Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы в Украине растет количество детей, которые при определенных обстоятельствах остаются без семейного воспитания, лишаются родительской опеки. Причин тому множество, и не обязательно это смерть отца или матери. Среди детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, лишь десятую часть составляют биологические сироты, остальные – это дети, которые становятся сиротами при живых родителях, так называемые социальные сироты. Нельзя утверждать, что феномен «выхода» ребенка из родной семьи возник лишь в последнее время. Родителей лишали родительских прав через асоциальные проявления: пьянство, наркоманию, недостаточное внимание к собственным детям и раньше.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми в условиях ДДСТ………………………………………………………
Детский дом семейного типа как альтернатива интернатного заведения……………….…………………………………………….
Историография создания детских домов семейного типа в Украине................................................................................................
Современное состояние системы детских домов семейного типа…………………………………………………………………...
Выводы по первой главе ………………………………................
Глава 2. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ…………………………………………………………………………….
Подготовка приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ………………………………………………………………
Формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ……........................................................................................
Перспективы создания ДДСТ в Украине………………………..
Выводы по второй главе………………………………………..
Общие выводы……...…………………………………………...
Список использованной литературы……………...…………
Приложение………………………………….……………….
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Министерство образования и науки, молодежи и спорта АР Крым
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования
Кафедра педагогики и управления учебными заведениями
Курсовая работа
Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях детских домов семейного типа
Специальность 6.010100 «Социальная педагогика»
студента 21-СП группы
очной формы обучения
Гришко Николай Юрьевич
_____________________________
Научный руководитель: кандидат педагогических наук
Попов Максим Николаевич
______________________________
Допущено к защите на заседании кафедры (протокол № ___ от _____ 2012 г.)
Заведующий кафедрой
______________________________
Оценка работы на защите
______________________________
Ялта-2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми в условиях ДДСТ………………………………………………………
Выводы по первой главе ………………………………................ Глава 2. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами
в условиях ДДСТ……………………………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………….. Общие выводы……...…………………………………………... Список использованной литературы……………...………… Приложение………………………………….……………… |
3
6
6
9
14
16
18
18
20
27 28
30 32
36 |
Введение
Актуальность исследования. В последние годы в Украине растет количество детей, которые при определенных обстоятельствах остаются без семейного воспитания, лишаются родительской опеки. Причин тому множество, и не обязательно это смерть отца или матери. Среди детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, лишь десятую часть составляют биологические сироты, остальные – это дети, которые становятся сиротами при живых родителях, так называемые социальные сироты. Нельзя утверждать, что феномен «выхода» ребенка из родной семьи возник лишь в последнее время. Родителей лишали родительских прав через асоциальные проявления: пьянство, наркоманию, недостаточное внимание к собственным детям и раньше. Но в последнее время, в условиях обнищания подавляющей части населения, обостряются кризисные явления в семьях, особенно неполных, многодетных, малообеспеченных. На 1 января 2012 года в Украине в приемных семьях и детских домах семейного типа (ДДСТ) воспитывалось 9905 детей в 594 детдомах семейного типа и 3430 приемных семьях.
В Украине наблюдается тенденция к увеличению количества детей, над которыми нет возможности оформить опеку, усыновить их или направить на воспитание в детский дом семейного типа или приемную семью. Это обусловлено как социально-экономическими, так и психологическими факторами. И все-таки, основной формой опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы остается государственная система интернатного воспитания.
Детские дома и общеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования в Украине И. Бевза, А. Капской, М. Попова, дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.
В связи с этим, международный опыт государственной опеки над детьми свидетельствует о постепенном отказе государств, имеющих гуманистическое направление социальной политики, от интернатных форм содержания детей, лишенных родительской опеки, ориентацию на создание и поддержку семейных форм опеки. Усыновление детей-сирот и установления над ними опеки в Украине были и остаются приоритетными вариантами устройства судьбы ребенка, оставленного без родительской опеки. Вместе с тем ведется работа по созданию альтернативных учреждений для детей, лишенных родительской опеки. В первую очередь это касается развития семейных форм устройства таких детей: детских домов семейного типа и приемных семей.
Цель исследования. Проанализировать специфику социально-педагогической работы в ДДСТ.
Задачи исследования:
Объект исследования. Система ДДСТ и пример семей в Украине.
Предмет исследования. Социально-педагогическая работа с детьми, в условиях ДДСТ.
В исследовании применялись следующие методы: анализ и изучение социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретический анализ и обобщение опыта организации социально-педагогической работы в условиях ДДСТ.
Источники исследования: использованы материалы педагогической, психологической, исторической и специальной литературы; официальные государственные документы; справочно-библиографическая литература, электронный ресурс.
Структура работы: курсовая работа включает: введение, основной текст работы, в который входят два раздела, выводы по каждому разделу, общие выводы; список использованных источников и приложения. Общий объём работы 40 страница. Список использованных источников содержит 46 наименования, 5-ти приложений.
ГЛАВА 1
Теоретические основы социально-педагогической работы в ДДСТ
Международный опыт устройства детей, оставшихся без родительской опеки, свидетельствует о постепенном отказе государств, имеющих гуманистическое направление социальной политики, от интернатных форм, ориентацию на создание и поддержку семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки[9, с. 32].
Усыновление детей-сирот и оформление опеки (попечительства) в Украине были и остаются приоритетными формами устройства судьбы ребенка, оставленного без родительской опеки. Вместе с тем получила развитие создание альтернативных форм, в первую очередь это касается развития семейных форм устройства таких детей: детских домов семейного типа и приемных семей[9, с. 34].
В целях совершенствования условий для воспитания и обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье, c этой целью создают новые формы детского дома[12, с. 43].
К таким формам относятся:
Целью создания детского дома семейного типа являются обеспечение надлежащих условий для воспитания в семейном окружении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки [9, с. 39].
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи [12, с. 47].
Детский дом семейного типа как институт воспитания детей-сирот является не детским учреждением особого типа, т.е. детским домом, а многодетной семьей, обеспечивает воспитанникам семейное окружение и воспитание. Воспитательный потенциал детского дома семейного типа как формы семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имеет объективные преимущества перед другими социальными институтами, прежде всего интернатного типа, исходя из следующих соображений:
В детском доме семейного типа формирование личности ребенка происходит в естественных условиях, влияние родителей-воспитателей на мировоззрение и самосознания ребенка выполняет доминирующую роль. Семейное окружение формирует у ребенка морально-этические идеалы и вкусы, нормы поведения, трудовые навыки, ценностные ориентации, то есть все те качества, которые формируют личную индивидуальность. На формирование личности воспитанника влияют характер отношений между родителями и между родителями и детьми, другими членами семьи, отношение родителей к труду, их участие в общественной жизни, интересы, ценностные ориентиры, общий культурный уровень и т.п. [9].
Таким образом, детский дом семейного типа – это отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица (родители-воспитатели), которые берут на воспитание и совместное проживание не менее 5 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Функционирования детских домов семейного типа регулируется Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 564 от 26 апреля 2002 [20].
Семья может получить статус детского дома семейного типа при условии приема на воспитание пяти и более детей, лишенных родительской опеки, что, безусловно, является достаточно хорошей условием для устройства в семью большего количества осиротевших детей. Но согласно Положению о детском доме семейного типа количество детей в семье, как родных, так и приемных, не должна превышать десяти человек, несмотря на необходимость создания оптимальных условий для их полноценного воспитания и развития [9, с. 40].