Социальное обслуживание в системе социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему социального обслуживания населения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и понятия социального обслуживания населения;
охарактеризовать систему социального обслуживания;
дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, семьи и детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ…………………………………………………………... 7
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения……. 7
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности…………………………………………………..11
II. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………… …15
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………….…22
2.2 .Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов……………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (14).docx

— 65.59 Кб (Скачать)

Важное значение приобретают  в современных условиях институты  социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации  социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением  удельного веса пожилых людей  в составе населения, изменением социального статуса человека в  старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда:

Достоинство личности – право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора – каждое лицо преклонного возраста имеет  право выбора между содержанием  на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.

Координация помощи – помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи – помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между  санитарным и социальным уходом –  при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой  для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный  Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым  людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение  жильем, материальное обеспечение с  целью создания для них нормативных  условий жизни.

На современном этапе  организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых  будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей  в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как  пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими  людьми, роль и статус пожилых в  семье и обществе и другие.

Следует отметить, что существуют различные категории пожилых  людей. Среди них есть люди:

- не нуждающиеся в помощи;

- частично утратившие  трудоспособность;

- нуждающиеся в обслуживании;

- требующие постоянного  ухода и т.д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются  в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых  людей. С этим же связано и использование  различных принципов, методов, приемов  работы с клиентом.

Содержание работы с пожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные  со сферой здоровья, психосоциального благополучия и социальных услуг. С  ростом численности пожилого населения  в регионе необходимо анализировать  основные тенденции в изменении  форм социальной работы, характера  технологического процесса совершенствования  помощи престарелым.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его  опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и  субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения  через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные  виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению  органов социальной защиты населения  в подведомственных им учреждениях  либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением  социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие  учреждения:

- дома-интернаты;

- отделения дневного и  ночного пребывания;

- специальные дома для  одиноких престарелых;

- больницы и отделения  для хронических больных;

- стационары различного  типа;

- территориальные центры  социального обслуживания;

- отделения социальной  помощи на дому;

- геронтологические центры  и т.д.10

В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом  являются специальные дома для постоянного  проживания одиноких пожилых людей  и супружеских пар, сохранивших  полную или частичную способность  к самообслуживанию в быту и нуждающихся  в соответствующих условиях для  самореализации основных жизненных  потребностей.

Примерное Положение о  специальном доме для таких пенсионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его  функции:

- обеспечение благоприятных  условий для проживания и самообслуживания;

- предоставление проживающим  престарелым гражданам постоянной  социально-бытовой и медицинской  помощи;

- создание условий для  поддержания активного образа  жизни, в том числе посильной  трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные  решения специального дома должны соответствовать  возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом  состоит из одно - двухкомнатных  квартир, включает в себя комплекс служб  социально-бытового назначения: медицинский  кабинет, библиотеку и помещение  для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и другие.11

Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в  нем престарелых граждан. В нем  должен круглосуточно действовать  диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан  осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких  домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных  домов для одиноких престарелых  и пожилых супружеских пар  является одним из перспективных  путей решения целого комплекса  социальных проблем пенсионеров  и пожилых граждан.

 

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области  социальной защиты инвалидов, целью  которой является обеспечение инвалидам  равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а  также в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, которое  имеет нарушение здоровья со стойким  расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности  и вызывающее необходимость его  социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности  или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени  расстройства функций организма  и ограничения жизнедеятельности  лицам, признанным инвалидами, устанавливается  группа инвалидности, а лицам в  возрасте до 16 лет – категория  «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов  представляет собой систему гарантированных  государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия  для создания инвалидам равных с  другими гражданами возможностей участия  в жизни общества: для индивидуального  развития, реализации творческих и  производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы  социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов: - социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское  обслуживание;

- полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;

- стационарное социальное  обслуживание в стационарных  учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);

- срочное социальное обслуживание  в целях оказания несложной  помощи разового характера остро  нуждающимся в социальной поддержке;

- социально-консультативная  помощь, направленная на адаптацию  граждан пожилого возраста и  инвалидов в обществе, развитие  опоры на собственные силы, облегчение  адаптации к меняющимся социально-экономическим  условиям.12

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том  числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.

Согласно Примерному положению  о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную  и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам  и другим группам населения, нуждающимся  в социальной поддержке.

Центр может иметь в  своей структуре различные подразделения  социального обслуживания, в том  числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются:

- выявление престарелых,  инвалидов и других лиц, нуждающихся  в социальной поддержке, совместно  с государственными и общественными  организациями (органами здравоохранения,  образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного  Креста, ветеранскими организациями,  обществами инвалидов и т.д.);

- определение конкретных  видов и форм помощи лицам,  нуждающимся в социальной помощи;

- дифференцированный учет  всех лиц, нуждающихся в социальной  поддержке, в зависимости от  видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

- предоставление различных  социально-бытовых услуг разового  или постоянного характера лицам,  нуждающимся в социальной поддержке;

- анализ уровня социально-бытового  обслуживания населения города, района, разработка перспективных  планов развития этой сферы  социальной поддержки населения,  внедрение в практику новых  видов и форм помощи в зависимости  от характера нуждаемости граждан  и местных условий;

- привлечение различных  государственных и негосударственных  структур к решению вопросов  оказания социально-бытовой помощи  нуждающимся слоям населения  и координации их деятельности  в этом направлении.

В настоящее время расширяется  система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон  о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном  порядке потребностей освидетельствуемого  лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных  стойким расстройством функций  организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной  оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использований классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой  медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) определение группы  инвалидности, ее причин, сроков, времени  наступления инвалидности, потребности  инвалида в различных видах  социальной защиты;

2) разработка индивидуальных  программ реабилитации инвалидов;

3) участие в разработке  комплексной программы профилактики  инвалидности, медико-социальной реабилитации  и социальной защиты инвалидов;

4) определение степени  утраты профессиональной трудоспособности  лиц, получивших трудовое увечье  или профессиональное заболевание;

Информация о работе Социальное обслуживание в системе социальной работы