Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях детских домов семейного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы в Украине растет количество детей, которые при определенных обстоятельствах остаются без семейного воспитания, лишаются родительской опеки. Причин тому множество, и не обязательно это смерть отца или матери. Среди детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, лишь десятую часть составляют биологические сироты, остальные – это дети, которые становятся сиротами при живых родителях, так называемые социальные сироты. Нельзя утверждать, что феномен «выхода» ребенка из родной семьи возник лишь в последнее время. Родителей лишали родительских прав через асоциальные проявления: пьянство, наркоманию, недостаточное внимание к собственным детям и раньше.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми в условиях ДДСТ………………………………………………………
Детский дом семейного типа как альтернатива интернатного заведения……………….…………………………………………….
Историография создания детских домов семейного типа в Украине................................................................................................
Современное состояние системы детских домов семейного типа…………………………………………………………………...
Выводы по первой главе ………………………………................
Глава 2. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ…………………………………………………………………………….
Подготовка приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ………………………………………………………………
Формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ……........................................................................................
Перспективы создания ДДСТ в Украине………………………..
Выводы по второй главе………………………………………..
Общие выводы……...…………………………………………...
Список использованной литературы……………...…………
Приложение………………………………….……………….

Файлы: 1 файл

Гришко Николай Курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                                             

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта АР Крым

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Кафедра педагогики и  управления учебными заведениями

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях детских домов семейного типа

 

Специальность 6.010100 «Социальная  педагогика»

 

 

 

студента 21-СП группы

очной формы обучения

Гришко Николай Юрьевич

_____________________________

 

Научный руководитель: кандидат педагогических наук

Попов Максим Николаевич

_______________________________

 

 

 

 

Допущено к защите на заседании кафедры (протокол № ___ от _____ 2012 г.)

Заведующий кафедрой ________________________________ Л.И.Редькина

Оценка работы на защите __________________________________________

 

Ялта-2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми в условиях ДДСТ………………………………………………………

    1. Детский дом семейного типа как альтернатива интернатного заведения……………….…………………………………………….
    2. Историография создания детских домов семейного типа в Украине................................................................................................
    3. Современное состояние системы детских домов семейного типа…………………………………………………………………...

                 Выводы по первой главе ………………………………................

Глава 2. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ…………………………………………………………………………….

    1. Подготовка приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ………………………………………………………………
    2. Формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ……........................................................................................
    3. Перспективы создания ДДСТ в Украине………………………..

                     Выводы по второй главе………………………………………..

                     Общие выводы……...…………………………………………...

                     Список использованной литературы……………...…………

                     Приложение………………………………….………………...... 

3

 

6

 

 

6

 

 

9

 

 

 

14

 

16

 

 

18

 

 

18

 

 

20

 

27

28

 

30

32

 

36


 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. В последние годы в Украине растет количество детей, которые при определенных обстоятельствах остаются без семейного воспитания, лишаются родительской опеки. Причин тому множество, и не обязательно это смерть отца или матери. Среди детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, лишь десятую часть составляют биологические сироты, остальные – это дети, которые становятся сиротами при живых родителях, так называемые социальные сироты. Нельзя утверждать, что феномен «выхода» ребенка из родной семьи возник лишь в последнее время. Родителей лишали родительских прав через асоциальные проявления: пьянство, наркоманию, недостаточное внимание к собственным детям и раньше. Но в последнее время, в условиях обнищания подавляющей части населения, обостряются кризисные явления в семьях, особенно неполных, многодетных, малообеспеченных. На 1 января 2012 года в Украине в приемных семьях и детских домах семейного типа (ДДСТ) воспитывалось 9905 детей в 594 детдомах семейного типа и 3430 приемных семьях.

  В Украине наблюдается тенденция к увеличению количества детей, над которыми нет возможности оформить опеку, усыновить их или направить на воспитание в детский дом семейного типа или приемную семью. Это обусловлено как социально-экономическими, так и психологическими факторами. И все-таки, основной формой опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы остается государственная система интернатного воспитания.

Детские дома и общеобразовательные  школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования в Украине И. Бевза, А. Капской, М. Попова, дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье.

Дети, воспитывающиеся  в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.

В связи с этим, международный опыт государственной опеки над детьми свидетельствует о постепенном отказе государств, имеющих гуманистическое направление социальной политики, от интернатных форм содержания детей, лишенных родительской опеки, ориентацию на создание и поддержку семейных форм опеки. Усыновление детей-сирот и установления над ними опеки в Украине были и остаются приоритетными вариантами устройства судьбы ребенка, оставленного без родительской опеки. Вместе с тем ведется работа по созданию альтернативных учреждений для детей, лишенных родительской опеки. В первую очередь это касается развития семейных форм устройства таких детей: детских домов семейного типа и приемных семей.

Цель исследования. Проанализировать специфику социально-педагогической работы в ДДСТ.

Задачи исследования:

  1. Цели, задачи, содержание работы социального педагога в ДДСТ.
  2. Особенности подготовки приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ.
  3. Изучить формы и методы работы социального педагога с детьми-сиротами в условиях детского  дома семейного типа.
  4. Проанализировать возможные перспективы создания повышения эффективности социально-педагогической работы в ДДСТ.

Объект исследования. Система ДДСТ и пример семей в Украине.

Предмет исследования. Социально-педагогическая работа с детьми, в условиях ДДСТ.

В исследовании применялись следующие методы: анализ и изучение социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретический анализ и обобщение опыта организации социально-педагогической работы в условиях ДДСТ.

Источники исследования: использованы материалы педагогической, психологической, исторической и специальной литературы; официальные государственные документы; справочно-библиографическая литература, электронный ресурс.

Структура работы: курсовая работа включает: введение, основной текст работы, в который входят два раздела, выводы по каждому разделу, общие выводы; список использованных источников и приложения. Общий объём работы 40 страница. Список использованных источников содержит 46 наименования, 5-ти приложений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Теоретические основы социально-педагогической работы в ДДСТ

 

    1. Детский дом семейного типа как альтернатива интернатного заведения

 

Международный опыт устройства детей, оставшихся без родительской опеки, свидетельствует о постепенном отказе государств, имеющих гуманистическое направление социальной политики, от интернатных форм, ориентацию на создание и поддержку семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки[9, с. 32].

Усыновление детей-сирот и оформление опеки (попечительства) в Украине были и остаются приоритетными формами устройства судьбы ребенка, оставленного без родительской опеки. Вместе с тем получила развитие создание альтернативных форм, в первую очередь это касается развития семейных форм устройства таких детей: детских домов семейного типа и приемных семей[9, с. 34].

В целях совершенствования  условий для воспитания и обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье, c этой целью создают новые формы детского дома[12, с. 43].

 К таким формам  относятся:

  1. Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типом семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.[12].
  2. Детский дом семейного типа — это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его является  то,  что  среда сформированной  семьи  может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций [12].

Целью создания детского дома семейного типа являются обеспечение  надлежащих условий для воспитания в семейном окружении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки [9, с. 39].

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи [12, с. 47].

Детский дом семейного  типа как институт воспитания детей-сирот является не детским учреждением особого типа, т.е. детским домом, а  многодетной семьей, обеспечивает воспитанникам семейное окружение и воспитание. Воспитательный потенциал детского дома семейного типа как формы семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имеет объективные преимущества перед другими социальными институтами, прежде всего интернатного типа, исходя из следующих соображений:

  1. Естественность процесса воспитания;
  2. Основой воспитательного воздействия является эмоциональный контакт ребенка с родителями-воспитателями, основанный на доверии детей до взрослых;
  3. Воспитание в малой группе в полной мере соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни;
  4. Продолжительность воспитательного воздействия родителей-воспитателей на приемных детей;
  5. Комплексный подход в воспитании;
  6. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  7. Взаимозаинтересованный характер отношений воспитателей и воспитанников;
  8. Контроль над негативными проявлениями и негативными влияниями, как среди детей, так и внешних факторов (сверстники, средства массовой информации, литература и т.д.).

В детском доме семейного  типа формирование личности ребенка  происходит в естественных условиях, влияние родителей-воспитателей на мировоззрение и самосознания ребенка выполняет доминирующую роль. Семейное окружение формирует у ребенка морально-этические идеалы и вкусы, нормы поведения, трудовые навыки, ценностные ориентации, то есть все те качества, которые формируют личную индивидуальность. На формирование личности воспитанника влияют характер отношений между родителями и между родителями и детьми, другими членами семьи, отношение родителей к труду, их участие в общественной жизни, интересы, ценностные ориентиры, общий культурный уровень и т.п. [9].

Таким образом, детский дом семейного  типа – это отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица (родители-воспитатели), которые берут на воспитание и совместное проживание не менее 5 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Функционирования детских домов семейного типа регулируется Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 564 от 26 апреля 2002 [20].

Семья может получить статус детского дома семейного типа при условии приема на воспитание пяти и более детей, лишенных родительской опеки, что, безусловно, является достаточно хорошей условием для устройства в семью большего количества осиротевших детей. Но согласно Положению о детском доме семейного типа количество детей в семье, как родных, так и приемных, не должна превышать десяти человек, несмотря на необходимость создания оптимальных условий для их полноценного воспитания и развития [9, с. 40].

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях детских домов семейного типа