Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях детских домов семейного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы в Украине растет количество детей, которые при определенных обстоятельствах остаются без семейного воспитания, лишаются родительской опеки. Причин тому множество, и не обязательно это смерть отца или матери. Среди детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, лишь десятую часть составляют биологические сироты, остальные – это дети, которые становятся сиротами при живых родителях, так называемые социальные сироты. Нельзя утверждать, что феномен «выхода» ребенка из родной семьи возник лишь в последнее время. Родителей лишали родительских прав через асоциальные проявления: пьянство, наркоманию, недостаточное внимание к собственным детям и раньше.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми в условиях ДДСТ………………………………………………………
Детский дом семейного типа как альтернатива интернатного заведения……………….…………………………………………….
Историография создания детских домов семейного типа в Украине................................................................................................
Современное состояние системы детских домов семейного типа…………………………………………………………………...
Выводы по первой главе ………………………………................
Глава 2. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ…………………………………………………………………………….
Подготовка приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ………………………………………………………………
Формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ……........................................................................................
Перспективы создания ДДСТ в Украине………………………..
Выводы по второй главе………………………………………..
Общие выводы……...…………………………………………...
Список использованной литературы……………...…………
Приложение………………………………….……………….

Файлы: 1 файл

Гришко Николай Курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать)

24 года деятельности детских домов семейного типа позволяют сделать обоснованные выводы о целесообразности существования и развития такой формы семейной опеки. Практические педагогические и социальные наработки родителей-воспитателей требуют детального изучения, распространения опыта их работы позволит распространить сеть детских домов семейного типа как альтернативной формы опеки над детьми-сиротами.

Современные ученые, особенно в последнее  время, стали все больше обращаться к проблеме воспитания детей-сирот, размышляя над проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, предлагают задуматься над тем, как изменить существующие сегодня «особые условия воспитания» детей, оказавшихся вне родительского дома.

 

Глава 2

Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях ДДСТ

 

    1. Подготовка приемных родителей к созданию и работе в ДДСТ

 

От существующих форм семейного  устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детский дом семейного типа отличается прежде всего тем, что государство предоставляет семье, которая берет на воспитание детей, материальную и социальную поддержку. Необходимым условием является подготовка кандидатов на создание детского дома семейного типа к социальной роли воспитателей приемных детей, что обеспечивается прохождением ими системы соответствующей подготовки (тренинг-курс по подготовки кандидатов) [9, с. 90].

На этапе создания детского дома семейного типа являются потребностью психологической подготовки родителей-воспитателей по поводу возможности временного пребывания ребенка в семье или даже возвращение ее к биологическим родителям, что диктует необходимость контактов с ними и другими родственниками. Если родители-воспитатели психологически готовы решать вопрос о местонахождении приемного ребенка, исходя, прежде всего из его интересов, то в процессе воспитания они будут учитывать необходимость налаживания отношений с родственниками ребенка, сохранение связей с биологическими родителями. Этот вопрос должен стать одним из основных при проведении бесед с родителями-воспитателями в начале их социально-воспитательной работы. Сохранение правовых связей воспитанника детского дома семейного типа и биологических родителей, если они не утратили своих прав, является особенностью, что изливает на характер взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками [9, с. 54].

Родители-воспитатели несут ответственность за жизнь, здоровье, физическое и психическое развитие детей. Они являются представителями своих воспитанников и защищают их права и интересы в органах государственной власти, в том числе судебных, как опекуны или попечители без специальных на то полномочий. Они не могут использовать предоставленные им права вопреки интересам ребенка [9].

Положением о детском доме семейного  типа определено, что родители-воспитатели обязательно проходят курс обучения предварительного и периодического (раз в пять лет) подготовки, проведение которого обеспечивают местные отделы по делам семьи, детей и молодежи [9].

Типовая программа предварительной  подготовки и переподготовки детских  домов семейного типа и приемных родителей утвержденная приказом Министерства Украины по делам молодежи и спорта. Целью предварительной подготовки и переподготовки детских домов семейного типа и приемных родителей является овладение необходимого объема современных знаний по вопросам создания и функционирования  детского дома семейного типа, приемных семей, их особенностями. А так же  развития и поведения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, методов их воспитания и настройка взаимоотношений с детьми [9, с. 127].

Обучение осуществляется по четырем  направлениям:

1) нормативно-правовое обеспечение функционирования детских домов семейного типа и приемных семей;

2) психолого-педагогические основы воспитательной деятельности;

3) материальное и финансовое  обеспечение функционирования детских  домов семейного типа и приемных  семей; 

4) социальное сопровождение  детских домов семейного типа  и приемных семей. 

Эффективное использование  полученных знаний должно пополнятся при решении конкретных проблемных ситуаций.

Согласно утвержденной типовой программы областными управлениями по делам семьи, детей и молодежи готовятся и утверждаются учебные  программы предварительной подготовки и переподготовки детских домов  семейного типа и приемных родителей. К проведению занятий привлекаются юристы, психологи, педагоги, представители научных учреждений и общественных организаций, которые занимаются вопросами развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки [9, с. 134].

 

    1. Формы и методы работы с детьми-сиротами в условиях ДДСТ

 

Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах семейного типа можно рассматривать как делегирование государством родителям права на их воспитание и содержание. Это предусматривает осуществление контроля со стороны государства относительно того, каким образом родители-воспитатели выполняют обязательства, взятые на себя относительно воспитанников. Такой контроль возлагается на местные отделы по делам семьи, детей и молодежи и органы опеки и попечительства [9].

Одной из специфических  отличий приемных семей и детских  домов семейного типа от усыновления  и опеки (попечительства) является государственная  социальная поддержка таких семей, которые реализуются в форме социального сопровождения [9, с. 142].

Социальное сопровождение – это деятельность специалиста (или группы специалистов), направленное на создание необходимых социально–психологических условий развития приемных детей и детей–воспитанников в приемных семьях и  детских домах семейного типа [9].

Основной принцип работы – индивидуальный подход к каждому ребенку, каждой семье с учетом особенностей и специфических потребностей [9, с. 145].

Социальное сопровождение  детских домов семейного типа и совершается  специалистами  центров социальных служб для  семьи, детей и молодежи. Социальный работник, осуществляющий социальное сопровождение, выступает посредником между представителями органов исполнительной власти и родителями-воспитателями [9, с. 145].

Технология социального  сопровождения определена программой "Социальное сопровождение детских домов семейного типа и приемных семей" [9].

Одним из направлений  деятельности социального работника  с ДДСТ – посредническая деятельность между родителями-воспитателями и службами, которые защищают права ребенка и налаживание сотрудничества с различными специалистами для обеспечения наилучших условий воспитания ребенка в семье [9, с. 152].

Кроме вопросов по проблемам  развития, воспитания, здоровья, поведения  ребенка, нарушаются и такие, которые  позволяют определить, что именно необходимо сделать для решения той или иной проблемы и каких специалистов следует привлекать. На основе информации о ребенке, который устраивается в семью, составляется план социального сопровождения воспитанника на первые полгода его проживания в детском доме семейного типа [9, с. 154].

План социального сопровождения – это план целенаправленной деятельности социального работника, специалистов, которые предоставляют конкретные услуги, а также членов семьи, которые вместе создают необходимык условия для оптимального функционирования семьи и развития ребенка [9, с. 156].

Структура плана социального  сопровождения определена  схематично ориентировочно основных проблемных вопросов:

    • адаптация ребенка к условиям семейной жизни, здоровья;
    • контакт с биологическими родителями, родственниками;
    • образование и обучение;
    • особенности характера,
    • социальные проблемы;
    • физическое развитие;
    • юридические вопросы.

План разрабатывается  на определенный промежуток времени, согласно насущных потребностей ребенка, и корректируется по необходимости. К составлению плана привлекаются родители, учителя (воспитатели), медицинские работники, которые работают с ребенком [9].

Всесторонняя поддержка  предусматривает: ведение дела, координацию  функций каждого ДДСТ, решение  проблем и удовлетворения потребностей, возникающих, а также создание сети помощи, в которой социальный работник должен быть посредником между ДДСТ и представителями касающихся учреждений [25, с. 46].

Вновь прибывшие в  детский дом семейного типа воспитанники нередко находятся в состоянии дисфории (подавленном состоянии), обусловленном резкой переменой образа жизни, тяжелыми переживаниями, связанными с решением их судьбы в инстанциях, разрывом ранее сложившихся межличностных отношений [7, с. 65].

Повышенная ранимость, психологическая напряженность, замкнутость ребенка, большая вероятность срыва в поведении указывают на особое значение бережного, тактичного отношения к ребенку со стороны педагогов, персонала, воспитанников интерната.

Наиболее целесообразным методом изучения личности ребенка в первые недели пребывания его в детском доме семейного типа является наблюдение, изучение материалов личного дела, беседа, рисуночные методики («Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное») на заданную или свободную тему. При этом нежелательно предлагать темы, актуализирующие негативные переживания, связанные с утратой близких, друзей и т. д. [7, с. 71].

Наблюдение – систематическое целенаправленное изучение объекта. Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информацию об объект.

Под научным наблюдением  понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях [14, с. 15]. Социальный педагог ставит перед собой задачи, выделяет объект и разрабатывает схему наблюдения. Результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности  наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным  и массовым.

Социального педагога в  первую очередь должны интересовать наличное состояние ребенка, механизмы его «психологической защиты». В этой связи важно наблюдение за собственным инициативным поведением ребенка, его нерегламентированными занятиями в часы досуга, свободного общения. Недопустимо, чтобы ребенок чувствовал себя подопытным.

Ребенку можно предложить несложные практические или интеллектуальные задания со «строительным материалом», мозаикой, конструктором, разрезанными картинками. Наблюдение за игровой  деятельностью, конструктивно-интеллектуальными  занятиями дают педагогу ценную информацию об интеллектуальных проблемах, назревших или потенциальных конфликтах, неудовлетворенных потребностях, страхов. Наблюдения раскрывают способность ребенка планировать свою деятельность, руководить совместной деятельностью других детей, подчиняться действующим правилам или распоряжениям [7, с. 72].

Так же в работе с детьми-сиротами в ДДСТ социальным педагогом могут  использоваться такие методики:

Методики «Рисунок семьи», «Незаконченные предложения», Рене Жиля и социометрия информативны при изучении особенностей отношений в семье, легкими для применения и интерпретации социальными работниками, их использование позволит определять важные для решения проблемы; повторное применение поможет изучить результаты вмешательства, модифицировать подходы к поддержке ДДСТ, работы с отдельными детьми, например, при коррекции эмоциональной отстраненности некоторых из них [25, с. 125].

Что касается практического  применения социальными работниками  теста Люшера, то необходимо отметить, что он является сложным и требует специальных навыков по анализу и интерпретации данных. Поэтому, использование его ограничен и может применяться преимущественно психологами [25, с. 127].

К традиционным методам  работы социального педагога в детском  доме семейного типа относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения детей, их чувства и намерения, оценки и позиции [14]. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир воспитанника, выявить причины тех или иных его поступков.

Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В  этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник  или результаты комиссии, которая  сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение[14]. Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование дает возможность получить информацию о воспитаннике, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы так целью выявления существенных признаков воспитанника, чтоб они отвечали поставленной целям.

Разновидностью выборочного  анкетирования является тестирование, которое проводится с целью выявления  существенных признаков воспитанника.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Тесты составляют так, чтобы  однозначно определить те или иные особенности воспитанников.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами в условиях детских домов семейного типа