Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:41, курсовая работа
Цель исследования: изучить систему социального обслуживания населения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и понятия социального обслуживания населения;
охарактеризовать систему социального обслуживания;
дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, семьи и детей.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ…………………………………………………………... 7
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения……. 7
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности…………………………………………………..11
II. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………… …15
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………….…22
2.2 .Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов……………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………. 35
Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:
- нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
- поступлений из фонда
социальной поддержки
- средств из федерального
бюджета на выполнение
- финансов в результате
перераспределения средств
- дополнительных средств
на областного и местного
- доходов от платных
услуг и от хозяйственной
- благотворительных
Средства специализированных
центров формируется в
Основным принципом
Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
- слабая правовая база
системы социального
- ограниченность финансовых
ресурсов, имеющихся в распоряжении
органов управления
- отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
- нехватка персонала,
имеющего профессиональную
- низкий социальный статус
и неадекватная заработная
- недостаточное использование
финансовых, экономических и
Важным аспектом в регулировании
социально – экономических
расширение возможностей
семьи для решения жизненно-
установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
содействие эффективному
и гуманному действию семьи как
социально-экономической
развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.
Областные учреждения призваны
выполнять также и научно-
Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.
Государственная служба помощи
семье и детям выполняет
- аналитическую: изучает
проблемы и нужды своего
-планово-организационную:
планирует и организует
- управленческую: обеспечивает
контакт с государственными
- информационную: сообщает
населению о возможностях
Социальная работа в этих
службах может выражаться в различных
формах помощи семье. Так, например, неотложная
помощь при острых психических состояниях
человека, вызванных социальными
условиями или трудной
Помощь может носить продолжительный
характер, когда при трудных жизненных
ситуациях клиенту оказывается
не только первичная, но и углубленная
длительная поддержка, направленная на
оздоровление отношения к ситуации,
выявление внутренних резервов клиента
и увеличение его веры в свои силы,
и возможность преодоления
Помощь может быть прямой
и опосредованной. Прямая помощь направлена
непосредственно на защиту прав и
интересов клиента, улучшение условий
его жизни, снятие нежелательных
психических состояний и т.д. Опосредованная
помощь предоставляется через работу
с социальным окружением клиента (семья,
члены рабочего коллектива, друзья,
уличная компания и другие), через
различные государственные
Кроме того, помощь может
быть прямой и в другом смысле слова,
а именно – в ответ на сложившуюся
ситуацию или обращение клиента,
а также превентивного
В соответствии с приказом
Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994
года было утверждено Примерное положение
о территориальном Центре социальной
помощи семье и детям, в котором
дано его определение как учреждения
государственной системы
Центр может иметь в
своей структуре различные
Цель деятельности Центра – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
Основными задачами Центра являются:
- выявление причин социального
неблагополучия конкретных
- определение и предоставление
конкретных видов и форм
- поддержка семей и
отдельных граждан в решении
проблем их самообеспечения,
- социальный патронаж
семей и отдельных граждан,
нуждающихся в социальной
- участие в работе по
профилактике безнадзорности
- анализ уровня социального
обслуживания семей с детьми
в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование
их потребности в социальной
помощи и подготовка
- привлечение различных
государственных и
Категориями и группами населения,
которым Центр оказывает
- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;
- дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды и т.д.;
- взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);
-бывшие воспитанники
детских домов и школ-
Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, на них около 200 – центры социальной помощи семье и детям.
2.2.Учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.
Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере трудоспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста.9
В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.
Пенсия назначается пожизненно.
Пенсионное обеспечение в соответствии
с действующим
Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (то есть при меньшем возрасте и стаже).
Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за услугу лет) и пенсию по инвалидности.
Информация о работе Социальное обслуживание в системе социальной работы