Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

Работавший в Москве дядя девочки, Джереми Барнс, был потрясён, узнав, что большинство семей  в России отказываются от своих детей  с синдромом Дауна из-за полного  отсутствия помощи. В 1996 году вместе со своей сестрой Вероник Гарретт и тремя друзьями он учредил благотворительный фонд «Даунсайд Ап».

Служба Ранней Помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» оказывает профессиональную педагогическую помощь детям с синдромом Дауна от рождения до 7 лет и имеет организационную структуру.

Вся работа специалистов подчинена  одной главной цели – помочь интеграции, вхождению детей с синдромом  Дауна в общество. Один из первых шагов на этом пути – устройство ребенка в детское дошкольное учреждение. За последние два года увеличилось количество детей, посещающих «Даунсайд Ап» и параллельно  получающих помощь в других образовательных  и досуговых организациях. Это могут быть:

  • специализированные коррекционные детские сады – ортопедические, офтальмологические, сурдологические – для детей, имеющих двигательные проблемы или особенности в развитии зрения и слуха;
  • детские сады комбинированного вида – интегративные, где в группе обычных детей могут находиться несколько детей с особыми потребностями.
  • районные детские сады для обычно развивающихся детей, чаще всего расположенные рядом с домом.
  • реабилитационные центры, оказывающие педагогическую и психологическую помощь детям и родителям.
  • так называемые досуговые центры, где с детьми занимаются музыкой, танцами, рисованием, лепкой и т. д.
  • спортивные организации [10].

Коррекционный или специализированный детский сад посещают только дети с различными нарушениями в развитии: двигательными, интеллектуальными, проблемами со зрением (офтальмологическими), слухом и др. Группы в таких садах небольшие – от 5 до 15 человек; с детьми регулярно занимаются: логопеды – развитием речи, дефектологи – формированием познавательных навыков, а также другие специалисты. При необходимости детям оказывается медицинская помощь по основному заболеванию. Ребенок посещает такой сад от трех до пяти раз в неделю. Чаще всего он находится там полный день, но есть так называемые «группы кратковременного пребывания», которые дети посещают в первой или второй половине дня.

Но необходимо принять во внимание и определенные недостатки:

  1. не всегда такой детский сад находится рядом с вашим домом, и, если это так, вам с ребенком придется много времени проводить в транспорте, малыш устанет еще до начала занятий;
  2. нередко родители тратят от трех до шести часов в день на дорогу в детский сад и обратно – мама проделывает этот путь четыре раза: отвозит ребенка, возвращается, едет за ним вечером и опять домой, следовательно, скорее всего, у нее не будет возможности выйти на работу, на полную неделю;
  3. в коррекционных садах у детей с проблемами в развитии не всегда бывает возможность взаимодействовать с детьми, развивающимися типичным образом и получать социальный опыт жизни в социуме.

В настоящее время в  Москве принят закон об инклюзивном  образовании в рамках которого ребёнка устраивают в обычный районный детский сад рядом с домом. В этом случае нет нужды поднимать ребенка ранним утром, спешить на автобус, метро, троллейбус, изнывать в пробках и, наконец, доставлять измотанного, потного, не выспавшегося малыша в детский сад, где ему требуется, по меньшей мере, пара часов отдыха для полноценного включения в занятия. Конечно, в обычном детском саду чаще всего не проводятся специализированные занятия. Но, если педагог правильно строит воспитательный процесс, ребенок общается с детьми, принимает участие в общегрупповых занятиях и играх. Естественно, в этих условиях у него активизируется речь, быстрее формируются навыки самообслуживания и взаимодействия с детьми и взрослыми. Не стоит забывать и о том, что специалисты «Даунсайд Ап» регулярно занимаются с детьми, посещающими обычный детский сад, до их поступления в школу.

Возможно, недостающие специализированные занятия ребенок сможет получить также и в одном из реабилитационных центров, оказывающих поддержку  детям с особенностями развития.

Наиболее предпочтительным вариантом является посещение ребенком интегративного детского сада.

Интегративный детский сад  сочетает в себе достоинства специализированного, коррекционного и обычного детского сад. Ребенок находится в небольшой  по количеству детей группе, имеет  возможность постоянно общаться с хорошо говорящими детьми и регулярно заниматься со специалистами. Чаще всего персонал такого сада имеет высокую квалификацию, использует современные педагогические методики, проводит работу с родителями, пропагандируя идеи инклюзивного образования, т.е., включения детей с особыми потребностями в общеобразовательную систему.

Работа в Центре Ранней Помощи Даунсайд Ап охватывает все аспекты развития, поведения, социальной адаптации детей и способствует их подготовке к самостоятельному существованию, успешному взаимодействию со сверстниками, посещению детских садов и школ. В своей деятельности педагоги используют методики, разработанные и активно применяющиеся как в России, так и за рубежом. К настоящему времени в Даунсайд Ап сформирована достаточно четкая структура программ, охватывающая все основные сферы развития детей.

В Центре Ранней помощи Даунсайд Ап действуют следующие программы:

  • Домашние визиты
  • Адаптационные группы
  • Группы поддерживающего обучения
  • Индивидуальные занятия-консультации в центре:
    • Индивидуальные занятия-консультации по развитию двигательной сферы
    • Индивидуальные занятия-консультации по развитию социально-эмоциональной сферы
    • Индивидуальные логопедические занятия-консультации
    • Индивидуальные занятия-консультации по развитию познавательной деятельности
  • Консультирование иногородних семей
  • Психологическая поддержка семей
  • Информационная поддержка семей

Домашние визиты

Программа педагогических консультаций в домашних условиях.

К этой программе могут  подключаться семьи с детьми в  возрасте от нуля (с момента рождения) до полутора лет.

Программа предусматривает  регулярные визиты специалиста по раннему  развитию (педагога-дефектолога) в семью. В компетенцию такого специалиста  входят все сферы развития малыша. Во время каждого такого визита-консультации специалист по раннему развитию, наблюдая за ребенком в процессе игрового занятия, оценивает текущий уровень развития малыша, и определяет, на что нужно  обратить внимание в ближайшее время, какие игры или мероприятия необходимо организовать и проводить родителям, чтобы их малыш успешно рос  и развивался. Если появляется необходимость, работающий с семьей педагог может  дать родителям рекомендации о том, к каким специалистам им следует  обратиться, или привлечь для совместной консультации своих коллег. В процессе консультативных встреч специалист по раннему развитию обсуждает с родителями вопросы, касающиеся кормления и ухода за малышом, а также стремится помочь им наилучшим образом организовать домашнее пространство с тем, чтобы близкие люди и окружающая малыша обстановка способствовала его всестороннему развитию. Итогом каждой консультативной встречи в домашних условиях становится индивидуальная программа развития ребенка на ближайшие недели, которая подробно обсуждена с родителями и максимально приспособлена к их домашнему режиму и условиям проживания.

Как правило, в течение  первого года или полутора лет  жизни малыша педагог посещает семью  дважды в месяц, а затем визиты постепенно становятся реже, и семья  получает подробную консультацию и  программу работы с ребенком раз  в месяц.

Примерно с полутора лет, когда ребенок начинает делать первые шаги, семья приглашается на занятия адаптационной группы, которые проходят в помещении нашего Центра.

 

Адаптационные группы

Программа «малой социализации семьи».

Занятия адаптационных групп  проходят один раз в неделю в помещении  Центра ранней помощи «Даунсайд Ап». На эти занятия приглашаются семьи  с малышами в возрасте от полутора до трех лет. Адаптационная группа представляет собой своеобразный переход, мостик, соединяющий занятия в домашней обстановке и занятия вне дома, то есть в условиях приближенных к  обстановке детского дошкольного учреждения. Программа адаптационных групп рассчитана на 2 учебных года.

Что же представляет собой  такое групповое занятие? Дети вместе с родителями принимают участие  в комплексном занятии: родители выступают в роли ассистентов, а  педагоги планируют и проводят занятие  так, чтобы каждый вид деятельности максимально задействовал все сферы  развития малыша. Особое внимание обращается на развитие коммуникативных, речевых  и познавательных навыков, сенсомоторное  развитие и совместную игру. В промежутке между занятиями родители могут  воспроизводить в домашних условиях отдельные игры, которые предлагают малышам педагоги.

Кроме занятий с детьми, такая группа дает возможность родителям  встретиться друг с другом, обменяться мнениями и впечатлениями, опытом и  тревогами, а также кратко обсудить с групповыми педагогами актуальные вопросы, касающиеся развития и воспитания малышей. На занятиях адаптационных  групп присутствует детский психолог, который может проконсультировать родителей по вопросам поведения ребенка и его взаимодействия с окружающими людьми.

Когда ребенку исполняется  два года, заканчиваются консультации на дому (домашние визиты) и предоставляется семье возможность получать индивидуальные занятия-консультации в Центре. Расписание составлено таким образом, что каждый ребенок, посещающий занятия адаптационной группы может 1 раз в полтора-два месяца вместе с родителями придти на консультацию к специалисту и получить индивидуальную программу развития.

 

Группы поддерживающего  обучения

"Выпускники" адаптационной  группы в возрасте 3-3,5 лет имеют  возможность посещать занятия  групп поддерживающего обучения. Программа этих групп разрабатывается  с учетом тех умений и навыков,  которые дети уже усвоили впервые годы жизни. Она нацелена на дальнейшую стимуляцию всех сфер развития детей, и в ее разработке участвует логопед, специалисты по развитию познавательной деятельности, по двигательному и социально-эмоциональному развитию. Задача групп поддерживающего обучения - дальнейшее формирование и совершенствование двигательных, коммуникативных, речевых, когнитивных навыков и навыков самообслуживания. Каждое групповое занятие носит комплексный характер, и теперь дети учатся заниматься в группе самостоятельно, без мамы или папы. На групповых занятиях обязательно стараются учесть индивидуальные особенности каждого малыша. В качестве основного метода работы с детьми используется обучение в процессе игры.

Пока дети участвуют в  групповых занятиях, родители могут  придти на группу психологической поддержки, и совместно обсудить волнующие их вопросы. Встречи групп психологической поддержки проводят сотрудники психологической службы.

В конце каждого группового занятия педагоги обязательно рассказывают родителям о ходе занятия, отвечают на их вопросы, объясняют, на что следует  обратить внимание дома в период до следующей встречи.

 

Индивидуальные  занятия-консультации в центре

Когда ребенку исполняется  три года, усиливается обучение в более узких сферах, делая дополнительный акцент на развитии речи и познавательной деятельности, двигательной и социально-эмоциональной сферы, и вводятся в расписание индивидуальные занятия-консультации со специалистами. Эти занятия-консультации помогают родителям понять, как они могут продолжать развитие ребенка в домашних условиях. Родителям важно понимать, что специалист, давая индивидуальные рекомендации на такой консультации и концентрируясь на определенной сфере развития ребенка, одновременно учитывает и все остальные сферы. Стоит помнить, что, например, правильно организованная подвижная игра отлично стимулирует не только моторные навыки, но и навыки взаимодействия, речи и процессы познания, и наоборот, специальный «урок» по развитию речи обязательно предполагает тренировку моторных навыков и других умений, необходимых ребенку для успешного освоения мира. Индивидуальные занятия-консультации назначаются с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка и, как правило, проводятся один раз в три-четыре недели. Те навыки, с которыми ребенок начинает знакомиться на индивидуальном занятии-консультации, должны обязательно закрепляться в более естественной игровой обстановке группы и в привычных малышу домашних условиях. Задача специалиста - обследовать ребенка, определить зону его ближайшего развития и рассказать родителям, что и как они могут делать дома в период до следующей консультации. Индивидуальное занятие-консультация – хорошая возможность для родителей и специалиста выработать совместную «стратегию и тактику» развития ребенка.

 

Индивидуальные  занятия-консультации по развитию двигательной сферы

Двигательному развитию детей  с синдромом Дауна присущ ряд  специфических особенностей. Чаще всего, благодаря совместным усилиям родителей  и специалистов, к двум-трем годам  дети с синдромом Дауна овладевают основными двигательными навыками, и тех подвижных игр, которые  предлагаются на групповых занятиях, бывает достаточно для их дальнейшего  совершенствования. Однако иногда бывает целесообразно организовать для  ребенка индивидуальные занятия-консультации с специалистом - кинезиотерапевтом.

Занятия-консультации кинезиотерапевта направлены на развитие и совершенствование  чувства равновесия и координации  тела, а также на овладение навыками крупной и мелкой моторики, необходимыми для перемещения в пространстве, для самообслуживания, дальнейшего  обучения и повседневной жизни. Занятия-консультации по развитию двигательной сферы проходят в игровой форме, поскольку подвижные  игры и игровая деятельность, направленная на манипулирование мелкими предметами дает наилучшие результаты в этой области развития. Следует отметить, что эти занятия отлично стимулируют  социально-эмоциональное и когнитивное  развитие, а также речь ребенка.

В конце каждого занятия-консультации специалист обязательно обсуждает  с родителями успехи и трудности  малыша, вырабатывая в диалоге  с ними наиболее адекватные и необходимые  ребенку способы стимуляции двигательного  развития в домашних условиях.

 

Индивидуальные  занятия-консультации по развитию социально-эмоциональной  сферы

Часто родители сталкиваются со сложностями, которые традиционно  принято называть «проблемы поведения». Ребенок наотрез отказывается что-то делать, кричит, упрямится… Что делать? Как поступать в таких случаях? Как наладить контакт с малышом? Все эти вопросы требуют обсуждения, иначе жизнь может просто превратиться в череду ссор и громких разбирательств. В таких случаях мы рекомендуем  родителям проконсультироваться у  педагога-психолога, специалиста по социально-эмоциональному развитию.

Индивидуальные занятия-консультации по развитию социально-эмоциональной  сферы нацелены на то, чтобы помочь родителям и детям устанавливать  и поддерживать позитивный и продуктивный контакт друг с другом, приобретать  опыт общения, учиться договариваться, взаимодействовать на невербальном и вербальном уровне. Занятия проводятся в форме игротерапии. В процессе игровой деятельности ребенок учится взаимодействию и сотрудничеству с  другим человеком, осваивает основы простой сюжетной игры, совершенствует двигательные навыки и способность  владеть своим эмоциональным  состоянием.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна