Социальная работа с несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе, отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии.

Оглавление

Глава 1
1.1. Сущность, состояние и динамика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
1.2. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в специальных учреждениях.
Глава 2
2.1. Опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями в ДКМ в городе Сибае.

Файлы: 1 файл

первый пар-ф.doc

— 51.00 Кб (Скачать)


Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы

В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе, отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из ярко выраженного проявления модификации у  подростков на происходящие изменения являются правонарушения. Для изучения особенностей социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями необходимо раскрыть содержание понятий «правонарушение», «несовершеннолетний», «подросток», «социальная проблема». Социальная проблема - это социальное противоречие, осознаваемое субъектами (индивидами, группами) как значимое несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности. Социальное противоречие - это противоречие, возникающее в процессе развития социальной сферы или сферы социальных отношений, которое выражает расходящиеся тенденции этого развития (Социальная энциклопедия. / Под ред. А.П. Горкина. М.: «Большая российская энциклопедия», 2000. С. 275.)

Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 лет до 15-16 лет. Часто подростков называют несовершеннолетними. Несовершеннолетний - юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения различных прав и обязанностей, мер защиты, привилегий, существующих для взрослых и детей. Как отмечает Зубова Р.И.  несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности (18 лет) (Зубова Р.И. Организация психосоциальной работы с подростками девиантного поведения // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 14. 2005. Выпуск 2. С. 54.).

Правонарушение рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С.А. Беличевой, «правонарушение - это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности»( Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.: «Социальное здоровье России», 2000. С. 32.).  Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В.И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность» (4. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на - Дону: «Феникс», 2003.С. 248.). Преступление он характеризует как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Значение динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределением обязанностей и ответственности между субъектами профилактики.

Несмотря на некоторое снижение количественных показателей правонарушений несовершеннолетних, наблюдается рост и усугубление их качественных показателей. Так, отмечается российскими психологами, возрастание числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Вместе с возрастанием числа общественно опасных деяний идет процесс омоложения и феминизации состава несовершеннолетних правонарушителей . Наблюдается высокая криминальная активность детей, не достигших возраста уголовной ответственности. Как отмечает  Антонян Ю. М., чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00-21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками. Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям ( Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.: «Российское право», 1992. С. 37). Крайне важным является также и то, что отклонения в поведении приобретают у девочек большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми. При этом подростки женского пола все чаще становятся вдохновителями и инициаторами нарушения поведения у мальчиков. Также отмечается рост правонарушений, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По данным статистики каждый пятый подросток идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних - это и способы “взрослого” самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они - групповые по своему характеру.  Редко можно встретить такую ситуацию, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Увеличивается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями. Речь идёт о так называемых пограничных состояниях, не исключающих вменяемости и, следовательно, ответственности. Сюда относят различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм и сексуальные расстройства. Указанные расстройства - это не тяжёлые и стойкие заболевания. В большинстве случаев они приобретены не в результате отягощённой наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является также и рецидивная преступность, что связано с возрастными границами несовершеннолетних. Рецидивная преступность подростков имеет высокую общественную опасность не только из-за своей распространённости, но и из-за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в «злостных» рецидивистов, неподдающихся каким - либо мерам профилактического воздействия.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в подростковой среде все большее распространение получают групповые преступления. Групповые правонарушения чаще носят более опасный характер, нежели правонарушения, совершенные в одиночку. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуется как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на преступную длительную деятельность, включая её организованные формы. В них выделяется, прежде всего, лидер. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с «не писаными законами». Несоблюдение данных законов ведёт к распаду группы, поэтому их нарушители преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобретённого преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности.

По результатам социологического исследования проведенного Ципляевой в городе Ноябрьске, истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся. Все это они стремятся компенсировать свободой “на улицах” в среде таких же отвергнутых и непонятых. ( Е. Ципляева. Причины преступности несовершеннолетних: мнение самих подростков / Е. Ципляева; Е. Ципляева// Директор школы – 2008 №6 – с. 90-93).

Именно потребность в общении (у подростков она особенна обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Особенно велика в психологическом отношении роль “тусовок” (мест сбора подростков), где группируются подростки, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей - единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, употребляют токсические и наркотические вещества.

Но главной проблемой является то, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становится в глазах подростков и детей социально престижным занятием. Если ранее такая категория населения как преступники ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества - людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время её можно считать самостоятельной социальной группой. (7. Буров И. Нетрадиционные подходы к адаптации воспитанников колонии / И. Буров, И. Пятакова //Народное образование. – 2003. - №7. – С. 185-192.). Важнейшей её характеристикой являются профессиональные занятия различными видами противоправной деятельности. В криминальной среде сформировалась собственная ”теневая” социальная структура со своими “теневыми” стратами, вхождение в которые гарантирует определенный уровень материального достатка и присущий им набор социальных возможностей.

Участие в деятельности, принадлежность к тем или иным преступным кланам и группировкам нередко становится для некоторых подростков пределом желаний и социальных ожиданий.

Ситуация с правонарушениями несовершеннолетних в настоящее время остается достаточно сложной. Несмотря на некоторое снижение числа подростковых правонарушений, их показатели остаются достаточно высокими. Помимо этого, отмечается усиление жестокости и общественной опасности правонарушений, рост числа хорошо спланированных и организованных групповых преступлений.

Большинство из подростков правонарушителей воспитываются в неблагополучной семье. Для них характерны глубокие нарушения эмоциональной и познавательной сферы, деформация нравственных ориентаций и установок, повышенная тревожность, агрессия, отсутствие элементарных трудовых и гигиенических навыков. Интересы несовершеннолетних правонарушителей носят развлекательный характер, направлены на удовлетворение примитивных потребностей и целей.

Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Их динамика показывает, что несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям. В результате чего совершаются правонарушения и преступления, поэтому для профилактики правонарушений, преступлений и реабилитации  несовершеннолетних правонарушителей, созданы различные учреждения. Подробнее о деятельности этих учреждений мы рассмотрим в следующем параграфе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в       городе Сибае»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        выполнила: студентка социального        факультета 302группы

                                                                                     Щербакова М.Н.

 

 

 

 

 

План:

Глава 1

      1.1.    Сущность, состояние и динамика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

1.2.           Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в специальных учреждениях.

Глава 2

       2.1.    Опыт работы с несовершеннолетними                                   правонарушителями в ДКМ в городе Сибае.

       2.2.

 

7

 



Информация о работе Социальная работа с несовершеннолетними