Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях детских домов семейного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы в Украине растет количество детей, которые при определенных обстоятельствах остаются без семейного воспитания, лишаются родительской опеки. Причин тому множество, и не обязательно это смерть отца или матери. Среди детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, лишь десятую часть составляют биологические сироты, остальные – это дети, которые становятся сиротами при живых родителях, так называемые социальные сироты. Нельзя утверждать, что феномен «выхода» ребенка из родной семьи возник лишь в последнее время. Родителей лишали родительских прав через асоциальные проявления: пьянство, наркоманию, недостаточное внимание к собственным детям и раньше.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми в условиях ДДСТ………………………………………………………
Детский дом семейного типа как альтернатива интернатного заведения……………….…………………………………………….
Историография создания детских домов семейного типа в Украине................................................................................................
Современное состояние системы детских домов семейного типа…………………………………………………………………...
Выводы по первой главе ………………………………................
Глава 2. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ…………………………………………………………………………….
Подготовка приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ………………………………………………………………
Формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ……........................................................................................
Перспективы создания ДДСТ в Украине………………………..
Выводы по второй главе………………………………………..
Общие выводы……...…………………………………………...
Список использованной литературы……………...…………
Приложение………………………………….……………….

Файлы: 1 файл

Гришко Николай Курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Различают формальные и  неформальные ситуации тестирования, в ходе первых предусматривают получить ответы на стереотипные вопросы, вторые проводят в форме беседы на тему. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование, в отличие от других методов, дает возможность выявить индивидуальные характеристики воспитанника.

Также применяется метод  убеждения. Методом убеждения педагог  может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации [14, с. 38].

Метод поощрения можно  назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя, социальный педагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами [14].

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми [14].

Работа проводится в  индивидуальной, и групповой формах. Индивидуальная форма работы, или  социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный педагог совместно с воспитанником  решает его личностные и социальные проблемы [22, с. 76].

Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения  между социальным педагогом и  воспитанником. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая  процедура взаимодействия, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального педагога, необходимым знаниям о воспитаннике, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один». Прежде всего, между социальным педагогом и воспитанником должен быть установлен контакт [22, с. 157].

Социальная групповая  работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности. Клиентами социальной групповой работы являются воспитанники, имеющие различное происхождение проблем [22, с. 30].

Несмотря на разнообразие тренинговых упражнений, приемов  и техник, используемых в групповой  работе, принято выделять несколько  базовых методов, а именно, групповую  дискуссию, ситуационно-ролевые игры (Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев, Т.С. Яценко), а также тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю.Н.Емельянов), включающий в себя техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость «языку тела», медитативные техники и др. [6, с. 90].

Социальная групповая  работа – это метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных групповых целей. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно- реабилитационные подходы [22, с.50].

Так как подавляющее большинство детей-воспитанников ДДСТ – это социальные сироты, актуальным остается распространение модели социальной поддержки кризисных семей как средства профилактики социального сиротства [25, с. 189].

Таким образом, среди  основных методов работы социального  педагога с детьми-сиротами в ДДСТ выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения.

Работа с детьми проводится как в индивидуальной, так и  в групповой формах.

 

    1. Перспективы создания ДДСТ в Украине

 

Необходимость изменения  существующей системы опеки над  детьми в Украине является признанным широким кругом специалистов и государством. Свидетельством этому является создание и развитие приемных семей, детских домов семейного типа, дальнейшее совершенствование деятельности сети центров социальных служб для молодежи.

Практика деятельности ДДСТ в Украине и за рубежом показывает, что такая форма семейного воспитания является приемлемым для полноценного развития детей-сирот. Родители-воспитатели делают все возможное для воспроизведения семейной среды для детей, которые в силу разных причин были лишены возможности расти в собственной семье. Таким образом, преимущества такой формы воспитания по сравнению с содержанием детей в больших интернатных заведениях. В то же время, в результате исследования выявлено, что все обследованные семьи функционируют в условиях отсутствия надлежащего социального сопровождения, что является очень важным для нормального выполнения ДДСТ своих функций.

Детский дом семейного  типа – это семья, которая берет на воспитание и общее проживание от 5 до 10 детей, лишенных родной семьи.

 До 1998 года в Украине  детские дома семейного типа  не были распространенными. Их  насчитывалось во всей Украине  несколько десятков.

 Сегодня семейные  формы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, – приоритетное задание государственной политики.

 В Украине ныне созданы и действуют 65 детских домов семейного типа в 13 регионах Украины. В них сейчас воспитываются более 650 детей, а более 160 детей из этих семей начали самостоятельную жизнь (то есть более 800 детей имеют папу и маму, знают, что их любят и всегда ждут). За 9-летний период организация не раз поднимала вопрос на государственном уровне о защите прав детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, об их праве воспитываться в любящем семейном окружении. Эту проблему мы освещали в прессе, лоббировали интересы созданных семей, демонстрировали их опыт, успехи.

 

Выводы по второй главе

 

Во второй главе были рассмотрены такие вопросы: подготовка приемных родителей к созданию и  работе в ДДСТ, формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ, перспективы создания ДДСТ в АР Крым.

Необходимым условием существования  ДДСТ является подготовка кандидатов к социальной роли воспитателей приемных детей, что обеспечивается прохождением ими системы соответствующей  подготовки.

Так, часто семьи сталкиваются с проблемами, которые выходят  за пределы их компетенции и с  которыми родители-воспитатели не могут  справиться самостоятельно. Особенно остро стоит вопрос отбора и обучения родителей, отбора, подготовки и перевода детей из интернатных учреждений в ДДСТ. Как показали результаты исследования, почти никто из родителей не проходил специальной подготовки перед тем, как взять ребенка на воспитание. Никто из них и сейчас не имеет возможности повышать свою квалификацию.

Положением о детском доме семейного типа определено, что родители-воспитатели обязательно проходят курс обучения предварительного и периодического подготовки.

Целью предварительной  подготовки и переподготовки детских  домов семейного типа и приемных родителей является овладение необходимого объема современных знаний по вопросам создания и функционирования  детского дома семейного типа, приемных семей, их особенностями. А так же  развития и поведения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, методов их воспитания и настройка взаимоотношений с детьми.

Среди основных методов  работы социального педагога в ДДСТ выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения. Работа с детьми проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.

И на сегодняшний день семейные формы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, – приоритетное задание государственной политики.

 

 

Общие выводы

 

В данной работе были рассмотрены вопросы: теоретические основы социально педагогической работы в ДДСТ, социально педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ

Таким образом, Детский дом семейного типа –  семья, в которой наряду с собственными детьми живут и воспитываются дети, лишенные родительской опеки. Первый детский дом семейного типа был создан в 1988 году.

24 года деятельности детских домов семейного типа позволяют сделать обоснованные выводы о целесообразности существования и развития такой формы семейной опеки.

Необходимым условием существования  ДДСТ является подготовка кандидатов к социальной роли воспитателей приемных детей, что обеспечивается прохождением ими системы соответствующей  подготовки. Целью предварительной  подготовки и переподготовки детских  домов семейного типа и приемных родителей является овладение необходимого объема современных знаний по вопросам создания и функционирования  детского дома семейного типа, приемных семей, их особенностями. А так же  развития и поведения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, методов их воспитания и настройка взаимоотношений с детьми.

Среди основных методов  работы социального педагога в ДДСТ выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения. Работа с детьми проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Родители-воспитатели нуждаются в поддержке и помощи при решении многих проблем, которые незаметны в процессе создания ДДСТ и развиваются позже. Например, это проблемы отношения воспитанников к семье, налаживание отношений между детьми, урегулирования конфликтов и т.д. Поэтому за ДДСТ обязательно должен быть закреплен специалист, к которому при необходимости могли бы обратиться все жители ДДСТ, и который бы нес ответственность за воспитание приемных детей в ДДСТ вместе с родителями-воспитателями. Таким специалистом, например, мог бы быть социальный работник соответствующей специализированной службы местного центра социальных служб для молодежи.

Социальным работникам важно знать, что самооценка усыновленных детей и воспитанников ДДСТ, является, как правило, завышенной и отличается от самооценки родных детей. Так, завышенная самооценка является своеобразной «нормой» для детей-воспитанников и усыновленных детей, следует расценивать как бесспорное преимущество воспитания в ДДСТ.

В детском доме семейного  типа формирование личности ребенка  происходит в естественных условиях, влияние родителей-воспитателей на мировоззрение и самосознание ребенка  выполняет доминирующую роль. Семейное окружение формирует у ребенка морально-этические идеалы и вкусы, нормы поведения, трудовые навыки, ценностные ориентации, то есть все те качества, которые формируют личную индивидуальность. На формирование личности воспитанника влияют характер отношений между родителями и между родителями и детьми, другими членами семьи, отношение родителей к труду, их участие в общественной жизни, интересы, ценностные ориентиры, общий культурный уровень и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Антология педагогической мысли XVIII в. / Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. -С.21-22.
  2. Антология педагогической мысли первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. - С.346-348.
  3. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки). -М.:, 1999.-С.26
  4. Бевз Г.М., Пеша И.Д. Ребенок в приемной семье: заметки психолога. -К., 2001.
  5. Беспалько О. В. Социальная  педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Беспалько О. В.- К., 2003.-134с.(69-79)
  6. Волынец Л. С. Детство в Украине: права, гарантии, защита / / Украинский журнал прав человека. - К.: Украинская правовая фундация, 1999. - С. 27 -29.
  7. Воспитанники интернатов о себе и своей жизни / А. М. Балакирева, Т. В. Бондарь, Н. П. Дударь и др., - М., 2000. - Кн. 1. - 134 с.
  8. Губко А.Т. Рыцарь суровой доброты // В.Н. Сорока-Росинский. Пед. соч. - М., 1991. -С.15.
  9. Дети улицы. Методические рекомендации. / Под ред. А. Г. Зинченко. - М., 1999.
  10. Дурасова Т.П. и др. Инновации в деятельности детских социальных приютов // Работник социальной службы. -2000. - № 4. - С.48-50.
  11. Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения» № 2342 от 13 января 2005
  12. Захарова Л.Н. Дитя в очереди за лаской. - М.: Политиздат, 1991. - 221с.
  13. Капська Л. Й., Безпалько О. В., Вайнола Р. X. Загальна редакція А. Й. Капської. Актуальні проблеми соціально-педагогічної роботи (модульний курс дистанційного навчання). - К., 2002. - 164с.
  14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. -222 с. (Основные труды В.П. Кащенко)
  15. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М., 1997.
  16. Л.В. Мардахаев. Социальная педагогика: Учебник / Мардахаев Л. В.- М., 2006.- 269с (183-188)
  17. Лактионова Г.М. и др. Инновационные формы опеки детей, международный и национальный опыт / Г. М. Лактионова, Г. М. Шипиленко, И. В. Братусь /  Под ред. Г.М.Лактионовой. - М., 2001.
  18. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1988. – 257 с.
  19. Макаренко A.C. Некоторые проблемы теории и практики воспитания // Пед. соч: В 8 т. T.l.-M.,1983.- 82 с.
  20. Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского // К.Д. Ушинский и русская школа. - М., 1994. – 160 с.
  21. Методические рекомендации социальных работников по социальному сопровождению приемных семей / Н. М. Комарова, Т. Н. Бевз, Л. С. Волынец и др.-К., 1999.
  22. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. -М., 1994.-171с.
  23. Никулина О. М., Смотрова Л. Н.Социальная педагогика : конспект лекций / О. М. Никулина, Л. Н. Смотрова. — М.: Высшее образование, 2008. — 256 с.
  24. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Овчарова Р. В. –М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480с.
  25. Пеша И.В. Социальная защита детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. - М., 2000. -174 с.
  26. Прийомная семья / Оценка эффективности опеки (методические рекомендации для социальных работников). - М., 2000.
  27. Приюты для несовершеннолетних: статус и особенности работы. - М., 2000. – 89 с.
  28. Реформування системи закладiв для дiтей-сирiт та дiтей позбавленних батькiвського пiклування: передумови, реалii та перспективи. За ред. Ж. В. Петрочко. А. Калібаба., Ж. В. Петрочко, М. Л. Синюшко, О. В. Строяновська, О. С. Шипіленко.- К.: Наук. світ, 2006. – 105 с.
  29. С.С. Пальчевский. Социальная педагогика. Учебное пособие. К Кондор, 2005- 560 с.
  30. Сборник нормативно-правовых актов в области защиты прав детей. - К: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2002. - 318 с.
  31. Семейный кодекс Украины ВР Украины Кодекс семейный от 10.01.2002 № 2947-III – 243 с.
  32. Создание и социальное сопровождение приемных семей и детских домов семейного типа: учебно-методический комплекс / Под общей редакцией Г. М. Лактионовой.-К.,2000.-270 с.
  33. Социальная защита детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки / Ю. Г. Антипкин, Л.В. Балым, Л. С. Волынец и др.. - М.: УИСИ, 2000. - 138 с.
  34. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. - М.; 2000.- 416 с.
  35. Социальная педагогика: учеб. Пособия для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А.Никитина. - М., 2000.- 400 с.
  36. Социальная педагогика: Учебник  /  Под ред. А. И. Капской. - М., 2006. – 360 с.
  37. Социальное становление ребенка в приемной семье: социальное сопровождение: Учеб .- метод, пособие. / Г. Н. Бевз, Л. С. Волынец, А. И. Капская и др.. - М.: УИСИ, 2000. - 127 с.
  38. Социальные службы - семье: Развитие новых подходов в Украине (пере издание) / Под ред. Ш.Григы, Т.В.Семигинои. - М., 2003. - 128 с.
  39. Соціальне сирітство в Україні: експертна оцінка та аналіз існуючої в Украшїні системи утримання та виховивання / Авт. кол. Л. С. Волинець, Н. М. Комарова, І. Б. Іванова та інші. - К., 1998. - 248с.
  40. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. 373 с.
  41. Технологии создания и функционирования приемных семей, детских домов семейного типа: Сборник методических материалов / Авт. кол. Г. М. Бевз, А.И. Капская. – 341 с.
  42. Трубавина И.М. Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей - М.: 2002. – 235 с.
  43. Учимся жить самостоятельно: Учебное пособие для работы с учениками и выпускниками интернатных учреждений / Ж. В. Петрочко, О. В. Безпалько и др. - М., 2002. -300 с.
  44. Фролов, Трушина Ю. История создания «детских деревень» семейного типа / / Социальная педагогика. - 2004. - № 1. – 238 с.
  45. Чечет В. Альтернативные формы воспитания детей, проживающих в детских учреждениях / / Управление образованием. - 2003. - № 15-16. – 346 с.
  46. Якубова Ю.М., Антонова-Турченко О.Г. Проблемные семьи: дети и родители. - К., 1998. - 452 с.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях детских домов семейного типа