Социальная работа с детьми сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

социальная работа с детьми сиротами на примере одесской организации дорога к дому

Файлы: 1 файл

Курсач СКЛЯР.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

В условиях воспитания в  детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка  формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения  в социуме. Эта роль удерживает ребенка  в инфантильной иждивенческой позиции  и блокирует проявление потенциальных  возможностей.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют "быть сиротой". Они надеяться на покровительство, обладают "выученной беспомощностью", не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

У детей практически нет  собственного личного пространства, где ребенок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством  может считаться стена над  кроватью, которую ребенок может  украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок  и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском  доме, устроена таким образом, задает вынужденную публичность проживания. Даже сама планировка помещения детского дома не предусматривает личной территории, имеющей четко обозначенные для  других границы, проникновение за которые  может происходить только с согласия "владеющего" ею человека.

В детском доме жестко регламентирован  режим проживания (когда следует  вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.), не позволяющий учитывать  индивидуальные особенности ребенка. Постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов размывает границы личного пространства, что делает принципиально невозможным уход ребенка в собственный мир для восстановления психоэмоционального ресурса.

Находясь, длительное время  только в рамках этих позиций, ребенок теряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Для овладения всем спектром собственной "самостоятельности" ребенку необходимо освоение ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободного спонтанного взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия и провоцируются творческие потенции. Условия организации жизни деятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития. Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.

Вследствие последствий  аномальной социализации необходимо назвать  такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира), отставание в социальном развитии.

1.2 Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами

 

Социальная адаптация  представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в  труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт  в соответствии с нормами и  правилами общежития.

Трудовая и бытовая  адаптации выпускников спецшколы  – интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к  частной смене работы, неоправданная  неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным  трудом и качеством работы), трудности  установления контактов с членами  коллектива. Отличаются трудности, возникающие  вследствие неумения распорядиться  заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально  вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. У сирот  и подростков, лишённых попечения  родителей, налаживание самостоятельной  жизни происходит с ещё большим  трудом.

Социальная  адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и патронированию аномальных подростков, малочисленные специальные службы, призванные осуществить помощь в адаптации аномальных людей.

Успех подготовки детей-сирот  к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающихся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является социальные коррекционные занятия по социально–бытовой ориентировке. Специальные коррекционные занятия по социально–бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития детей-сирот.  Важнейшим звеном системы, является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки детей-сирот к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы.

Программа по социально–бытовой  ориентировке должна служить для  воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последовательности работы; воспитатель должен придерживаться того же, что и учитель, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников.

Воспитатели продумывают  сценарии этих праздников, вместе с  воспитанниками группы, подбирают конкурсы, интересные игры, загадки, дети готовят  различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д., т.е. используют знания, полученные на уроках СБО.

Основная  цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Можно выделить основные направления  работы по социальной адаптации:

 

-   «Безопасность жизни». Дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, спичками, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»;

- «Жилые помещения». Даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. Для поддержания интереса детей, можно ввести постоянно действующий конкурс на «лучшую спальню», спальни проверяются каждый понедельник, итоги проводятся на линейках, по окончанию четверти, учебного года. «Лучшие спальни» награждаются.

- « Культура поведения». Дети учиться правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье и семейных отношениях.

-  «Одежда и обувь». Формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.

- «Ориентирование в окружающем». Это умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение надо придавать экскурсиям на почту, швейную фабрику, департамент гражданства, и другие.

- «Отдых и досуг». Воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время. Для этих целей в сиротском учреждении должны быть комнаты отдыха, хорошо оборудованные.

-  «Охрана здоровья». Привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Медиками должны проводится по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваний, о СПИДе.

- «Питание». Это умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу надо проводить по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи, учить пользоваться ножом и вилкой.

- «Природа» - дети усваивают приемы содержание животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях.

Фомы работы по этим направлениям различны, как групповые, так и  индивидуальные. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми. В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистика усыновления сирот  на Украине (19-02-2011, 13:43)

По состоянию, наконец, 2009 года, за годы украинской независимости иностранцами было усыновлено и вывезено за границу 20 тыс. 546 украинских детей в 36 стран мира. Больше всего — в США, Италию, Испанию и Францию усыновить ребенка. территория без сирот Пожелания зарубежных кандидатов в усыновители относительно возраста детей, по словам директора Госдепартамента по усыновлению и защите прав ребёнка Министерства Украины по делам семьи, усыновить ребенка молодёжи и спорта Людмилы Волынец, таковы: усыновить ребенка подавляющее большинство граждан Германии, Канады и США желают усыновить украинского ребёнка в возрасте до трёх-пяти лет. Ребёнка в возрасте до трёх лет хотят около 90 % израильских усыновителей. Исключение составляют только граждане Италии, 75 % которых готовы брать детей в возрасте старше семи лет. Причём 25 % согласны принять в свою семью 10—18-летних 
 
Согласно подведённым в Государственном департаменте по усыновлению и защите прав ребёнка итогам, на протяжении 2009 года граждане других стран усыновили 1 тыс. 426 украинских детей. Это на 10 % меньше, чем в 2008 году — 1 тыс. 587 детей, и на 730 детей (около 30 %) меньше, чем в 2005 году, когда иностранцами были усыновлены 2 тыс. 156 детей,[18] что вдвое больше количества детей, усыновлённых украинцами.[19] При этом стабильно растёт количество детей, усыновлённых гражданами Украины. Территория без сирот в 2009 году последние усыновили 2 тыс. 381 ребёнка, что на 15 % больше по сравнению с 2008 годом (2066). Министр по делам семьи, молодёжи и спорта Юрий Павленко прокомментировал ситуацию: «В связи с постоянным ростом количества усыновлённых детей гражданами Украины из года в год сокращается количество детей, усыновлённых иностранцами, поскольку и украинские, и иностранные усыновители хотят усыновить маленького и здорового ребёнка. Каждый год всё больше детей находят семью в Украине, а значит, Украина перестаёт быть донором для межгосударственного усыновления.

 Бывший президент Украины Виктор Ющенко оптимистично смотрит на развитие ситуации. По его словам, сегодня ежедневно рождается до 1400 младенцев, до 50 остаются сиротами, а усыновляют ежедневно 60. В то же время ещё несколько лет назад оставалось на 15-20 сирот больше, чем усыновляли

Выводы:

Подводим итог. В результате неблагоприятных условий, в которых  ребёнок-сирота оказался по независящим  от него обстоятельствам, он не может  пользоваться своими социальными правами  в равной мере с детьми, воспитывающимися в домашней среде.

В системе объектных отношений  в связи с формальным выполнением  обязанностей воспитателями и педагогами детского дома, безответственной позицией собственных родителей, жёсткой  силовой системой взаимодействия со сверстниками воспитанник сиротского учреждения зачастую становится жертвой  воспитательных издержек. Специфическая  структура взаимоотношений с  социальным окружением вырабатывает в  нём черты характера, затрудняющие адаптивный процесс: конформность, безынициативность, уход от решения насущных проблем, отсутствие значимых жизненных целей и т.д.

В сфере субъектных отношений  характер взаимодействия с ближайшим  социальным окружением также накладывает  свой отпечаток. Выступая в этом случае как субъект воздействия, т.е. активная, самообразуюшая личность, сирота в поведенческих действиях ещё раз отчётливо демонстрирует зависимость от своей социальной среды, которая регламентирует его возможности в области жизненных целей и достижений.

Таким образом, можно утверждать, что жизненный путь ребёнка, попавшего  в сиротское учреждение, в значительной мере предопределён на всём протяжении и проходит под знаком пагубного  в целом воздействия социального  окружения. В результате такого неблагоприятного стечения обстоятельств у ребёнка  формируется чувство собственной  неполноценности, ущербности, обделённости. Искажённое самовосприятие снижает интеллектуальный потенциал подростка, подрывает его веру в свои возможности.

Наиболее приемлемым способом предохранить сирот от подобных последствий  общественного воспитания должно быть приближение образа жизни в сиротских  учреждениях к образу жизни семьи. Уместны различные варианты решений, воспроизводящих модель семейных отношений: семейные группы в рамках детского дома, семейные детские дома, приёмные семьи. Наконец, наиболее предпочтительная форма — институт усыновления, в  рамках которого необходима правовая либерализация, упрощающая процедуру  попадания сирот в семью или  к одиноким людям. Наряду с облегчением  этой процедуры представляется желательным  повсеместно внедрять в практику отбора будущих родителей инновационные методы, позволяющие априорно определить воспитательный потенциал усыновителей.

Информация о работе Социальная работа с детьми сиротами