Социальное обслуживание в системе социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему социального обслуживания населения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и понятия социального обслуживания населения;
охарактеризовать систему социального обслуживания;
дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, семьи и детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ…………………………………………………………... 7
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения……. 7
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности…………………………………………………..11
II. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………… …15
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………….…22
2.2 .Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов……………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (14).docx

— 65.59 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Российский государственный  социальный университет

Армавирский институт социального образования

(филиал) РГСУ

 

 

                        Дисциплина: «Теория социальной  работы»

 

 

                       КУРСОВАЯ РАБОТА

                                    НА ТЕМУ:

«Социальное обслуживание в системе социальной работы»

 

                                                                 Студента III курса 301-СРБ-ДС 09-01

                                                                  факультета социальной работы

                                                                  специальность «Социальная работа»

                                                                 Герасимова Е.Л.

 

                                                                 Научный руководитель:

                                                                 к.соц.наук. Вавилина Ю.В.

 

                                                                               Оценка:_________________

                             

                                        Армавир,2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3

I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ…………………………………………………………... 7

1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения……. 7

1.2. Система социального  обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности…………………………………………………..11

II. УЧРЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………… …15

2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………….…22

2.2 .Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов……………………………………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………. 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения. Требованием времени становится повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан в процессе социального обслуживания, предоставление им качественных услуг. 1

Министерство  здравоохранения  и социального развития РФ  как  федеральный орган исполнительной власти  является проводником государственной  политики в отношении организации  социального обслуживания, особо нуждающихся в них группах населения, включая пожилых людей и инвалидов, семей, детей, женщин, находящихся в кризисных ситуациях.  Организации социального обслуживания предаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Социальная работа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальных учреждений. Ее основная задача состоит в том, чтобы проводить в жизнь социальную политику государства, содействовать нормальному функционированию социальной среды и поддерживать социальную стабильность в обществе посредством оптимизации жизнедеятельности человека. В данный социальный институт входят: государственные учреждения, общественные и частные организации, составляющие целостную систему социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания населения; высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для данной отрасли. Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей граждан, организовать социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию населения. Оказание содействия в поступлении граждан в учреждения является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации граждан. Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство граждан.

Цель исследования: изучить систему социального обслуживания населения.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

  1. изучить сущность и понятия социального обслуживания населения;
  2. охарактеризовать систему социального обслуживания;

3) дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, семьи и детей.

Объектом исследования является социальная работа как профессиональный вид деятельности.

Предметом исследования является социальное обслуживание в системе социальной работы.

Степень изученности  темы. В изучение практических проблем организации социального обслуживания населения внесли свой вклад такие авторы, как Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова, Л.В. Топчий, А.В. Бодак, Р.И. Ерусланова, В.В. Коробанов, Г.Н. Плюсина и другие.

Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ

1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

                           

В научной литературе понятие  «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает  в качестве одного из направлений  социальной работы и организационной  формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или  человеческого общества.

В учебном пособии Е.И. Холостовой дается такое определение социального обслуживания «Социальное обслуживание — это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей — от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития».2 Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого-педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».3

В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального  обслуживания различных категорий  населения – составная часть  современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».

Как указывается в концепции  развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление  этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки  населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального  управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям  создания гуманного и правового  общества.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки  технологий социального обслуживания с учетом специфики различных  регионов РФ. Важное значение приобретает  при этом определение четкой структуры  программ и принципов управления, а также способности к автономии  и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.

Поэтому эффективность социального  обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в  целом), так и специфических (для  оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.

При этом принципиально важными  являются следующие моменты:

- во-первых, цели социального  обслуживания могут рассматриваться  на уровне общества, отдельных  регионов, населенных пунктов, районов  и микрорайонов, на уровне групп  населения и отдельной личности;

- во-вторых, цели социального  обслуживания должны учитывать  социально – экономическую, морально  – психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов;

- в-третьих, цели социального  обслуживания в современной России  должны быть неразрывно связаны  с объективной оценкой и позитивным  освещением процессов выхода  страны и ее регионов из  кризиса, а также стабилизации  социального положения различных  категорий населения.

Критерием эффективности  социального обслуживания должна стать  действенность всех видов, форм и  методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также  руководства и управления всем процессом  социальной работы с населением и  отдельными людьми, нуждающимися в  социальном обслуживании.

Основываясь на концепции  системных потребностей социально  – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы  социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции  и цели этой сферы. Это системные  функции гуманности, к которым  относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные  жизненные ситуации людям. Если человек  в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную  ситуацию, то гуманное отношение к  нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания  выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических  излишков». Эта функция обусловлена  тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных  катаклизмов.

Система социального обслуживания населения может выступать как  инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции  в обществе: одной из основных задач  по удовлетворению системной потребности  в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции  и самоорганизации«общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

Информация о работе Социальное обслуживание в системе социальной работы