Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
Новые слова и действия
обязательно многократно
Арттерапевтические занятия целесообразно строить по принципу от простого – к сложному. Ребёнок постепенно приобретает и закрепляет определённые навыки, включая в ним ранее освоенные умения.
В курс арттерапевтических
занятий в коррекционно-
Каждое занятие длится
от 20 до 40 минут в зависимости
от предстоящей деятельности, а так
же состояния самого ребёнка. Каждое
занятие ведёт
На занятиях изотерапии педагог
по изодеятельности с ребёнком с
синдромом Дауна выполняет
Абстрактный и фигуративный коллаж
Предварительно следует запастись ящиком с «сокровищами» - кусочками цветной ткани, красивыми птичьими перьями, обрывками кружев, нитками и пр. появление этих «богатств» вызывает у детей эмоциональный подъём, создаёт дополнительные возможности для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, словаря и воображения.
«Цветовушки» симметричные с дорисовкой
Техника создания цветовушки проста: на чистый лист наносим одну или несколько красок, взбрызгиваем из водой, складываем бумагу вдвое и растираем сверху ладонью. Развернув затем лист, обнаруживаем красивое абстрактное изображение, напоминающее, в силу своей симметричности, мотылька, или птицу, или человеческую фигурку.
Керамика. Функциональные предметы, фигурки, сувениры. Обжиг, роспись
Создание полезных вещей. Скатав небольшой глиняный цилиндр и продавив в нём глубокое отверстие, обнаруживаем, что у нас получился готовый подсвечник! Нужно только слегка подровнять его основание, да украсить нехитрым орнаментом, - бороздками, кружками, волнистыми линиями.
Керамика. Пластинки с выдавливанием, процарапыванием и налепами
Также полезно поработать с плоскими фигурами. Даже простое превращение комка глины а пластинку толщиной в один-два сантиметра – нелёгкая задача для детей. Сначала стучим по глине кулаком, придавая ей уплощённую форму, - а уже затем пытаемся похлопать по ней раскрытой ладонью.
Простейшие куклы – «стоялки»
«Стоялками» именуются фигурки, вертикальное положение которых обеспечивается минимальными усилиями. Простейший способ – согнуть лист бумаги вдвое и установить на крышку стола. Эта операция требует участия обеих рук, что тем самым развивает мелкую моторику.
Занятия трудотерапией в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» проводятся индивидуально с каждым ребёнком. Целью этих занятий является развить у ребёнка: усидчивость, концентрацию, мелкую моторику, внимательность.
Занятия музыкотерапией в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» проходят как индивидуально, так и в группе. Каждое занятие включает в себя: развитие двигательной сферы, тренировку артикуляционного аппарата, развитие внимания и памяти, развитие слуховых функций, развитие речи, а так же социальное развитие ребёнка.
Двигательная сфера
Дети с синдромом Дауна к возрасту трёх лет уже умеют достаточно уверенно ходить, в данном Центре продолжают работать над совершенствованием этого навыка, стараясь его разнообразить и усложнять, чтобы двигательная компетентность ребёнка продолжала возрастать.
В процессе музыкальных занятий
в коррекционно-развивающей
Тренировка артикуляционного аппарата
Сниженный мышечный тонус приводит к тому, что дети с синдромом Дауна не очень хорошо могут ощущать движения артикуляционного аппарата и, следовательно, произвольно ими управлять, в занятиях музыкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна педагог обязательно вводит:
Развитие внимания и памяти
С первых месяцев жизни
ребёнка важно представлять, как
развивается внимание у детей
с синдромом Дауна, поскольку
именно внимание во много определяет
дальнейшее развитие таких психических
функций, как память, речь, мышление
и деятельность. Очень важно постоянно
тренировать способность
Выполняя задания, ребёнок тренирует и свою память, поскольку ему приходится запоминать и предметы, и просьбы-инструкции, и игры.
Этому продолжительному тренингу способствуют и музыкальные занятия, в которых происходит:
Развитие слуховых функций
Музыкальные занятия в
коррекционно-развивающей
Развитие речи
Музыкальные занятия в
коррекционно-развивающей
Социальное развитие ребёнка (круг/хоровод)
Эта часть занятия в
коррекционно-развивающей
Структура и содержание
музыкальных (групповых) занятий в
коррекционно-развивающей
Музыкальное занятие ведёт один специализированный педагог, а два групповых педагога ему ассистируют, оказывая детям необходимую помощь.
Занятия включают в себя следующие виды деятельности:
Естественно, получасовое занятие не может вместить сразу все виды деятельности, перечисленные выше. Поэтому, на занятиях выделяются обязательные разделы, такие как ходьба, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и пение, а остальные части чередуются в зависимости от возраста детей и их «опыта» участия в таких занятиях.
Структура музыкального (группового) занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна