Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

8) усиливает ощущение  собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством  является удовлетворение, возникающее  в результате выявления скрытых  умений и их развития.

Факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии (то, что оказывает исцеляющий эффект):

1) фактор художественной  экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента  в его работу, опыт взаимодействия  с различными художественными  материалами и художественным  образом;

2) фактор психотерапевтических  отношений – динамика взаимоотношений  клиента-терапевта-группы (переноса  и контрпереноса), проекции, влияние  личного опыта;

3) фактор интерпретаций  и вербальной обратной связи  – трансформация, перевод материала  (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на  уровень понимания, формирование  смыслов.

Руководитель группы терапии  искусством обеспечивает группу необходимым  материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Роль руководителя - способствовать творчеству. Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений.

В структуре арттерапевтического  занятия выделяются две основные части:

  • одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).
  • другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Сферы анализа, то, что имеет  значение при анализе творчества:

- как человек себя выражает;

- что он выражает;

- в какой форме;

- как это воздействует  на человека или группу.

В контексте арттерапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений [15].

Карл Юнг считал, что  воображение и творчество являются движущими силами человеческого  существования. Он использовал термин "активное воображение" для обозначения  такого творческого процесса, когда  человек просто наблюдает за развитием  своей фантазии и не пытается воздействовать на нее. Примером спонтанного использования  фантазии в терапии искусством может  служить упражнение по рисованию  каракулей. Участник безо всякого плана  рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая  ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения - дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании. Методики терапии искусством типа упражнения по рисованию каракулей аналогичны используемым Юнгом упражнениям "активного воображения", когда пациенты получают инструкцию продолжать свои прерванные мечты в фантазии.

К сферам применения арттерапии относятся:

1) индивидуальная, групповая и семейная арттерапия;

2) арттерапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;

3) в общеобразовательных  школах, детских садах, в специализированных  школах, в домах-интернатах, в центрах  детского творчества – работа  с детьми с ограниченными способностями  к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами  или живущих в тяжелых социальных  условиях, с педагогически и психологически  запущенными детьми, с детьми, имеющими  нарушения в поведении, личностные  нарушения или акцентуации характера,  с одаренными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному творчеству;

4) с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных  центрах);

5) с лицами, страдающими  различного рода зависимостями  (наркотическая, алкогольная и пр.),

6) в медицинских учреждениях  общесоматического и психиатрического  назначения.

В настоящее время арттерапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арттерапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.

Большой интерес представляют попытки некоторых арттерапевтов расширить границы своих исследований за счёт использования нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, данных о психологии восприятия визуальных образов и физиологии эмоций, некоторых положений теории привязанности, а так же результатов изучения плацебо-эффекта. Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела процедуры и микстуры, а для души – антидепрессанты. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела.        Арттерапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. Терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение, нанесённое, на канву творчества арттерапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.

Музыкотерапия

Музыка – феноменальное  явление. Её взаимоотношения с человеком  удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над  нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого  организма. Он подчёркивает: “Хаос  не в мире, он внутри нас” [11]. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как  следствие, активнее идут восстановительные  процессы.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным  терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает  душевное равновесие, дарит чувство  покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца  ещё не объяснённый, так и назвали  – “эффект Моцарта”.

Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет  улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное  воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах  и невритах. Но среди музыкальных  инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.

Определенные ноты влияют на определенные органы:

  • звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
  • ре — на желчный пузырь и печень;
  • ми — на органы зрения и слуха;
  • фа — на мочеполовую систему;
  • соль — на функции сердца;
  • ля — легкие и почки;
  • си — на функцию энергообмена, согревая тело [14].

Низкие звуки  резонируют больше с нижней частью тела, высокие — с верхней (головой).

Экспериментально  доказано, что музыкальнее звуки  заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны  воздействуют на изменение кровяного  давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее  распространение получает наряду с  фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Музыкальная терапия  используется для лечения сахарного  диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в  крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое  состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки  природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя.

Исследования  центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние  на весь организм, особенно на костную  структуру, щитовидную железу, массируют  внутренние органы, достигая глубоко  лежащих тканей, стимулируя в них  кровообращение. Музыка повышает способность  организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью  и стрессом.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние  десятилетия. Эксперименты ведутся  в нескольких направлениях, таких  как:

  • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
  • влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
  • воздействие на организм человека традиционной народной музыки.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом  лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в  целом ряде западных вузов сегодня  готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При  Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной  реабилитации. Отделение музыкотерапии  и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских  наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями  в науке. Музыкальная терапия  вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом  лечения школьных неврозов, которые  сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни  вообще.

Музыка существует в нашей жизни как живое  знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание  музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может  влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно  условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано  с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания [10].

В.М.Бехтерев, подчеркивая  эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или  ослабить возбуждение.

Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического  метода

Музыкотерапия использует музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно  используется в коррекции эмоциональных  отклонений, страхов, двигательных и  речевых расстройств, психосоматических  заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна