Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

В результате исследования каждая девочка улучшила свой результат  на 2 балла.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что с помощью  арттерапевтических, музыкальных занятий  в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна  можно развить: мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, память и внимание, артикуляционные  движения и позы, слуховые функции, речь, то есть тем самым общее  развитие ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии

В результате проведения исследования с детьми с синдромом Дауна  на базе Государственного учреждения Московской области Дубненского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» и анализа современной научной и практической литературы можно предложить следующие рекомендации по проведению занятий по арттерапии.

Общие цели:

  • Повышение уровня самостоятельности детей. Положительное отношение к самостоятельной игре;
  • Формирование навыков общения со сверстниками;
  • Формирование собственной мотивации для участия в коллективных играх;
  • Стимуляция действий по исследованию окружающего;
  • Развитие мелкой моторики.

Навыки, необходимые  для реализации данных целей

Формирование независимости  и самостоятельности ребёнка:

  • Самостоятельное следование структуре занятий;
  • Самостоятельное выполнение простых инструкций;
  • Умение во время занятий действовать как самостоятельный член группы;
  • Умение делать выбор, следовать правилам и соблюдать последовательность в различных видах деятельности, например, надеть фартук, перед тем, как рисовать.

Навыки, необходимые для  обучения:

  • Устойчивое внимание на задании;
  • Наблюдение и последовательность происходящего;
  • Понимание структуры, правил игры и предвидение следующего шага;
  • Умение относить к себе и выполнять инструкцию, обращённую к себе (группе).

Коммуникативные навыки:

  • Использование социально-языковых навыков, например, попросить помочь, обращать внимание на партнёра, ждать своей очереди и т.д.;
  • Использование слов и простой фразы (возможно сочетание слова и жеста).

Развитие моторики:

  • Развитие крупной моторики в соответствии с программой. Особое внимание на координацию движений и качество ходьбы.
  • Продолжать развитие тонкой моторики и согласованных действий рук, обращая особое внимание на действия с мелкими предметами и деталями, совершенствовать точность и качество захвата.

Самообслуживание:

Продолжать развивать  навыки самообслуживания в соответствии с программой. Особое внимание обращать на самостоятельное следование нормам поведения.

 

Музыкальное занятие

Задачи:

  • Учить по просьбе педагога брать из коробочки музыкальные игрушки;
  • Способствовать развитию музыкального восприятия:
    • Учить детей извлекать звуки разными способами в такт звучащей музыки;
    • Совершать танцевальные движения под музыку, стоя с поддержкой, и самостоятельно;
    • Реагировать на окончание музыки, прекращая извлекать звуки;
    • Реагировать по напоминанию на чередование плясовой и колыбельной мелодий.
  • Приучать складывать музыкальные игрушки в коробочку.

Оборудование 

Магнитофон, записи плясовых мелодий и песен, коробочка с разными музыкальными игрушками. Большая дидактическая кукла, настенное зеркало.

Игра на слуховое внимание: «Танцуем или спим?»

 

Изобразительная деятельность

Рисование

Общие задачи:

  • Продолжать формировать интерес к процессу и результату деятельности;
  • Учить держать карандаш, использую ладонно-пальцевой захват;
  • Держать короткий мелок щепотью;
  • Произвольно рисовать вертикальные и горизонтальные линии;
  • Стимулировать вращения запястьем;
  • Учить действовать по просьбе, по инструкции;
  • Учить выбирать карандаш и мелки жёлтого и синего цветов при выборе из двух, ориентируясь на замысел задания.

Оборудование

Листы бумаги (можно использовать однотонные обои), мелки, фломастеры.

Речевой материал

Карандаш, мелок, рисуй, солнце, дождик, дорожка, идёт в гости, какой  мелок возьмёшь.

Реализация задач  по темам

  1. «Солнышко и дождик». Рисовать вертикальные линии сверху вниз из определённого места, большего по объёму (солнышко, туча).
      1. Брать мелок жёлтого или синего цвета в зависимости от задания, сопоставляя цвет мелка с рисунком педагога (солнышко – жёлтое, туча – синяя).
  2. «Зверята идут в гости» - Рисовать горизонтальные линии слева направо.

Примечание. Обе работы выполняются в виде индивидуальной работы или коллективной при участии всех детей. Предварительный этап – рисование солнышка, тучи, зверят педагогом – происходит на глазах у малышей по методу комментированного рисования.

 

Лепка

Общие задачи:

  • Учить понимать смысл задания, обыгрывать результат;
  • Совершенствовать навыки работы с пластилином: раскатывать, отрывать кусочки, соединять детали.
  • Продолжать выполнять с помощью педагога цепочку последовательных действий, необходимую для выполнения игрового задания.
  • Учит обыгрывать свои поделки.

Оборудование

Пластилин, разных цветов, стеки, доски для лепки, тарелочки или  подносы.

Речевой материал

Пластилин, раскатай, косточка, сушка, угости, тарелочка, кукла, собачка.

Реализация задач  по темам:

  1. «Угости собачку косточкой». Учить раскатывать столбик из пластилина на доске или между ладонями.

Игрушка: собачка.

  1. «Бублики для куклы». Продолжить учить раскатывать между ладонями столбик из пластилина. Учить соединять его края, смыкая подушечки большого и указательного пальцев. Обыграть поделку: положить сушку на тарелочку и угостить куклу.

Дополнительная  игрушка: кукла.

Аппликация

Общие задачи:

Реализация задач  по темам

      1. Коллективное панно «Падают листья». Учить наносить клей на большой лист бумаги, прикладывать к намазанному месту лист дерева или кусок жёлтой бумаги, прижимать ладонью. Работа выполняется с помощью педагога, используется пошаговая инструкция и чередующаяся цепочка, состоящая из нескольких звеньев:
    • Открыть клеящий карандаш;
    • Нанести мазок на бумагу;
    • Положить клей;
    • Взять лист;
    • Приложить к намазанному месту;
    • Прижать лист ладонью;
    • Рассмотреть и обсудить результат.

Если дети наклеивают кусочки  бумаги, то данной цепочке будет  предшествовать задание оторвать кусочки  от полосок бумаги жёлтых, красных  и коричневых цветов.

Оборудование

Лист обойной бумаги, клеящие  карандаши, листья деревьев/цветная бумага, тарелочки и подносы.

Речевой материал

Листья, положи, намажь, прижми, падают.

  1. «Почини машину». Дополнять рисунок взрослого методом аппликации, прикрепляя большие пуговицы вместо колёс. Работа выполняется на индивидуальных листах картона. Вместе с педагогом ребёнок выполняет следующую цепочку действий:
    • Оторвать кусочек пластилина. Выполняет ребёнок;
    • Положить пластилин на нужное место. Ребёнок с помощью педагога;
    • Прикрепить, нажимая указательным пальцем. Выполняет ребёнок, педагог при необходимости фиксирует указательный палец в выпрямленном положении.

Оборудование

Машина, листы картона  с нарисованной машиной без колёс, пуговицы, пластилин, подносы.

Речевой материал

Машина, колёса, сломалась, почини.

 

Заключение

Данная работа посвящена  изучению арттерапевтических занятий  в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна  в дубненском реабилитационном центре для детей и подростков «Бригантина».

Актуальностью работы является то, что за последние годы в России возросло число детей с синдромом  Дауна, проживающих в семьях, а  не в детских домах. Ещё совсем недавно считалось, что такие  дети не способны обучаться, и в нашей  стране для них, за редким исключением, были недоступны дошкольные и школьные учреждения. К счастью, сейчас ситуация постепенно меняется. Уже не возникает  сомнений, что дети с синдромом  Дауна способны многому научиться, что их потребности не отличаются от потребностей любых, обычно развивающихся  детей. Поэтому с помощью служб  ранней помощи, организаций, учреждений, центров, а так же родительской любви  и участия можно добиться того, чтобы ребёнок чувствовал себя полноценным  человеком в этом мире.

Дипломная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  приложений.

Глава 1 посвящена  особенностям организации реабилитационного  процесса для детей с синдромом  Дауна. Синдром Дауна - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Синдрома Дауна нельзя предотвратить и его невозможно вылечить. Но благодаря последним генетическим исследованиям о функционировании хромосом, особенно о 21-й, известно намного больше. Достижения ученых позволяют лучше понять типичные особенности этого синдрома, а в будущем они, возможно, позволят усовершенствовать медицинскую помощь и социально-педагогические методы поддержки таких людей. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше. В России существует большое количество центров, которые оказывают помощь и реабилитационные мероприятия детям с синдромом Дауна, а так же их семьям. Такие центры предоставляют реабилитационную помощь как на дому новорожденным и детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так и непосредственно в здании реабилитационного центра. Совместно с врачами производят диагностику, составляют план коррекционной работы, проводят обучение родителей. После достижения ребенком определенного уровня развития его включают в игровую группу. Арттерапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арттерапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией. Именно арттерапия участвует в реабилитационном процессе в работе с детьми с синдромом Дауна. музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Поэтому метод музыкотерапии необходим при занятиях в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна.

Глава 2 посвящается исследованию влияния арттерапевтических занятий  с детьми с синдромом Дауна, проведённое  на базе Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Дубненского реабилитационного  центра для детей и подростков с ограниченными возможностями  «Бригантина». Где детям с различными нарушениями и отклонениями в развитии предоставляются разнообразные услуги: реабилитационные, медицинские, социальные, правовые, психологические, консультативные, а так же помощь родителям и семьям, воспитывающим таких детей. Каждый ребёнок посещает в данном Центре большое количество занятий направленные на общее развитие ребёнка. Арттерапевтические занятия играю огромную роль в развитии ребёнка, так как с помощью них можно развить или усовершенствовать двигательную сферу, артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание и память, слуховые функции, воображение, речь и т.д. В данной дипломной работе было показано, как с помощью арттерапевтических занятий в коррекционно-развивающей работе с ребёнком с синдромом Дауна можно сформировать новые навыки, а также общее развитие ребёнка. А именно на музыкальных занятиях при работе специализированного педагога с ребёнком с синдромом Дауна развиваются такие качества как: ритмичность, работа в группе и индивидуально, речь, игра на музыкальных инструментах, восприятие музыки и речи. Для этого были разработаны диагностические карты наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка и карта музыкальных занятий). Карта музыкальных занятий показывает динамику развития музыкальной деятельности детей, посещающих арттерапевтические (музыкальные) занятия. А именно активное участие на музыкальных занятиях, индивидуальная и групповая работа, а также посещение других коррекционно-развивающих занятий положительно сказываются на общем развитии и состоянии ребёнка. Это можно увидеть с помощью таблиц и диаграмм, а также специально для этого разработанной карты наблюдения за общим развитием ребёнка. Данная карта отражает в себе развитие у ребёнка: восприятия пространства, знание цветов, форм, предметного счёта, речи, мыслительных процессов, внимание, работоспособности и контактность с педагогом и окружающими. Поэтому в ходе исследования видна динамика роста новых способностей, навыков и знаний у ребёнка с синдромом Дауна. Поэтому арттерапевтические (музыкальные) занятия необходимы в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна