Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
социальная работа с детьми сиротами на примере одесской организации дорога к дому
Представляется весьма важным,
что указанные структурные
Одесский благотворительный
Фонд «Дорога к Дому» основан
в 1996 году (официально зарегистрирован
в 1998 году). Цель создания фонда - предоставить
комплексную медико-
В настоящее время организация
реализует обширную деятельность по
трем направлениям: профилактика ВИЧ/СПИД
и наркомании по стратегии снижения
вреда, профилактика детской бездомности
и реабилитация детей улицы, а
также предоставление социальных и
медицинских услуг и
ОБФ «Дорога к Дому» пользуется заслуженным авторитетом на местном, национальном и международном уровнях. Инициативы организации поддерживают Фонд ООН ЮНИСЕФ, Европейский Союз, Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине, Фонд Элтона Джона, Всемирный детский фонд королевы Швеции "World Childhood Foundation", "The Rufford Maurice Laing Foundation" и другие. ОБФ «Дорога к Дому» также является членом Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда.
В настоящее время в
трех департаментах ОБФ «Дорога
к Дому» работает несколько десятков
квалифицированных
Ежегодно ОБФ «Дорога к Дому» посещают высокопоставленные лица отечественной и мировой политики, спорта и шоу-бизнеса. Деятельность организации и поднимаемые ею вопросы, привлекают внимание отечественной и зарубежной прессы.
Социальный патруль
Они живут на улице. Питаются, чем придётся. Одежда оставляет желать лучшего. Единственное убежище – заброшенные дома, люки теплотрасс. Люди обходят их стороной. Надежда только на себя. Дети улиц, дети большого города. Уличные дети не могут позвать медика на помощь, когда им станет плохо.
Скорая помощь не приезжает на вызовы в полуразрушенные дома к маленьким бездомным. Дети погибнут от голода и запущенных болезней, если их не спасти.
Специально для помощи детям прямо на улице команда Фонда «Дорога к Дому» создала мобильный пункт помощи «Социальный патруль».
«Социальный патруль» привозит детям улицы первую медицинскую помощь, одежду, еду и надежду начать другую, нормальную жизнь.
В составе команды «Социального патруля»:
Медицинский работник – оказывает медицинскую помощь, выдает детям аптечки с необходимыми медикаментами, сопровождает детей для прохождения обследования в медицинских центрах, помогает в госпитализации при необходимости.
Социальный работник – собирает сведения о детях, проживающих на улице. Собранные сведения заносятся в базу данных учета детей улицы, передаются в парнерские организации, благодаря чему ежегодно команда Фонда «Дороги к Дому» возвращает в семьи сорок детей.
Психолог – предоставляет
детям психологическую
Юрист – консультирует детей по вопросам права, помогает восстановить документы, при необходимости осуществляет правозащиту от неправомерных действий взрослых и ровесников, а так же ведёт регистрацию детей улицы.
Сейчас патруль помогает 12-15 бездомным детям за один выезд. Выезжает он пять раз в неделю, во второй половине дня. Однако в помощи нуждается значительно больше детей. Чаще всего критические ситуации происходят в ночное время суток. Команда Фонда «Дорога к Дому» мечтает организовать работу ночного социального патруля
Познавать новое, открывать свои таланты, находить друзей, чувствовать радость общения и любовь и заботу – это необходимо каждому человеку. Особенно детям, находящимся в любых кризисных ситуациях.
Именно для таких детей был создан Центр Образования и Здоровья при детском департаменте ОБФ “Дорога к Дому”.
При Детском Центре Образования и Здоровья действуют:
- Школа выравнивания
- Курсы английского языка
- Арт-терапия
- Отделение народного творчества
- Театральное отделение
- Хореографический класс
- Футбольная секция
Структура учреждения:
На данный момент в доме воспитываются 143 человека в возрасте от 11 до 18 лет с 5 по 11 классы из всех районов области. Поступление детей в детский дом идёт в течение всего года. Из числа 143 человек 18 % являются «трудными», группу «риска» составляют 16% воспитанников. Таким образом, воспитанники детского дома – это дети с израненной душой и психикой, требующие особого отношения, индивидуально педагогического подхода, слаженной работы всего коллектива учреждения. Это – 102 человека, их них 35 педагогов: до 5 лет – 5 человек; от 5 до 10 лет – 6 человек, свыше 10 лет – 24 человека. По образованию, имеют высшее – 23 человек, сегодня, это уже 63,8 %, незаконченное высшее – 3 человека; среднее педагогическое – 9 человек. Имеют квалификационные категории: высшую категорию – 2 человека, I категорию – 6 человек, II категорию – 13 человек.
Заочное обучение педагогов,
объективно проводимая аттестация, обобщение
опыта являются стимулирующим фактором
профессионального роста
Главную проблему – «Социально-трудовая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрация и педагогический коллектив решает через выполнение следующих задач:
1. Дать возможность воспитаннику-сироте почувствовать поддержку и заботу, обрести эмоционально-душевный комфорт, чувство защищенности со стороны взрослых; обеспечивать личностное развитие воспитанников.
2. Создавать устойчивую систему профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки;
Вся учебно – воспитательная работа в детском доме строится по направлениям, которые позволяют создавать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения воспитанника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», « труд», «познание», «культура».
Социальный педагог
Рассмотрим социально-
Задачи, реализуемые социальным педагогом, в ОБФ «Дорога к Дому» для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Задачи социального педагога. |
Пути реализации. |
1.Определение статуса ребёнка. |
Посредством таких форм работы как личная беседа с ребёнком, анкетирование, интервью, анализ документов социальный педагог определяет статус ребёнка. |
2.Составление индивидуальной
программы развития |
При решении данной задачи социальный педагог анализирует данные, полученные при решении первой задачи и совместно с медицинским работником, психологом, воспитателями определяет дальнейший план действий с ребёнком. |
3. Адаптация, реабилитация, интеграция ребёнка. |
Реализация данной задачи происходит совместно с другими специалистами – психологом, воспитателями. Используются такие формы работы как наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями. |
4.Представления интересов ребёнка в правозащитных и административных органах. |
Реализация данной задачи происходит путём взаимодействия социального педагога с другими учреждениями – судом, органами опеки и попечительства, отделом судебных приставов. Формы работы - убеждение, беседа. |
Анализируя работу социального
педагога можно выделить основные функциональные
обязанности социального
1. Формирование гуманных
отношений к воспитанникам,
2. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребёнка в быту и досуговой деятельности.
3. Изучение особенностей
личности воспитанников, их
4. Выявление интересов
и потребностей, проблем и трудностей
детей и подростков, отклонений
в социальном поведении и
5. Социально – педагогическая
поддержка воспитанников в
6. Организация и координация
различных видов социально
7. Социально – педагогическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных воспитанников;
8. Посредничество между воспитанником и учреждением, социальными институтами.
9. Совместное с сотрудниками
социальных служб
Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.
Следующая задача социального педагога — составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации. Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Вместе с психологами
социальный педагог занимается проблемами
профессионального
Еще одна важная задача, которую
выполняет социальный педагог в
детском доме, — представление
интересов ребенка в
Так же социальный педагог в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей использует такую форму работы – как занятие.