Система управления социальной работой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

В российском обществе наметились некоторые тенденции выхода из того системного кризиса, в котором оно оказалось в 90-х годах XX века. Эти тенденции связаны, прежде всего, с усилением государственного регулирования социально-экономических процессов и продолжением рыночных реформ. Таким образом, на сегодняшний день тема курсовой работы «Система управления социальной работой» является актуальной. Становится необходимым теоретический анализ особенностей управления социальной работой в современных условиях и, в частности, систем функций управления социальной работой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Структура и функции управления ………………………………... 5
1.1. Процесс и общие функции управления ……………………………. 5
2. Управление социальной работой………………………………………... 19
2.1. Понятие и основные направления социального управления……… 19
2.2. Функции управления социальной работой…………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………… 29
Список литературы ………………………………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

курсоавя 4 курс 2 семестр.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

 

 

           РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

                                               УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

                               Кафедра социальных технологий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Курсовая работа

        По дисциплине «Организация, управление и администрирование в социальной работе»

На тему  «Система управления социальной работой»

      

 

 

                                                        

 

 

 

                                                                           Выполнила:

                                                                           Студентка 4 курса,

                                                                           группы СРБ-ЗС-4-2

                                                                           Шеховцова Елена Валентиновна

                                                                           Проверила:

                                                                           д.пед.н., профессор

                                                                           Сизикова Валерия Викторовна

 

                                            

 

                                              Москва 2013 г.

 

 

 

                                                  Содержание

 

Введение……………………………………………………………………... 3

1. Структура и функции управления ………………………………... 5

1.1. Процесс и общие функции управления ……………………………. 5

2. Управление социальной работой………………………………………... 19

2.1. Понятие и основные направления социального управления……… 19

2.2. Функции управления социальной работой…………………………. 22

Заключение…………………………………………………………………… 29

Список литературы ………………………………………………………….. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

               

                                                В в е д е н и е

 

 

          В российском обществе наметились некоторые тенденции выхода из того системного кризиса, в котором оно оказалось в 90-х годах XX века. Эти тенденции связаны, прежде всего, с усилением государственного регулирования социально-экономических процессов и продолжением рыночных реформ. Таким образом, на сегодняшний день тема курсовой работы «Система управления социальной работой» является актуальной. Становится необходимым теоретический анализ особенностей управления социальной работой в современных условиях и, в частности, систем функций управления социальной работой.

         Управление следует рассматривать как процесс управления - это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями.

          Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

         Социальное управление в широком смысле означает управление всеми и любыми общественными процессами, а в узком — управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.

          Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

 

          В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, — ценное общественное достояние.

          Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т. д.

          Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие — особенностями процесса управления, его субъектами.

          Цель данной работы – изучить теоретические основы понятия процесса управления. И рассмотреть систему функций управления социальной работой.

          Задача:

- изучить содержание понятий «процесс  управления» и «функции управления».

- рассмотреть содержание функций  управления.

          Предметом исследования является система управления социальной работой.

 

                    

 

 

 

 

 

                    1.Структура и функции управления

 

1.1. Процесс и общие функции управления.

 

          Функции управления - это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

          Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов. Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации, поэтому их называют общими. Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других [11, С. 69].

          Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления:

•    планирование (выбор целей и план действий по их достижению);

• организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

• мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

• контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);

• координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).

          Эти пять общих функций управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

           Рассмотрим последовательно содержание каждой из основных функций управления [11, С. 71].

          Планирование является первой, важнейшей функцией процесса управления. Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных принципов планирования зависит качество управления.

          Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

- где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;

- куда мы хотим двигаться? Менеджеры  должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;

- как мы собираемся сделать  это? Менеджеры решают, что должны  делать члены организации для  достижения целей.

          К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана. К дополнительным принципам планирования относятся:

-   ранжирование объектов по их  важности;

-   сбалансированность плана;

-   вариантность плана;

-   экономическая обоснованность показателей;

-   преемственность стратегического  и текущего планов;

-   автоматизация планирования;

-   согласованность плана с параметрами  внешней среды;

-   социальная ориентация плана;

-   обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

          Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

•   установление целей и задач;

•    разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

•   определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

•   доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

          В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

          Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений.

          Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на основе бизнес-плана. В бизнес-плане должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности российской экономики - 1—3 месяца).

           Следующей функцией управления является организация. Задача ее - формирование структуры организации, обеспечение ее всем необходимым. Кроме того, деление на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий [11, С. 73,].

          При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным - операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

          Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:

•    пропорциональность;

•    непрерывность;

•    наличие целей;

•   эластичность действий;

•   устойчивость;

•    разделение труда;

•    соблюдение норм управляемости;

•   делегирование обязанностей и полномочий;

•    параллельность;

•    прямоточность;

•    ритмичность;

•    концентрация однородных предметов труда в одном месте;

•    гибкость процессов.

          Так, при пропорциональности достигается равная пропускная способность разных рабочих мест; одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д., при параллельности - совмещение операций во времени, при прямоточности - оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т.д.; при ритмичности - равномерность выполнения управленческих процессов во времени; при непрерывности - максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов.

          Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных процессов.

          Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

           Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для избранных – награды [11, С. 75].

Информация о работе Система управления социальной работой