Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
социальная работа с детьми сиротами на примере одесской организации дорога к дому
Министерство науки и образования, молодежи и спорта Украины
Одесский национальный политехнический университет
Кафедра социальной
работы и кадрового
Курсовая робота на тему:
Выполнил - студент II к. ис-092 Шаповал М.А.
Проверил - доц. Скляр В.С.
Одесса 2011
1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
2.Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении человека в ситуации выбора. – СПб: СПбГУП,1999.
3.Абрамова И.Г.
4.Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
5.Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
6.Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999.
7.Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
8.Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
9.Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
10.Консультирование детей в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое пособие. – М., 1998.
11.Минкова Э. А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
12.Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
13.Рудестан К. Групповая психотерапия. – Спб.,1998.
14.Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.
15.Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдинцева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
16.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.
17.Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
18.Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001.
19.Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
20.Хейзинг. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику
детского дома необходимо привыкнуть
к самостоятельному
Государство берёт
на себя обязательство по
решению основных проблем ребёнка:
обучение, воспитание, обеспечение
детей-сирот самым необходимым.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение
в систему социальных отношений)
даже при благоприятном стечении
обстоятельств разворачивается
Иными словами,
воспитанники детского дома, выходя
за его порог, умеют «быть
сиротой». Они надеются на
покровительство, обладают
«выученной беспомощностью»,
Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, какие методы и формы работы применяются к социально не адаптированным детям, и в чем собственно заключаются проблемы адаптации детей-сирот.
1) Проанализировать теоретический материал по проблеме исследования
2) Изучить особенности психологического и социального развития детей-сирот
3)Определить применяемые формы и методы работы с детьми, в учреждениях интернатного типа.
Объект исследования - особенности социальной работы в интернатном учреждении с детьми сиротами.
Предмет исследования-особенности социальной адаптации детей в детском доме.
1)За последние пять лет в Украине значительно возросло количество детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
2)Большинство детей,
План:
Раздел 1. Социализация как процесс становления социальных отношений.
1.1. Проблемы вхождения ребенка-сироты в систему социальных отношений.
1.2. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами.
Выводы
Раздел 2.О «Дороге к дому»
2.1. Практическое исследование работы социального педагога с детьми сиротами, и детьми, оставшимися без попечения родителей.
2.2 Виды социально –
педагогической деятельности в
ОФБ для детей - сирот и
детей, оставшихся без
Заключение
Список литературы
1.1
Социализация как процесс
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению.
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой – либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.
Для человека социальные отношения является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли. Существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.
Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.
Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. По – этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему. Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.
Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.
Подготовка человека к
реализации той или иной роли может
быть осуществлена только после представления
человека об этой роли («образ» роли).
Такие представления
Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми – сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть различными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений. При этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.
Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды. Процесс социализации, даже при благоприятным стечением обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.