Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
социальная работа с детьми сиротами на примере одесской организации дорога к дому
В ОФБ « Дорога к дому» на практике применяются такие виды социально-педагогической деятельности :
1. Социально – педагогическая диагностика и консультирование.
Цель: отслеживание динамики социогенеза личности, определения причин его нарушений. Вооружение знаниями о сущности социально – психологических проблем и способах их решения. Изучение особенности социальной адаптации воспитанников. Выявление воспитанников группы социального риска. Составление индивидуальных карт социального развития. Диагностика общение детей со взрослыми и сверстниками. Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин. Диагностика причин неспешности в овладении социально – бытовыми умениями и навыками.
2. Социально – профилактическая работа
Цель: Предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей. Создание благоприятного социально – психологического климата. Оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками. Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению. Психолого – педагогическое консультирование. Программы профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, паразитический образ жизни). Программа профилактики межличностных конфликтов.
3. Социальное воспитание. Коррекционо – развивающая работа.
Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности; позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально – педагогической реабилитации. Программа развития житейских умений и навыков. Программа профориентации. Программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни. Программа развития коммуникативных навыков и культуры общения. Программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, застенчивость и т.д.). Программы коррекции образа «Я». Программа психологической гимнастики.
Таким образом, можно сказать, что социальный педагог в своей работе использует такие формы как: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка, анализ собранных данных о ребёнке, наблюдение, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями, убеждение, занятие. Они же являются и основными в его работе.
Анализируя формы работы
социального педагога в детском
доме с детьми, оставшимися без
попечения родителей можно
На мой взгляд, в работе по социализации и адаптации воспитанников детского дома, а в частности детей, оставшихся без попечения родителей, такая форма работы как клуб для девушек будет хорошо способствовать на воспитанниц, так как они будущие женщины, супруги и матери. Как важно, чтобы они были здоровыми, нравственно воспитанными, свободно ориентировались в современной жизни, могли решать разнообразные социальные вопросы.
Клуб — сообщество людей с едиными интересами, объединённое в организацию или ассоциацию. Различают клубы спортивные, развлекательные, политические, религиозные и т. п.
Нами составлена программа работы клуба, призванная дать актуальную информацию юным девушкам, вступающим во взрослую жизнь.
Цель работы клуба – воспитание здоровой, высоконравственной девушки с развитым чувством женской чести и собственного достоинства.
Задачи работы клуба:
1.Способствовать развитию
важных жизненных навыков,
2. Знакомить с информацией, которая поможет им узнать особенности своего организма и принимать разумные, обоснованные решения в вопросах полового здоровья;
3. Содействовать развитию
личности и социальной
4. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса;
5. Развивать навыки умелой хозяйки;
6. Научить приёмам и способам разрешения социально – психологических проблем.
Направления работы:
1. Правовое воспитание;
2. Нравственное воспитание;
3. Этическое воспитание;
4. Эстетическое воспитание;
5. Пропаганда здорового образа жизни;
6. Социальная адаптация в современных условиях;
Формы работы:
1. Организация и проведение бесед;
2. Организация и проведение встреч с интересными людьми, специалистами;
3. Индивидуальное
4. Организация и проведение праздников, конкурсов, вечеров;
5. Проведение диспутов и дискуссий на нравственные и этические темы;
6. Просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
План работы клуба для девушек «Хрустальный башмачок» представлен в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2.
№ |
Тема |
Формы работы |
Сроки |
Исполнитель |
1. |
Я и мои права |
Я и мои права |
сентябрь |
Социальный педагог, юрист |
2. |
Я познаю самого себя |
Тестирование, анализ |
Октябрь |
Социальный педагог |
3. |
Легко ли быть молодым |
Диспут |
Ноябрь |
Социальный педагог |
4. |
Этикет на каждый день |
Практикум |
Декабрь |
Социальный педагог, воспитатель |
5. |
«Пусть таинственность и красота с тобою неразлучны будут» (о женственности и девичьей чести) |
Беседа за чашкой чая |
Январь |
Социальный педагог, воспитатель |
6. |
«Дай сердца твоего коснуться сердцем» |
Литературный вечер для любви |
Февраль |
Социальный педагог, воспитатель |
7. |
Умелая хозяйка |
Вечер - конкурс |
Март |
Социальный педагог, воспитатель |
8. |
Секреты красоты |
Беседа - практикум |
Апрель |
Социальный педагог |
9. |
Путешествие в мир профессий |
Консультация специалиста |
Май |
Социальный педагог |
Данная форма работы должна помочь социальному педагогу в его работе.
Выводы:
1.Деятельность социального педагога в ОФБ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорога к дому» с детьми, оставшимися без попечения родителей очень разнообразна;
2. Социальный педагог в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей использует большой арсенал форм работы. К ним относятся: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка, анализ собранных данных о ребёнке, наблюдение, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями, убеждение, занятие и другие;
3. Социальный педагог
сопровождает детей,
4. Также ОФБ «Дога к дому» осуществляет выездные рейды по городу, предоставляя помощь уличным детям, эта помощь представляет собой – еду, одежду, медикаменты, а также беседы с психологом.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута. Анализ форм работы социального педагога, с детьми, оставшимися без попечения родителей в ОФБ «Дорога к дому» для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что социальный педагог реализует большой арсенал форм. Это формы характерные только для воспитания или только для обучения, наряду с ними используются нетрадиционные формы работы социального педагога. Эти формы тесно переплетены между собой и способствуют реализации главной цели работы социального педагога – социализации и адаптации воспитанников. Разнообразие форм, получается, из-за широкого круга должностных обязанностей социального педагога, большого количества его работы с данной категорией детей.
Но, на мой взгляд, в работе по социализации и адаптации воспитанников детского дома, а в частности детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать такая форма работы как клуб для девушек, так как они будущие женщины, супруги и матери. Как важно, чтобы они были здоровыми, нравственно воспитанными, свободно ориентировались в современной жизни, могли решать разнообразные социальные вопросы.