Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)
  1. Эмоционально окрашенная подача игрового материала. Речь взрослого должна быть ласковой, приветливой, бодрой и выразительной. Взрослому обязательно надо следить за темпом речи, он должен быть достаточно медленным; любые комментарии, объяснения или указания должны быть чёткими, немногословными и понятными ребёнку.
  2. Для занятия необходимо использовать адекватные возрасту ребёнка, яркие, привлекательные, лаконичные и понятные ему картинки и игрушки. Материал для занятий должен быть доступен пониманию ребёнка, то есть знаком по обычным жизненным ситуациям и другим развивающим занятиям. Если предлагается новая игрушка или картинка, необходимо сначала познакомить м ней ребёнка и убедиться, что он понял, о чём идёт речь.

Новые слова и действия обязательно многократно повторяются  вслед за взрослым, а потом и  самостоятельно. Необходимо следить  за тем, чтобы произносимое слово  соотносилось с предметом и действием.

  1. Во время занятия необходимо следить за своевременной сменой видов деятельности, чтобы ребёнок не уставал и мог сохранять внимание на происходящем.
  2. Каждое занятие предполагает повторение пройденного материала, в который постепенно включаются новые элементы.
  3. Занятия должны проводиться регулярно.
  4. Ребёнок и педагог должны располагать удобно и чувствовать себя комфортно.
  5. Педагог обязательно должен поддерживать и поощрять любую попытку ребёнка включиться в предлагаемую работу, деятельность или игру. Ребёнку всегда важно понимать, что его старания замечены. Что он успешен!

Арттерапевтические занятия  целесообразно строить по принципу от простого – к сложному. Ребёнок постепенно приобретает и закрепляет определённые навыки, включая в ним ранее освоенные умения.

В курс арттерапевтических занятий в коррекционно-развивающей  работе с детьми с синдромом Дауна  в реабилитационном центре для детей  и подростков с ограниченными  возможностями входит:

  • Музыкотерапия (индивидуальные и групповые занятия);
  • Трудотерапия (индивидуальные занятия);
  • Изотерапия (индивидуальные занятия).

Каждое занятие длится от 20 до 40 минут в зависимости  от предстоящей деятельности, а так  же состояния самого ребёнка. Каждое занятие ведёт специализированный педагог. Занятия проходят как индивидуально, так и в группе.

На занятиях изотерапии педагог  по изодеятельности с ребёнком с  синдромом Дауна выполняет следующие  работы, направленные на развитие творческого  воображения и развитие мелкой моторики:

Абстрактный и фигуративный коллаж

Предварительно следует  запастись ящиком с «сокровищами» - кусочками цветной ткани, красивыми  птичьими перьями, обрывками кружев, нитками и пр. появление этих «богатств» вызывает у детей эмоциональный  подъём, создаёт дополнительные возможности для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, словаря и воображения.

«Цветовушки»  симметричные с дорисовкой

Техника создания цветовушки проста: на чистый лист наносим одну или несколько красок, взбрызгиваем из водой, складываем бумагу вдвое и растираем сверху ладонью. Развернув затем лист, обнаруживаем красивое абстрактное изображение, напоминающее, в силу своей симметричности, мотылька, или птицу, или человеческую фигурку.

Керамика. Функциональные предметы, фигурки, сувениры. Обжиг, роспись

Создание полезных вещей. Скатав небольшой глиняный цилиндр  и продавив в нём глубокое отверстие, обнаруживаем, что у нас получился  готовый подсвечник! Нужно только слегка подровнять его основание, да украсить нехитрым орнаментом, - бороздками, кружками, волнистыми линиями.

Керамика. Пластинки  с выдавливанием, процарапыванием  и налепами

Также полезно поработать с плоскими фигурами. Даже простое  превращение комка глины а пластинку толщиной в один-два сантиметра – нелёгкая задача для детей. Сначала стучим по глине кулаком, придавая ей уплощённую форму, - а уже затем пытаемся похлопать по ней раскрытой ладонью.

Простейшие  куклы – «стоялки»

«Стоялками» именуются фигурки, вертикальное положение которых  обеспечивается минимальными усилиями. Простейший способ – согнуть лист бумаги вдвое и установить на крышку стола. Эта операция требует участия  обеих рук, что тем самым развивает  мелкую моторику.

Занятия трудотерапией в  реабилитационном центре для детей  и подростков с ограниченными  возможностями «Бригантина» проводятся индивидуально с каждым ребёнком. Целью этих занятий является развить  у ребёнка: усидчивость, концентрацию, мелкую моторику, внимательность.

Занятия музыкотерапией в  реабилитационном центре для детей  и подростков с ограниченными  возможностями «Бригантина» проходят как индивидуально, так и в  группе. Каждое занятие включает в  себя: развитие двигательной сферы, тренировку артикуляционного аппарата, развитие внимания и памяти, развитие слуховых функций, развитие речи, а так же социальное развитие ребёнка.

 

 

Двигательная  сфера

Дети с синдромом Дауна  к возрасту трёх лет уже умеют достаточно уверенно ходить, в данном Центре продолжают работать над совершенствованием этого навыка, стараясь его разнообразить и усложнять, чтобы двигательная компетентность ребёнка продолжала возрастать.

В процессе музыкальных занятий  в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна  специализированный педагог обязательно  занимается:

    • Дальнейшим развитием навыка ходьбы;
    • Тренировкой чувства равновесия при ходьбе, беге и прыжках;
    • Тренировкой способности ориентироваться в пространстве;
    • Развитием способности детей движению в заданном темпе;
    • Умением координировать свои действия по сигналу;
    • Умением менять направления движения со сменой музыки или ритма;
    • Навыками манипулирования предметами, как без музыкального сопровождения, так и под музыку;
    • Умение действовать в паре со взрослым, а затем и с другим ребёнком;
    • Развитием быстроты, силы, ловкости;
    • Развитием произвольных движений кистей и пальцев рук.

Тренировка  артикуляционного аппарата

Сниженный мышечный тонус  приводит к тому, что дети с синдромом  Дауна не очень хорошо могут ощущать  движения артикуляционного аппарата и, следовательно, произвольно ими  управлять, в занятиях музыкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна  педагог обязательно вводит:

  • Обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому (показать язычок – спрятать, открыть широко рот – закрыть);
  • Отработка основных артикуляционных поз; то есть обучение удерживанию губ в положения «улыбка», «трубочка».

 

Развитие  внимания и памяти

С первых месяцев жизни  ребёнка важно представлять, как  развивается внимание у детей  с синдромом Дауна, поскольку  именно внимание во много определяет дальнейшее развитие таких психических  функций, как память, речь, мышление и деятельность. Очень важно постоянно  тренировать способность ребёнка  сохранять внимание на предлагаемых ему играх и заданиях, увеличивать  объём внимания, чтобы он мог воспринимать всё больше и больше объектов в относительно короткий интервал времени, а также учить его распределять и переключать внимание.

Выполняя задания, ребёнок  тренирует и свою память, поскольку  ему приходится запоминать и предметы, и просьбы-инструкции, и игры.

Этому продолжительному тренингу способствуют и музыкальные занятия, в которых происходит:

    • Тренировка умения удерживать внимание на предмете, игрушке, картинке;
    • Умение держать внимание на определённом задании;
    • Формирование восприятия регулирующей словесной инструкции или просьбы;
    • Развитие способности запоминать предметы и картинки;
    • Развитие способности запоминать инструкции-просьбы;
    • Формирование способности запоминать последовательности действий во время различных игр;
    • Тренировка двигательной памяти: сначала ребёнок запоминает и воспроизводит одно действие – хлопки в ладоши, потом он учиться приседать и хлопать в ладошки одновременно.

Развитие  слуховых функций

Музыкальные занятия в  коррекционно-развивающей работе с  детьми с синдромом Дауна обязательно  предполагают развитие слухового внимания, восприятия и слуховой памяти. Проводится следующая работа над:

    • Развитием способности различать и узнавать неречевые звуки, к примеру, шум воды, шуршание бумаги или хлопок в ладоши;
    • Различением силы звуков (тихо-громко), высоты (низко-высоко);
    • Узнаванием мелодий знакомых песен;
    • Узнаванием звуков окружающей среды, которые ребёнок может слышать в повседневной жизни, например, лай собаки или скрип дверей, гудок машины или шум поезда;
    • Формированием слухового восприятия и слуховой памяти с использованием детских музыкальных инструментов (игрушек): погремушка, колокольчик, бубен, барабан.

 

 

 

Развитие  речи

Музыкальные занятия в  коррекционно-развивающей работе с  детьми с синдромом Дауна стимулируют  развитие пассивной и активной речи ребёнка, поскольку он имеет хорошую  возможность:

    • Подражать звукам и слогам, словам, которые произносит взрослый;
    • Активно произносить, договаривать звуки, слоги, слова;
    • Учиться понимать обращённую речь;
    • Произносить слова по слогам, то есть формировать слоговую структуру;
    • Узнавать и различать на слух знакомые звуки, слоги, слова;
    • Регулировать высоту и силу своего голоса (говорить тихо-громко, низко-высоко);
    • Совершенствовать произношение слов;
    • Пополнять активный и пассивный словарь [18].

 

Социальное  развитие ребёнка (круг/хоровод)

Эта часть занятия в  коррекционно-развивающей работе с  детьми с синдромом Дауна представляет собой вариант хоровода. Данный вид  деятельности способствует:

    • Развитию речи и общения;
    • Формирует чувство языка;
    • Формирование положительного отношения к звучанию песен;
    • Формирование средств общения (сочетание вербальных и невербальных средств);
    • Стимуляция социального развития;
    • Подготовка детей к самостоятельному пению [12].

 

Структура и содержание музыкальных (групповых) занятий в  коррекционно-развивающей работе с  детьми с синдромом Дауна

Музыкальное занятие ведёт  один специализированный педагог, а  два групповых педагога ему ассистируют, оказывая детям необходимую помощь.

Занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • Ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • Игровые упражнения, активизирующие внимание;
  • Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику рук;
  • Игровые упражнения, развивающие слуховое восприятие;
  • Упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • Игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус и согласованную работу разных групп мышц;
  • Ритмические упражнения;
  • Пение;
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах (Приложение №7);.

Естественно, получасовое  занятие не может вместить сразу  все виды деятельности, перечисленные  выше. Поэтому, на занятиях выделяются обязательные разделы, такие как  ходьба, дыхательные упражнения, пальчиковые  игры и пение, а остальные части  чередуются в зависимости от возраста детей и их «опыта» участия  в таких занятиях.

 

Структура музыкального (группового) занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

  • Ходьба или маршировка по комнате;
  • Игры и упражнения направленные на развитие дыхания;
  • Пение (две-три песни);
  • Игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук;
  • Игровые упражнения, развивающие слуховое восприятие;
  • Игра-упражнение с предметами.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна