Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
Работавший в Москве дядя девочки, Джереми Барнс, был потрясён, узнав, что большинство семей в России отказываются от своих детей с синдромом Дауна из-за полного отсутствия помощи. В 1996 году вместе со своей сестрой Вероник Гарретт и тремя друзьями он учредил благотворительный фонд «Даунсайд Ап».
Служба Ранней Помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» оказывает профессиональную педагогическую помощь детям с синдромом Дауна от рождения до 7 лет и имеет организационную структуру.
Вся работа специалистов подчинена одной главной цели – помочь интеграции, вхождению детей с синдромом Дауна в общество. Один из первых шагов на этом пути – устройство ребенка в детское дошкольное учреждение. За последние два года увеличилось количество детей, посещающих «Даунсайд Ап» и параллельно получающих помощь в других образовательных и досуговых организациях. Это могут быть:
Коррекционный или специализированный детский сад посещают только дети с различными нарушениями в развитии: двигательными, интеллектуальными, проблемами со зрением (офтальмологическими), слухом и др. Группы в таких садах небольшие – от 5 до 15 человек; с детьми регулярно занимаются: логопеды – развитием речи, дефектологи – формированием познавательных навыков, а также другие специалисты. При необходимости детям оказывается медицинская помощь по основному заболеванию. Ребенок посещает такой сад от трех до пяти раз в неделю. Чаще всего он находится там полный день, но есть так называемые «группы кратковременного пребывания», которые дети посещают в первой или второй половине дня.
Но необходимо принять во внимание и определенные недостатки:
В настоящее время в Москве принят закон об инклюзивном образовании в рамках которого ребёнка устраивают в обычный районный детский сад рядом с домом. В этом случае нет нужды поднимать ребенка ранним утром, спешить на автобус, метро, троллейбус, изнывать в пробках и, наконец, доставлять измотанного, потного, не выспавшегося малыша в детский сад, где ему требуется, по меньшей мере, пара часов отдыха для полноценного включения в занятия. Конечно, в обычном детском саду чаще всего не проводятся специализированные занятия. Но, если педагог правильно строит воспитательный процесс, ребенок общается с детьми, принимает участие в общегрупповых занятиях и играх. Естественно, в этих условиях у него активизируется речь, быстрее формируются навыки самообслуживания и взаимодействия с детьми и взрослыми. Не стоит забывать и о том, что специалисты «Даунсайд Ап» регулярно занимаются с детьми, посещающими обычный детский сад, до их поступления в школу.
Возможно, недостающие специализированные
занятия ребенок сможет получить
также и в одном из реабилитационных
центров, оказывающих поддержку
детям с особенностями
Наиболее предпочтительным вариантом является посещение ребенком интегративного детского сада.
Интегративный детский сад
сочетает в себе достоинства
Работа в Центре Ранней Помощи Даунсайд Ап охватывает все аспекты развития, поведения, социальной адаптации детей и способствует их подготовке к самостоятельному существованию, успешному взаимодействию со сверстниками, посещению детских садов и школ. В своей деятельности педагоги используют методики, разработанные и активно применяющиеся как в России, так и за рубежом. К настоящему времени в Даунсайд Ап сформирована достаточно четкая структура программ, охватывающая все основные сферы развития детей.
В Центре Ранней помощи Даунсайд Ап действуют следующие программы:
Домашние визиты
Программа педагогических консультаций в домашних условиях.
К этой программе могут подключаться семьи с детьми в возрасте от нуля (с момента рождения) до полутора лет.
Программа предусматривает
регулярные визиты специалиста по раннему
развитию (педагога-дефектолога) в семью.
В компетенцию такого специалиста
входят все сферы развития малыша.
Во время каждого такого визита-консультации
специалист по раннему развитию, наблюдая
за ребенком в процессе игрового занятия,
оценивает текущий уровень
Как правило, в течение первого года или полутора лет жизни малыша педагог посещает семью дважды в месяц, а затем визиты постепенно становятся реже, и семья получает подробную консультацию и программу работы с ребенком раз в месяц.
Примерно с полутора лет, когда ребенок начинает делать первые шаги, семья приглашается на занятия адаптационной группы, которые проходят в помещении нашего Центра.
Адаптационные группы
Программа «малой социализации семьи».
Занятия адаптационных групп проходят один раз в неделю в помещении Центра ранней помощи «Даунсайд Ап». На эти занятия приглашаются семьи с малышами в возрасте от полутора до трех лет. Адаптационная группа представляет собой своеобразный переход, мостик, соединяющий занятия в домашней обстановке и занятия вне дома, то есть в условиях приближенных к обстановке детского дошкольного учреждения. Программа адаптационных групп рассчитана на 2 учебных года.
Что же представляет собой такое групповое занятие? Дети вместе с родителями принимают участие в комплексном занятии: родители выступают в роли ассистентов, а педагоги планируют и проводят занятие так, чтобы каждый вид деятельности максимально задействовал все сферы развития малыша. Особое внимание обращается на развитие коммуникативных, речевых и познавательных навыков, сенсомоторное развитие и совместную игру. В промежутке между занятиями родители могут воспроизводить в домашних условиях отдельные игры, которые предлагают малышам педагоги.
Кроме занятий с детьми, такая группа дает возможность родителям встретиться друг с другом, обменяться мнениями и впечатлениями, опытом и тревогами, а также кратко обсудить с групповыми педагогами актуальные вопросы, касающиеся развития и воспитания малышей. На занятиях адаптационных групп присутствует детский психолог, который может проконсультировать родителей по вопросам поведения ребенка и его взаимодействия с окружающими людьми.
Когда ребенку исполняется два года, заканчиваются консультации на дому (домашние визиты) и предоставляется семье возможность получать индивидуальные занятия-консультации в Центре. Расписание составлено таким образом, что каждый ребенок, посещающий занятия адаптационной группы может 1 раз в полтора-два месяца вместе с родителями придти на консультацию к специалисту и получить индивидуальную программу развития.
Группы поддерживающего обучения
"Выпускники" адаптационной
группы в возрасте 3-3,5 лет имеют
возможность посещать занятия
групп поддерживающего
Пока дети участвуют в групповых занятиях, родители могут придти на группу психологической поддержки, и совместно обсудить волнующие их вопросы. Встречи групп психологической поддержки проводят сотрудники психологической службы.
В конце каждого группового занятия педагоги обязательно рассказывают родителям о ходе занятия, отвечают на их вопросы, объясняют, на что следует обратить внимание дома в период до следующей встречи.
Индивидуальные занятия-консультации в центре
Когда ребенку исполняется три года, усиливается обучение в более узких сферах, делая дополнительный акцент на развитии речи и познавательной деятельности, двигательной и социально-эмоциональной сферы, и вводятся в расписание индивидуальные занятия-консультации со специалистами. Эти занятия-консультации помогают родителям понять, как они могут продолжать развитие ребенка в домашних условиях. Родителям важно понимать, что специалист, давая индивидуальные рекомендации на такой консультации и концентрируясь на определенной сфере развития ребенка, одновременно учитывает и все остальные сферы. Стоит помнить, что, например, правильно организованная подвижная игра отлично стимулирует не только моторные навыки, но и навыки взаимодействия, речи и процессы познания, и наоборот, специальный «урок» по развитию речи обязательно предполагает тренировку моторных навыков и других умений, необходимых ребенку для успешного освоения мира. Индивидуальные занятия-консультации назначаются с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка и, как правило, проводятся один раз в три-четыре недели. Те навыки, с которыми ребенок начинает знакомиться на индивидуальном занятии-консультации, должны обязательно закрепляться в более естественной игровой обстановке группы и в привычных малышу домашних условиях. Задача специалиста - обследовать ребенка, определить зону его ближайшего развития и рассказать родителям, что и как они могут делать дома в период до следующей консультации. Индивидуальное занятие-консультация – хорошая возможность для родителей и специалиста выработать совместную «стратегию и тактику» развития ребенка.
Индивидуальные занятия-консультации по развитию двигательной сферы
Двигательному развитию детей
с синдромом Дауна присущ ряд
специфических особенностей. Чаще всего,
благодаря совместным усилиям родителей
и специалистов, к двум-трем годам
дети с синдромом Дауна овладевают
основными двигательными
Занятия-консультации кинезиотерапевта
направлены на развитие и совершенствование
чувства равновесия и координации
тела, а также на овладение навыками
крупной и мелкой моторики, необходимыми
для перемещения в
В конце каждого занятия-
Индивидуальные занятия-консультации по развитию социально-эмоциональной сферы
Часто родители сталкиваются
со сложностями, которые традиционно
принято называть «проблемы поведения».
Ребенок наотрез отказывается что-то
делать, кричит, упрямится… Что делать?
Как поступать в таких случаях?
Как наладить контакт с малышом?
Все эти вопросы требуют
Индивидуальные занятия-