Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа
Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников
Введение…………………………………………………………………
2
1 Состояние системы подготовки специалистов по социальной работе…………………………………………………
3
1.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе…………………………………………………………………………
3
1.2
Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе……
5
2 Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России………………………………….....
13
2.1 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе…………………………………………………………………………
13
2.2 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в РФ…………………………………………………………………………….
20
3 Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России…………..
24
Заключение……………………………………………………………..
33
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы……………………………………. 35
В
настоящее время уровень
В Норвегии образование социальных работников проходит в системе университетских колледжей, это - 3-летнее обучение, которое дает степень бакалавра. Все специализации социальных работников имеют общие предметы, определенные структурой национального учебного плана. Профессионалы в данных областях часто работают на общих рабочих местах, сталкиваются с подобными задачами.
Рассмотрев опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что существует много различий в отдельных моделях обучения социальной работе разных стран. Однако есть и общие подходы к системе подготовки социальных работников, в том числе отбор студентов на основе определенных требований приема относительно академических стандартов программы и пригодности претендента к социальной работе; повышение роли и поиск новых технологий практического обучения социальной работе.
Изложив
материал об опыте подготовки специалистов
по социальной работе за рубежом, целесообразно
будет обратиться к вопросу, который
посвящён подготовке специалистов по
социальной работе в России. Поэтому
следующая глава будет посвящена анализу
системы подготовки специалистов по социальной
работе в России.
Глава 2. Анализ системы
подготовки специалистов
по социальной работе
в России
2.1
Общая характеристика системы
подготовки кадров по
Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, как деятельность, как результат.
Представители традиционного мышления, прежде всего, подчеркивают роль социального образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных реабилитологов и др. Между тем профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитывая систему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии. Социальное образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала. Если использовать системный подход в процессе анализа существующей системы образования, то, безусловно, придется, прежде всего, говорить о реальном состоянии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, которая сложилась в России в 90-е гг., а точнее - об особенностях становления в стране современной системы, ее первоначальном этапе.
Весомых оснований для утверждения, что в России существует система социального образования, еще не существует. Что же сделано в России в области подготовки специалистов для социальных служб?
В 90-е гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников. И начиная с 1991 г. сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких учебных заведений было 8, то в 2009/2010 учебном году - 120. [2] По состоянию на март 2009 г. среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, было 82 государственных университета, 10 государственных академий, 11 государственных институтов, 5 негосударственных институтов и университетов, а ещё свыше 60 филиалов университетов почти в 80 регионах России. Подготовку социальных работников ведут также 12 средних учебных заведений, в их числе 6 техникумов, 5 колледжей, 1 лицей.
Профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат.
Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников.
Профессиональная переподготовка по социальной работе специалистов, получивших высшее образование по социальной работе, для работы в социальных учреждениях, осуществляется по индивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального образования.
Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальной работе), проводилось на начальных этапах обучения
Далее проводится повышение квалификации по социальной работе с расчетом последующей деятельности специалистов в социальных учреждениях. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделов социальной работы.
Личностно
и профессионально
Для лицензирования учреждений, проводящих профессиональную переподготовку специалистов по социальной работе, включая научно-исследовательские учреждения, необходимо: наличие программ и тематических учебных планов, разработанных в соответствии с основными требованиями дополнительной подготовки специалиста по социальной работе. Наличие квалифицированных педагогических и научных кадров в области социальной работы (специалистов по социальной работе по базовому образованию).
Наличие условий для проведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями к его организации и возможностям проведения подготовки на собственных и иных (по договорам) клинических базах. Собственные возможности учреждения в целом должны обеспечить не менее 70 процентов программы обучения по социальной работе.
На протяжении всего процесса обучения специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но, прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).
Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях.
Исследование,
проведенное группой совета учебно-методического
объединения вузов в области
социальной работы, показало, что к
подготовке социальных работников проявляют
все больший интерес не только
многопрофильные
В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.
1.
Курсовая или
2.
Обучение в средних
3.
Обучение в университетах,
Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу. [13]
Специализация
выпускников, как правило, учитывает
профильную направленность высших учебных
заведений. Большая часть вузов
готовит специалистов-
Таблица 2.1
Специализации специалистов по социальной работе в РФ
Специализации | Квалификация и трудоустройство |
"Организация социальной защиты населения" | подготовка по этой
специализации предполагает будущее
трудоустройство в органах |
"Социально-экономическая поддержка населения" | целесообразно ориентировать на работу в отделениях социально-экономической помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, комплексных центрах социального обслуживания населения; присваивается квалификация "экономист социальной службы" |
"Социально-правовая поддержка населения" | ориентация на трудоустройство в службах срочной социальной помощи, центров социального обслуживания; социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; в отделениях социально-правовой помощи; присваивается квалификация "юрист социальной службы" |
"Медико-социальная работа с населением" | возможное трудоустройство - в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям; присваивается квалификация "медико-социальный работник" |
"Социальная
реабилитация детей с |
работа в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями; присваивается квалификация "специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями" |
"Социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями" | будущее место работы
- в отделениях медико-социальной помощи
территориальных центров |
"Трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями" | выпускники должны ориентироваться на работу в тех же учреждениях, что и получившие две предыдущие специализации, а также в домах-интернатах, в том числе детских, где проживают инвалиды; присваивается квалификация "трудотерапевт" |
"Психосоциальная работа с населением" | рабочие места получивших эту специализацию - службы срочной социальной помощи центров социального обслуживания; отделения психолого-педагогической помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям; учреждения психологической помощи населению; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; присваивается квалификация "психолог социальной службы" |
"Социально-педагогическая работа с семьями и детьми" | в системе учреждений социального обслуживания потребность в кадрах по этой специализации существует в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; присваивается квалификация "социальный педагог социальной службы" |
"Социальная
работа с асоциальными семьями
и детьми с девиантным |
специалисты этого профиля необходимы для отделений профилактики безнадзорности детей и подростков территориальных центров социальной помощи семье и детям; специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на основании социальной дезадаптации); присваивается квалификация "специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска"; |
"Медико-социальная
помощь людям пожилого |
место работы специалистов - в домах-интернатах; присваивается квалификация "специалист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях" |
"Социальная
реабилитация лиц без |
осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация "специалист по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий" |
"Социальная
работа с людьми пожилого |
потребность в кадрах
по этой специальности существует в
центрах социального |
В подготовке специалистов по социальной работе в России участвует более 3 тыс. преподавателей, 2/3 из них доктора и кандидаты наук, профессора и доценты.
В
стране создано несколько
С марта 1993 г. начал работу Совет учебно-методического объединения (УМО) вузов Российской Федерации в области социальной работы. Основными задачами УМО являются: координация деятельности педагогической общественности вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений, формирование перспективных планов, подготовка учебников и учебных пособий, разработка Государственных стандартов в соответствии с Законом об образовании, обеспечение интеграции высшей школы в мировое академическое сообщество.
В момент его создания в УМО входили представители 42 вузов, научно-исследовательских и учебных центров, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по специальности "Социальная работа". Ныне таких вузов и центров более 100.
Важное
значение в подготовке кадров высшей
квалификации имеют утвержденные в
качестве Государственного образовательного
стандарта высшего
По проблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое количество учебных пособий, брошюр и статей.
Большую
научно-исследовательскую
В
некоторых вузах открыта
В заключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.
Информация о работе Система подготовки специалистов по социальной работе