, работая, комбинируя практический опыт с проверкой их собственных реакций и знаниями, полученными на лекционных занятиях.
Начало получения полевого образования необходимо предложить с третьего курса, когда начинается преподавание профильных предметов. А форму прохождения полевого образования целесообразно представить в виде параллельного обучения, когда студенты посещают занятия в учебном заведении несколько дней в неделю и несколько дней в неделю работают в каком – либо социальном учреждении в течение академического года. Что будет идеально способствовать более тесной связи теоретического и исследовательского содержания, изученного в аудиториях, с практическими умениями, которые студенты приобретут на полевой практике.
Решением проблемы ориентации на рынок труда будет создание организация по мониторингу потребностей рынка.
В России система профессионального образования пока недостаточно сориентирована как на федеральный, так и на территориальные рынки труда, а также на перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда в федеральном и территориальном разрезе, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения и комментироваться в государственных СМИ.
Для устранения академизма в области подготовки специалистов по социальной работе необходимо:
1)
Внедрение в учебный процесс
коллективных форм учебной
Предметом теории и практики социальной работы в самом широком смысле выступает взаимодействие социума и конкретного человека. Именно социальные отношения человека в пространстве политической, экономической, демографической и психологической реальности представляют профессиональный фокус деятельности социального работника, решение которым различных профессиональных задач всегда связано с мобилизацией и усилением социального потенциала личности клиента (выражается в проявлении социального интереса, в социально ориентированном поведении и др.). В западном опыте подготовки специалистов преобладающее число занятий строится в рамках специально организованной групповой работы. Именно в групповом взаимодействии студенты имеют возможность проявлять и обсуждать социально-личностные чувства, видеть и изучать феномены групповой динамики. Группа выступает, с одной стороны, условием построения предмета учебной деятельности, социального по своей специфике, с другой - средством формирования профессионально значимых (социальных) качеств личности. Широкое распространение в подготовке специалистов помогающих профессий имеют тренинговые формы обучения, позволяющие использовать непосредственную и опосредованную (например, видеотехникой) обратную связь, проведение многодневных семинаров в нетипичной обстановке (например, в Нидерландском опыте - многодневное морское путешествие), где в сжатые сроки студенты имеют возможность построить и отрефлексировать коллективную деятельность, пережить коллективные чувства. Особую роль в групповом взаимодействии необходимо отвести преподавателю. В условиях групповой формы работы он берет на себя роль супервизора. Студенты в присутствии преподавателя и при его минимальной дозированной поддержке сами организуют и регулируют учебный процесс, поочередно осваивая роли ведущего, секретаря, рядового участника учебной дискуссии в ходе обучения, основанного на анализе проблемы (широко представленный в Европе опыт проблемно-ориентированного обучения).
В учебном плане подготовки специалиста могут быть включены тренинговые курсы - "Тренинг коммуникативных умений", "Тренинг письменного общения", "Психодрама" и др.
В курсах специализации необходимо разработать и реализовать сценарии коллективно - распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальных акций и проектов, имеющих в качестве своего предмета творческую направленность.
Широкое внедрение коллективных форм учебной деятельности приведет к росту социальной активности студентов, ответственной позиции в обучении, позволит добиться высокого уровня присвоения профессионального знания и значительно расширить репертуар коммуникативных умений.
2) Метод проектов
Проектирование как метод широко представлено за рубежом в профессиональной подготовке специалиста социальной работы. Под проектным понимается тип обучения, для которого характерно включение студентов в той или иной форме в реальную социально-проектную деятельность, в процессе которой достигаются как практические, так и учебные цели. Проект должен выступать основой организации учебного процесса в России.
Метод
проектов способствует реальной интеграции,
с одной стороны, теории и практики
социальной работы, с другой - содержания
отдельных дисциплин
Участие в проектной деятельности приведёт к актуализации и обогащению личностного опыта студента; будет стимулировать его самостоятельную работу; обеспечит реальное участие в конкретной социальной практической деятельности.
3)
Художественно – творческие
Знакомство
с опытом подготовки специалистов в
Нидерландах позволило
В
рамках этой дисциплины займёт достойное
место и метод проектов. Студентам
в ходе учебного предмета необходимо
разрабатывать и проводить
4)
Построение ориентировочно-
Знакомство
с учебными планами и организацией
подготовки специалистов за рубежом
позволило увидеть
ценностно-смысловой
(мотивационно-ориентировочный
предметно-содержательной компетентности;
предметно-операциональной компетентности;
профессионально-
Необходимо подготовить материалы, в частности "Информационный пакет" для студентов каждого курса, ориентирующие в учебном плане, а также помогающие представить логику освоения учебных дисциплин данного года обучения. Такая информация позволит студентам реально планировать самостоятельную работу, видеть перспективы своего продвижения в предметной области, рационально использовать аудиторное и внеаудиторное учебное время. Данное направление работы за счет создания "прозрачности" учебных планов реально поспособствует повышению роли самого студента в становлении его как профессионала.
5)
Мониторинг качества
С помощью интеграции зарубежного опыта и основных тенденций развития высшего образования в России необходимо определить основные конституирующие положения. Прежде всего, при определении качества подготовки нужно рассматривать позиции всех заинтересованных сторон, для экспертизы различных аспектов образовательного процесса должны привлекаться студенты, преподаватели, администрация вуза, учебно-вспомогательный персонал, работодатели и работающие специалисты и т.д.
Процесс реализации системы обеспечения качества будет носить систематичный и цикличный характер, включать этапы целеполагания, собственно оценивания, анализа и обсуждения результатов оценивания, принятие решения и их реализации, постановки задач нового цикла работы.
В зарубежных системах совершенствования профессиональных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы. В России пока супервизорство не получило широкого развития. Однако оно заслуживает серьёзного внимания, т. к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может оказаться очень результативным.
Действенный отпечаток на процесс «развития» молодого специалиста накладывает не только его собственный практический опыт работы с клиентом, но, в особенности, знания и умения, приобретённые им в результате сотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, способным помочь разобраться в затруднительной ситуации, научить использовать новые эффективные методы и технологии работы именуемое - Супервизорство. Оно включает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система формирования профессионально грамотного специалиста.
Супервизорство – новое для России направление работы с профессионалом, целью которого является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение квалификации и повышение степени удовлетворенности собственной работой. Предметом супервизии выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.
В нашей стране супервизорский институт только начинает развиваться, отдается предпочтение групповой супервизии, а индивидуальные супервизии в проекте. Впервые в октябре 2001 г. в Областном центре психолого-педагогической помощи населению комитета социальной защиты населения администрации Пермской области состоялся областной семинар «Супервизорство в учреждениях социального обслуживания семьи и детей», на котором были положено начало формирования супервизорства в России и обсуждены «срочные меры по формирования института супервизорства в России». Во-первых, – это внести соответствующие коррективы в штатные расписания организаций в системе социального обслуживания, т. е. ввести должности супервизора (наставника). Во-вторых, через систему курсов начать подготовку таких специалистов на начальном этапе из числа ныне практикующих, наиболее опытных специалистов по социальной работе, а в дальнейшем организовать соответствующую специализацию на факультетах социальной работы (преимущественно на вечерних и заочных отделениях) на базе специализации по управлению. Конечно, организация такого учебного процесса потребует дополнительных усилий, качественно новое научное и методическое обеспечение.
Супервизорство
же является одним из атрибутов профессионализма
в зарубежной социальной работе. Основными
обязанностями социального
1.
Способствовать повышению
2.
Улаживание конфликтов в
3.
Подбор и расстановка кадров;
планировании социальной
Информация о работе Система подготовки специалистов по социальной работе