Особенности работы с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость.

Файлы: 1 файл

Даун книга.docx

— 29.37 Кб (Скачать)

Для детей с синдромом  Дауна общение так же важно, как  и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с  помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с  нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения  лица, улыбки, вокализации.

Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом  Дауна зачастую обладают определенными  физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс  освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость. /Подробнее об этом см. ниже./

Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей  с синдромом Дауна, некоторые  – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей  с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут  проявиться в жизни человека без  синдрома. Это означает, что специалисты  знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных  проблем устраняются медицинским  путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить  с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус  мышц).

Ребенок с синдромом  Дауна обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством  проблем при освоении речи, чем  дети, у которых единственный диагноз  – сам синдром. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут  сказать. Чаще всего дети с СД без  проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с  непониманием со стороны посторонних  людей. Чем больше они общаются с  разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском  саду, в школе, с друзьями, - чем  больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они  усвоят.

Запомните следующие  положения, это важно.

Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным.

(Каждый) язык – это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки, определенные знаки, слова.

Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения.

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с  возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий  зависит от того, когда ребенок  способен сидеть с поддержкой, фокусировать взгляд на предмете и обращать внимание на специалиста. (До этого мы консультируем  родителей в плане того, чем  заниматься с ребенком дома.) Мы работаем над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза) и взгляда на предмет, развитием аудиторных навыков (навыков слухового восприятия) и  пассивного словаря. Вообще раннее вмешательство  должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной  интеграции, помогать родителям наладить кормление. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

Разумеется, чтобы  понимать, что им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у  них должны быть достаточно развиты  и другие навыки восприятия, чтобы  осознать, что именно им говорят. Они  должны уметь видеть предмет и  фокусировать взгляд на предмете, чтобы  понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи. Для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки. Ниже рассмотрим эти навыки подробнее.

Слух 

Обычно дети учатся понимать речь и говорить, слушая то, что происходит вокруг них. К сожалению, у большинства детей с синдромом  Дауна слух в той или иной степени  ослаблен, по крайней мере какую-то часть времени. Это не может не влиять на развитие речи. Возникает необходимость для развития речи использовать зрительные «подсказки» - жесты, карточки с картинками, чтение. Кроме того, детям с синдромом Дауна зачастую трудно выделять то, что им говорят, на фоне шума, всего звукового фона, который они слышат в этот момент, особенно в классной комнате.

Статья  Слух, речь и воспаление уха на сайте "Даунсайд Ап".

Поскольку слух имеет  решающее значение для овладения  речью, позаботьтесь о том, чтобы  вашего ребенка регулярно осматривали  лор-врач (отоларинголог) и специалист по тестированию слуха – аудиолог. Возможно, вашему ребенку понадобится слуховой аппарат. (Известен драматический случай американки с синдромом Дауна, перенесшей в детстве отит и оглохшей, чего долгое время никто из ее окружения не замечал. Ее неспособность реагировать на то, что ей говорят, списывали на глубокую умственную отсталость, присущую некоторым людям с синдромом Дауна.) В США сейчас приняты рекомендации, согласно которым слух ребенка с синдромом Дауна проверяют сразу после рождения, затем каждые шесть месяцев до трехлетнего возраста, затем каждый год вплоть до совершеннолетия.

Виды тугоухости

(1) От 65 до 80% детей  с синдромом Дауна страдают  от звукопроводящей тугоухости. Это означает, что жидкость либо  последствия инфекции внутри  уха мешают ребенку воспринимать  звук. Как правило, это происходит  в результате отита. У некоторых  детей скапливается жидкость  за барабанной перепонкой, даже  если у них не было ушной  инфекции. Это может произойти  из-за врожденной краткости и/или  узости слухового канала у  детей с синдромом Дауна либо  врожденной деформации евстахиевой  трубы.

Если ребенок  не слышит звуков окружающей среды  или слышит их «с переменным успехом», он не научится обращать на них внимание и выделять среди шума значащие звуки (дверной звонок, например). Разумеется, ему будет намного труднее  научиться понимать речь на слух. Обычно в случае со скапливанием жидкости ребенок иногда слышит лучше, даже тихие  звуки, а иногда – хуже, плохо  распознает слова на слух, таким  образом, он может думать, что услышал  одно слово, когда было произнесено  совсем другое, похожее по звуковому  облику, и в результате не понять всю фразу. Попросите такого ребенка  подать книжку, которая лежит у  него под носом, – он обернется, поищет мышку (шишку…), не найдет и покажет/скажет вам, что ее тут нет. Слишком легко сделать вывод, что он не понимает простейших слов и команд, правда? На самом же деле существует чисто физическое препятствие, мешающее ему распознавать звуки и слова.

Кстати, было установлено, что дети, которых кормили грудью, реже страдают от ушных инфекций. Видимо, это связано с тем, что во время  кормления грудью младенец находится  в другой позиции, нежели младенец, сосущий бутылочку. Дети, лежащие  на спине во время кормления, более  подвержены риску ушных инфекций, т.к. молоко/смесь может затечь внутрь евстахиевой трубы и так попасть  в среднее ухо. Если ваш ребенок  находится на искусственном вскармливании, постарайтесь во время кормления  держать его так, как если бы вы кормили его грудью. Рот должен быть расположен ниже уровня, на котором  находятся ушки.

(2) Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость – более постоянный тип тугоухости, связанный с повреждением среднего уха и/или слухового нерва. Дети с таким типом тугоухости не слышат звуки определенной высоты, и им обычно помогает использование слухового аппарата.

Согласно некоторым  исследованиям, шум в классной комнате  во время занятий достигает 60 децибел, тогда как учительский голос  звучит на уровне 62-64 децибел. Разумеется, ребенку с любой степенью потери слуха, ребенку с синдромом Дауна  достаточно трудно вычленить то, что  говорит учитель, на уровне общего беспорядочного шума, производимого детьми. В этом случае также может помочь слуховой аппарат, увеличивающий амплитуду  только звуковых колебаний, производимых голосом учителя.

Зрение

Дети учатся языку, соотнося объект реальной действительности со словом-символом, его обозначающим. Кроме того, ребенку помогает, если он видит, как именно вы произносите  нужное слово, как вы артикулируете.

Если ваш ребенок  не отличается четким зрением или  не может сфокусировать взгляд на объекте, ему, конечно, будет труднее  понять, какая вещь как называется. У многих детей с синдромом  Дауна проблемы со зрением. По крайней  мере 50% страдают от косоглазия, страбизма или случаев дисбаланса внутренних мышц глаза, из-за которых один или оба глаза «глядят» внутрь или наружу. Близорукость и дальнозоркость также встречаются достаточно часто.

Все эти проблемы довольно легко исправить, и они  не должны мешать вашему ребенку познавать мир. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы такого рода, попросите у педиатра направление к окулисту. Окулист проверит зрение ребенка (даже пока не говорящего) и объяснит вам, как часто приходить к нему на консультации и осмотры.

Тактильные навыки

В раннем детстве  большинство детей познают мир  с помощью осязания. Когда малышу впервые дают новую погремушку, он обычно тянет ее в рот. Прикосновения  к зоне вокруг рта и внутри рта  особенно важны для развития речи.

У детей с синдромом  Дауна иногда отмечаются сенсорные  проблемы.

(1) Недостаточная  чувствительность. Если у ребенка  с синдромом Дауна понижена  чувствительность внутри рта,  он меньше времени потратит  на то, чтобы «исследовать» мир  с помощью облизывания. Например, если такому ребенку дать крекер, он может его съесть, но не  осознает, что между губами, щеками  и зубами остались еще кусочки.  Он не воспользуется языком, чтобы  выпихнуть эти кусочки и доесть  крекер. У такого ребенка возможны  проблемы с речью, потому что  он не будет знать, где именно  во рту находится его язык  и как именно его нужно расположить,  чтобы воспроизвести какой-то  конкретный звук.

(2) Чрезмерная чувствительность. У некоторых детей с синдромом  Дауна отмечается повышенная  чувствительность к прикосновениям. Такие дети не терпят любых  прикосновений снаружи и внутри  рта. Если у вас такой ребенок,  вы заметите, что ему не нравится, когда вы его моете, одеваете, умываете, чистите ему уши. Возможно, он меньше обследует предметы  с помощью рта, поэтому у  него недостаточно практики в  осознанных движениях губ и  языка.

Сенсорная интеграция

Большая часть процесса овладения языком и речью связана  с переработкой информации, поступающей  через несколько каналов связи  одновременно. Например, чтобы повторить  какое-то слово за мамой, ребенок  должен расслышать каждый звук этого  слова, а потом сообразить, как  именно поставить губы, язык и прочие речевые органы, чтобы воспроизвести  эту последовательность звуков. Чтобы  понять, какой предмет называет мама, он должен видеть этот предмет. Способность  свести воедино информацию, поступающую  по разным каналам, называется сенсорной  интеграцией.

Сенсорная интеграция часто становится ключом к тому, как мы оцениваем поведение ребенка. Например, мы считаем, что ребенок  нас слушает, если он при этом смотрит  на нас. Мы считаем, что он все понимает, если он выполняет словесную инструкцию. Если мы зовем его по имени, а он не оборачивается и не отвечает, если мы просим его подойти, но он не шевелится, мы считаем, что он капризничает, не слушается.

Детям с синдромом  Дауна нередко требуется помочь – научить их обращать на что-то внимание, смотреть, слушать и соответствующим  образом реагировать. Если ребенка  просят делать что-то одновременно (например, смотреть и слушать), у него может  это не получиться. Ему может мешать то, что новые туфельки давят, шею  царапает этикетка на колючем свитере, шумит кондиционер, может мешать какой-то запах.

Внешне сенсорная  дезинтеграция может проявляться  как гиперактивность и импульсивное поведение. Обратитесь к соответствующим специалистам, если у вас возникла эта проблема, так как сенсорная дезинтеграция мешает освоению не только речи, но и многих других необходимых навыков. Подробнее о сенсорной дезинтеграции можно прочитать здесь.

Сенсорная интеграция

Большая часть процесса овладения языком и речью связана  с переработкой информации, поступающей  через несколько каналов связи  одновременно. Например, чтобы повторить  какое-то слово за мамой, ребенок  должен расслышать каждый звук этого  слова, а потом сообразить, как  именно поставить губы, язык и прочие речевые органы, чтобы воспроизвести  эту последовательность звуков. Чтобы  понять, какой предмет называет мама, он должен видеть этот предмет. Способность  свести воедино информацию, поступающую  по разным каналам, называется сенсорной  интеграцией.

Информация о работе Особенности работы с детьми с синдромом Дауна