Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы в Украине растет количество детей, которые при определенных обстоятельствах остаются без семейного воспитания, лишаются родительской опеки. Причин тому множество, и не обязательно это смерть отца или матери. Среди детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, лишь десятую часть составляют биологические сироты, остальные – это дети, которые становятся сиротами при живых родителях, так называемые социальные сироты. Нельзя утверждать, что феномен «выхода» ребенка из родной семьи возник лишь в последнее время. Родителей лишали родительских прав через асоциальные проявления: пьянство, наркоманию, недостаточное внимание к собственным детям и раньше.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми в условиях ДДСТ………………………………………………………
Детский дом семейного типа как альтернатива интернатного заведения……………….…………………………………………….
Историография создания детских домов семейного типа в Украине................................................................................................
Современное состояние системы детских домов семейного типа…………………………………………………………………...
Выводы по первой главе ………………………………................
Глава 2. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ…………………………………………………………………………….
Подготовка приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ………………………………………………………………
Формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ……........................................................................................
Перспективы создания ДДСТ в Украине………………………..
Выводы по второй главе………………………………………..
Общие выводы……...…………………………………………...
Список использованной литературы……………...…………
Приложение………………………………….……………….
Различают формальные и неформальные ситуации тестирования, в ходе первых предусматривают получить ответы на стереотипные вопросы, вторые проводят в форме беседы на тему. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование, в отличие от других методов, дает возможность выявить индивидуальные характеристики воспитанника.
Также применяется метод убеждения. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации [14, с. 38].
Метод поощрения можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя, социальный педагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами [14].
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми [14].
Работа проводится в
индивидуальной, и групповой формах.
Индивидуальная форма работы, или
социальная работа с индивидуальным
случаем, осуществляется в ситуации
«один на один», когда социальный
педагог совместно с
Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения между социальным педагогом и воспитанником. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействия, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального педагога, необходимым знаниям о воспитаннике, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один». Прежде всего, между социальным педагогом и воспитанником должен быть установлен контакт [22, с. 157].
Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности. Клиентами социальной групповой работы являются воспитанники, имеющие различное происхождение проблем [22, с. 30].
Несмотря на разнообразие тренинговых упражнений, приемов и техник, используемых в групповой работе, принято выделять несколько базовых методов, а именно, групповую дискуссию, ситуационно-ролевые игры (Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев, Т.С. Яценко), а также тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю.Н.Емельянов), включающий в себя техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость «языку тела», медитативные техники и др. [6, с. 90].
Социальная групповая работа – это метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных групповых целей. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно- реабилитационные подходы [22, с.50].
Так как подавляющее большинство детей-воспитанников ДДСТ – это социальные сироты, актуальным остается распространение модели социальной поддержки кризисных семей как средства профилактики социального сиротства [25, с. 189].
Таким образом, среди основных методов работы социального педагога с детьми-сиротами в ДДСТ выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения.
Работа с детьми проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Необходимость изменения существующей системы опеки над детьми в Украине является признанным широким кругом специалистов и государством. Свидетельством этому является создание и развитие приемных семей, детских домов семейного типа, дальнейшее совершенствование деятельности сети центров социальных служб для молодежи.
Практика деятельности ДДСТ в Украине и за рубежом показывает, что такая форма семейного воспитания является приемлемым для полноценного развития детей-сирот. Родители-воспитатели делают все возможное для воспроизведения семейной среды для детей, которые в силу разных причин были лишены возможности расти в собственной семье. Таким образом, преимущества такой формы воспитания по сравнению с содержанием детей в больших интернатных заведениях. В то же время, в результате исследования выявлено, что все обследованные семьи функционируют в условиях отсутствия надлежащего социального сопровождения, что является очень важным для нормального выполнения ДДСТ своих функций.
Детский дом семейного типа – это семья, которая берет на воспитание и общее проживание от 5 до 10 детей, лишенных родной семьи.
До 1998 года в Украине детские дома семейного типа не были распространенными. Их насчитывалось во всей Украине несколько десятков.
Сегодня семейные формы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, – приоритетное задание государственной политики.
В Украине ныне созданы и действуют 65 детских домов семейного типа в 13 регионах Украины. В них сейчас воспитываются более 650 детей, а более 160 детей из этих семей начали самостоятельную жизнь (то есть более 800 детей имеют папу и маму, знают, что их любят и всегда ждут). За 9-летний период организация не раз поднимала вопрос на государственном уровне о защите прав детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, об их праве воспитываться в любящем семейном окружении. Эту проблему мы освещали в прессе, лоббировали интересы созданных семей, демонстрировали их опыт, успехи.
Выводы по второй главе
Во второй главе были рассмотрены такие вопросы: подготовка приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ, формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ, перспективы создания ДДСТ в АР Крым.
Необходимым условием существования ДДСТ является подготовка кандидатов к социальной роли воспитателей приемных детей, что обеспечивается прохождением ими системы соответствующей подготовки.
Так, часто семьи сталкиваются с проблемами, которые выходят за пределы их компетенции и с которыми родители-воспитатели не могут справиться самостоятельно. Особенно остро стоит вопрос отбора и обучения родителей, отбора, подготовки и перевода детей из интернатных учреждений в ДДСТ. Как показали результаты исследования, почти никто из родителей не проходил специальной подготовки перед тем, как взять ребенка на воспитание. Никто из них и сейчас не имеет возможности повышать свою квалификацию.
Положением о детском доме семейного типа определено, что родители-воспитатели обязательно проходят курс обучения предварительного и периодического подготовки.
Целью предварительной подготовки и переподготовки детских домов семейного типа и приемных родителей является овладение необходимого объема современных знаний по вопросам создания и функционирования детского дома семейного типа, приемных семей, их особенностями. А так же развития и поведения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, методов их воспитания и настройка взаимоотношений с детьми.
Среди основных методов работы социального педагога в ДДСТ выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения. Работа с детьми проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.
И на сегодняшний день семейные формы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, – приоритетное задание государственной политики.
Общие выводы
В данной работе были рассмотрены вопросы: теоретические основы социально педагогической работы в ДДСТ, социально педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ
Таким образом, Детский дом семейного типа – семья, в которой наряду с собственными детьми живут и воспитываются дети, лишенные родительской опеки. Первый детский дом семейного типа был создан в 1988 году.
24 года деятельности детских домов семейного типа позволяют сделать обоснованные выводы о целесообразности существования и развития такой формы семейной опеки.
Необходимым условием существования ДДСТ является подготовка кандидатов к социальной роли воспитателей приемных детей, что обеспечивается прохождением ими системы соответствующей подготовки. Целью предварительной подготовки и переподготовки детских домов семейного типа и приемных родителей является овладение необходимого объема современных знаний по вопросам создания и функционирования детского дома семейного типа, приемных семей, их особенностями. А так же развития и поведения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, методов их воспитания и настройка взаимоотношений с детьми.
Среди основных методов работы социального педагога в ДДСТ выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения. Работа с детьми проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Родители-воспитатели нуждаются в поддержке и помощи при решении многих проблем, которые незаметны в процессе создания ДДСТ и развиваются позже. Например, это проблемы отношения воспитанников к семье, налаживание отношений между детьми, урегулирования конфликтов и т.д. Поэтому за ДДСТ обязательно должен быть закреплен специалист, к которому при необходимости могли бы обратиться все жители ДДСТ, и который бы нес ответственность за воспитание приемных детей в ДДСТ вместе с родителями-воспитателями. Таким специалистом, например, мог бы быть социальный работник соответствующей специализированной службы местного центра социальных служб для молодежи.
Социальным работникам
важно знать, что самооценка усыновленных
детей и воспитанников ДДСТ, является,
как правило, завышенной и отличается
от самооценки родных детей. Так, завышенная
самооценка является своеобразной «нормой»
для детей-воспитанников и усын
В детском доме семейного типа формирование личности ребенка происходит в естественных условиях, влияние родителей-воспитателей на мировоззрение и самосознание ребенка выполняет доминирующую роль. Семейное окружение формирует у ребенка морально-этические идеалы и вкусы, нормы поведения, трудовые навыки, ценностные ориентации, то есть все те качества, которые формируют личную индивидуальность. На формирование личности воспитанника влияют характер отношений между родителями и между родителями и детьми, другими членами семьи, отношение родителей к труду, их участие в общественной жизни, интересы, ценностные ориентиры, общий культурный уровень и т.п.
Список использованной литературы