Система социальной защиты безработных

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1) Изучить социальную защиту безработных
2) Определить права безработных
3) Изучить специальные органы по социальной защите безработных

Оглавление

Введение
1 Социальное обеспечение безработных
1.1 Социальная защита безработных
1.2 Права безработных граждан
1.3 Специальные органы по социальной защите безработных
Заключение
Литература
3

5
13
15
19
21

Файлы: 1 файл

курсовая Леонова П112.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

 

                 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: Система социальной защиты безработных 

 

 

 

Исполнительница: 

студентка группы П-112 Леонова Л.В                                  

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Социальное обеспечение  безработных

1.1  Социальная защита  безработных

1.2  Права безработных  граждан

1.3  Специальные органы  по социальной защите безработных

Заключение

Литература

3

 

5

13

15

19

21


 
 
 
 
 
 
 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования.

Безработица это одна из социально-экономических проблем  современности. Для российского  общества, в котором в течение  продолжительного периода безработица официально не признавалась, а распределение трудовых ресурсов с целью поддержания полной занятости происходило в административном порядке, данная проблема является относительно новой. Вместе с тем это не снижает ее остроты. В России достаточно низкий уровень официально зарегистрированной безработицы. В 2004 году он в среднем составил около 1,8 % от экономически-активного населения. Так же на примере можно рассмотреть статистику города Кемерово.

 Так, оказалось, что в Кемерове жизнью довольны 78 процентов жителей. Причем за последние годы эта цифра только росла. Увеличивается и количество уверенных в завтрашнем дне среди кемеровчан. Если по итогам 2011 их было 53 процента от всех жителей города, то сейчас  — 59.

А вот по одному из показателей Кемерово находится на первом месте, а Новокузнецк — на втором. Это количество безработных. В столице Кузбасса эта цифра в этом году равна 2,2 процента, а в Новокузнецке — 2,3.

Целью курсовой работы является комплексное рассмотрение проблем правового регулирования социальной защиты безработных.

Одной из важнейших форм защиты безработных граждан, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, является социальная поддержка на период активного поиска работы, что обеспечивает гражданам возможность выбора оптимального варианта трудоустройства, способствует снижению социальной напряженности в обществе.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Изменения в демографической  структуре населения, в частности  рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Объектом данной работы является Социальная защита безработных  граждан.

Задачи курсовой работы:

1) Изучить социальную  защиту безработных

2) Определить права безработных

3) Изучить специальные органы по социальной защите безработных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ

    1. Социальная защита безработных

 

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

         1)Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. 

         2)Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца).

          3)Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Под системой социальной защиты населения в настоящее  время понимается – совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Для реализации государственной  политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году  на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости. Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям:

1)Через государственную поддержку материальных источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;

2)Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способу и проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработных в трудовую деятельность.

Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета. По положениям данного приказа  средства направляются, в частности, на:

— мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовки безработных;

— организацию общественных работ;

— выплаты пособий  по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установка срока его выплаты;

— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а  также специализированных рабочих  мест для особо нуждающихся в  социальной защите (инвалиды беженцы  и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных др.

Важнейшей составной  частью социальной защиты безработных является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Эффективность работы органов социальной защиты населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной защиты безработных граждан являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты безработных - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят  в следующем:

 первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

  1) перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

  2)повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

  3)усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

  4)обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

  5)максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет  право на социальную защиту. Конституция  возлагает обязанность на государство  создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право безработных на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

 

 

 

 

Выплата пособия по безработице.

 

Пособие по безработице  назначается и выплачивается  гражданам, признанным в установленном  порядке безработными, со дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным  из организаций в связи с ликвидацией  организации либо сокращением численности  или штата работников организации  и признанным в установленном  порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Каждый период выплаты  пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, не достигшим  возраста 60 лет для мужчин и 55 лет  для женщин и имеющим страховой  стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверхустановленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Общий период выплаты  пособия по безработице не может  превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Для граждан:

впервые ищущих работу (ранее  не работавших);

1)стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

2)уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

3)направленных отделами трудоустройства ЦЗН  на обучение и отчисленных за виновные действия;

4)прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, работавших у предпринимателя без образования юридического лица, а также последним местом работы которых являлись выполнение работ или возмездное оказание услуг по договорам гражданско-правового характера;

уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

уволенных из организаций  по собственному желанию (за исключением  уволенных по собственному желанию по уважительным причинам) – каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этой категории граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

При увольнении по собственному желанию причина увольнения считается  уважительной, если трудовой договор  расторгнут в связи с переездом  на новое место жительства в другую местность; болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимостью ухода за инвалидами 1 группы или больными членами семьи; нарушением работодателем коллективного или трудового договора; наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); увольнением женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке.

Гражданам, достигшим  на день признания их безработными возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (в том числе  на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), но не оформившим ее, период выплаты пособия по безработице устанавливается в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» без увеличения на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый страховой стаж.

Информация о работе Система социальной защиты безработных