Особенности работы с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость.

Файлы: 1 файл

Даун книга.docx

— 29.37 Кб (Скачать)

Сенсорная интеграция часто становится ключом к тому, как мы оцениваем поведение ребенка. Например, мы считаем, что ребенок  нас слушает, если он при этом смотрит  на нас. Мы считаем, что он все понимает, если он выполняет словесную инструкцию. Если мы зовем его по имени, а он не оборачивается и не отвечает, если мы просим его подойти, но он не шевелится, мы считаем, что он капризничает, не слушается.

Детям с синдромом  Дауна нередко требуется помочь – научить их обращать на что-то внимание, смотреть, слушать и соответствующим  образом реагировать. Если ребенка  просят делать что-то одновременно (например, смотреть и слушать), у него может  это не получиться. Ему может мешать то, что новые туфельки давят, шею  царапает этикетка на колючем свитере, шумит кондиционер, может мешать какой-то запах.

Внешне сенсорная  дезинтеграция может проявляться  как гиперактивность и импульсивное поведение. Обратитесь к соответствующим специалистам, если у вас возникла эта проблема, так как сенсорная дезинтеграция мешает освоению не только речи, но и многих других необходимых навыков. Подробнее о сенсорной дезинтеграции можно прочитать здесь.

Физические характеристики

Дети с синдромом  Дауна чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые  мешают освоению речи.

Эти распространенные особенности включают:

§   гипотонус, пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти;

§   трудности в синхронизации движения этих органов, т.н. диссоциация;

§   сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка;

§   тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов или гланд, частых простуд или аллергических реакций;

§   высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту, - равно как и слишком низкое нёбо;

§   недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица;

§   повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности, см. выше);

§   более частая заложенность носа;

§   постоянно открытый рот;

§   часто высунутый язык;

§   трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»;

§   «открытый» прикус (верхние и нижние зубы ребенка не встречаются, расходятся) и другие аномалии прикуса;

§   нейромышечные особенности строения языка.

Эти проблемы могут  повлиять на то, насколько понятной будет речь вашего ребенка. В частности, может пострадать артикуляция – способность двигать и контролировать движения губ, челюсти, языка, нёба для правильного и четкого произнесения звуков; беглость речи, способность разговаривать быстро и ритмично; последовательность произнесения звуков в слове («палата» вместо «лопата»); «резонанс», т.е. качество звука, воспроизводимого ребенком, - дети с синдромом Дауна часто говорят «в нос», «гнусаво». О проблемах с артикуляцией и о том, как помочь ребенку их решать, см. ниже, а также на специальных логопедических сайтах (см. апраксия, дизартрия).

Когнитивные характеристики

Детям с синдромом  Дауна обычно труднее учиться  из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С речью в первую очередь  связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти  проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат. Старайтесь давать ребенку возможность использовать знакомые слова во всё новых ситуациях, создавайте для него различные ситуации общения.

Рассмотрим основные аспекты мышления, на которые может  оказать влияние умственная отсталость.

Способность обобщать. Эта способность помогает использовать старый опыт в новой ситуации. Например, ребенка можно научить выбирать из набора кубиков только зеленые  кубики, но он не «узнает» этот цвет на улице среди многих оттенков зеленого – трава, листва и т.п. При освоении речи это, например, способность самостоятельно догадаться, какую форму будет  иметь множественное число незнакомого  слова (динозавр-ы), если ребенку известно общее правило и типичное окончание (столы, коты, шкафы). Для развития этой способности нужна большая практика.

Память. Память –  это способность хранить и  в нужное время «извлекать» необходимую  информацию. Память бывает кратковременной  и долговременной. Долговременная память нужна для освоения сложных навыков (например, игра на музыкальном инструменте), для запоминания событий, разного  рода информации. Кратковременная память крайне важна в освоении речи. Дети с синдромом Дауна чаще лучше  запоминают то, что видят (зрительная память), чем то, что слышат.

Слуховая память – это кратковременная вербальная память. Именно она позволяет нам  понять и запомнить то, что говорит  собеседник, пока мы думаем, что бы ему  ответить. У детей могут возникнуть с этим проблемы. Например, вы попросите  его надеть пальто и варежки, он наденет  пальто, но забудет про варежки

Зрительная память у детей с синдромом Дауна  обычно намного лучше, чем слуховая. Если ребенок будет видеть, откуда вы каждый день достаете его одежду, он запомнит это намного лучше, чем если бы вы говорили ему каждый день: «Одежда в шкафу на второй полке». Поэтому многим детям с синдромом Дауна легче начинать осваивать речь при помощи специальных жестов, знаков, визуальных сигналов. Подробнее об этом ниже.

Статья Как развивать внимание и память на сайте "Даунсайд Ап".

Абстрактное мышление – способность понимать вещи и  отношения между ними, которые  нельзя потрогать. Трудности с абстрактным  мышлением затрудняют понимание  того, что одну и ту же вещь можно  назвать по-разному, а разные вещи – одним словом; что значение фразы зависит от порядка слов; что слова могут обозначать противоположные  характеристики («короткий» и «длинный»). Ребенку может быть трудно понять (и использовать в речи) такие слова и понятия, как «вчера», «завтра». Может быть, ему легко будет описать обстановку в комнате, но сложно рассказать о том, что происходило в другое время или в другом месте.

Процесс переработки  получаемой информации. Детям с синдромом  Дауна обычно легче переработать информацию, поступающую зрительно, чем понять то, что они слышат. Ведь то, что они слышат, уже «улетело», а то, что они видят, остается перед  глазами, им не нужно торопиться.

Именно поэтому  в обучении детей с синдромом  Дауна столь успешным оказывается  подход с применением компьютера. Поэтому жесты-знаки, картинки, буквы  для детей оказываются надежным подспорьем, и именно поэтому некоторые  дети с синдромом Дауна учатся говорить через умение читать, как  это ни удивительно.

Обычно детям  с синдромом Дауна труднее  дается переработка информации, воспринимаемой на слух. Им больше времени нужно, чтобы  понять, что говорится, и ответить на это, даже если у них нет проблем  со слухом. Часто таким детям сложно вычленить значащий звуковой поток (голос учителя) на фоне незначащего  шума (гомон в классе), а также  разграничивать слова, которые звучат похоже.

Детям с синдромом  Дауна также обычно сложно выбрать  из своего лексикона слова, которые  нужно использовать в какой-то ситуации. Из-за этого может страдать беглость речи, уровень сложности речи, длина  произносимых фраз и/или грамматическая правильность речи, согласование слов в предложении. Иногда дети используют слова из той же ситуации, когда  не могут вспомнить нужное слово, например, «тапочки» вместо «носки», или выбирают какое-то нейтральное  слово или выражение, которое  будут использовать часто в ответ  на что угодно («ну… это», «эта штука»). Очень часто ребенок или взрослый с синдромом Дауна может сильно расстроиться, если не может вспомнить  или подобрать нужное слово.

Статья О развитии мышления у детей раннего возраста на сайте "Даунсайд Ап".

Дети с синдромом  Дауна осваивают различные области  речи/языка с различной скоростью. Обычно дети лучше понимают речь, чем  говорят. Хотя понимание речи на слух дается им с трудом, выразить себя им еще труднее. К примеру, шестилетний  ребенок с синдромом Дауна  может понимать речь на уровне обычной  четырехлетки и выражать себя на уровне обычного двухлетнего ребенка.

Люди, плохо знающие  вашего ребенка, могут предположить, что он ничего не понимает – потому, что он не может сказать, что понимает, ответить на вопрос или просьбу. Помните, что ребенку с синдромом Дауна, как правило, требуется больше времени, чтобы понять ваш вопрос и адекватно  на него ответить, будьте терпеливы.

Возможно, эта проблема приведет к тому, что средняя длина  предложений, которые строит ваш  ребенок, будет меньше. Например, обычный  ребенок в 4 года строит предложение  в среднем из 4-5 слов, а ребенок  с синдромом Дауна – из 1-2 слов. В шесть с половиной лет  ребенок с синдромом Дауна  строит предложение в среднем  из 3-4 слов. Кроме того, предложения  будут в целом более простыми по структуре. Но в быту это вовсе  не трагедия, хотя в школе у ребенка  могут из-за этого возникнуть какие-то сложности. Однако регулярные занятия  улучшают этот показатель.

Детям с синдромом  Дауна обычно трудно дается понимание  значения приставок, суффиксов, окончаний, выражающих оттенки значения слов, грамматические категории (род, время, лицо глагола) и отношения между  словами в предложении.

Что касается словарного запаса (словаря), люди с синдромом  Дауна нарабатывают и обогащают  свой лексикон на протяжении всей жизни. Возможно, в каждый конкретный момент детства у вашего ребенка будет  меньший словарный запас, нежели у его обычного сверстника, однако объем словаря – это козырь ребенка с синдромом Дауна, поскольку  для развития словаря нет никаких  границ. Конечно, поначалу ребенок будет  стараться использовать существительные  с конкретным значением. Возможно, он будет предпочитать использование  одних и тех же слов вместо варьирования, но в повседневной жизни это не так важно. Ведь все мы говорим  «привет» и «пока», не стремясь к  особому разнообразию, правда? Люди с синдромом Дауна могут иметь  очень богатый и разнообразный  словарный запас.

Прагматика, т.е. использование  языка для общения, дается людям  с синдромом Дауна сравнительно легко. Имея практику и небольшой  опыт, они усваивают неписаные  правила (например, говорят по очереди, не перебивая друг друга; приходя, здороваются, уходя – прощаются, и так далее). Дети с синдромом Дауна понимают, что есть разные ситуации общения, и  по-разному общаются с маленьким  братиком и с учителем в школе. Обычно таким детям труднее научиться не отклоняться от темы разговора, просить разъяснить непонятный аспект, задавать вопросы, но практика помогает им освоить и эти навыки. Кроме того, детям с синдромом Дауна удается хорошо использовать невербальные (несловесные) средства общения, такие как улыбка и другие оттенки выражения лица, жесты.


Информация о работе Особенности работы с детьми с синдромом Дауна