Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

Такую же игру можно проводить  и с другими музыкальными инструментами, например, с двумя по-разному звучащими  дудками и т.д.

 

«Егорка на горке»

Оборудование: дудочка с меняющейся высотой звука.

Покажите детям дудочку. Продемонстрируйте, что дудочка  может играть высоко, подуйте в  дудочку, чтобы она пропищала, и  поднимите свободную руку. Повторите  ещё раз: «Высоко!» - сопровождая  слово поднятой рукой. Пусть ребёнок  повторит вместе с вами жест и слово. Затем продемонстрируйте и назовите, как дудочка играет низко: подудите, опустите руку, назовите ещё раз: «Низко!» - и повторите вместе с ребёнком жест и слово.

Прочитайте рифмовку:

Полез Егорка

На высокую горку

(извлеките высокий  звук, поднимая руку).

Свалился с горки,

Ловите Егорку (низкий звук, опустите руку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Практический  материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения)

Счётные игры-упражнения позволяю задавать определённый темп и ритм выполнения движений, а так же используются как сигнал для выполнения очередного движения.

 

«Пятки»

Педагог вместе с ребёнком марширует по комнате, проговаривая слова:

Раз, два, раз, два,

Замелькали пятки,

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке.

Раз, два, раз, два,

Бегать на зарядке.

 

«Мячик»

Оборудование: мяч среднего размера.

Демонстрируя игру, педагог, держа мяч в руках, произносит:

Друг весёлый мячик  мой!

Всюду, всюду ты со мной.

Раз, два, три, четыре, пять

(поднимает и опускает  мяч),

Хорошо с тобой играть!

Затем ребёнку прилагается  сделать тоже самое сначала вместе с педагогом, затем подражая ему. Если действия с мячом проводятся совместно, то педагог располагается позади ребёнка. В этом случае лучше встать перед большим зеркалом. Далее ребёнок и педагог могут стоять лицом друг напротив друга.

 

«Научились мы считать»

Оборудование: погремушки.

Педагог и ребенок сидят  друг на против друга, а затем стоят. В руках у них погремушки. Руки с погремушками надо держать перед грудью.

Раз, два, три, четыре, пять,

Научились мы считать.

(Потряхивать  погремушка в такт счёту.)

Раз, два, три, четыре, пять,

В прядки будем мы играть

(Руки с погремушками  надо поднять.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Кто из нас пойдёт искать?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Практический  материал для музыкальных занятий (пение)

«Мы в ладоши ударяем»

(мелодия русской  народной песни «Во поле берёза  стояла»)

Мы в ладоши тихо ударяем.

Мы в ладоши тихо ударяем.

Вот как, вот как ударяем.

Вот как, вот как ударяем.

(Поём и громко  хлопаем в ладоши в такт  песенке.)

 

Мы в ладоши громко ударяем!

Мы в ладоши громко ударяем!

Вот как, вот как ударяем!

Вот как, вот как ударяем!

(Поём и громко  хлопаем в ладоши в такт  песенке.)

 

«Прилетайте птички»

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам

(взмахиваем руками, как  крыльями).

Зёрнышки я птичкам  дам, дам, дам

(перетираем щепотями, как  будто насыпаем зёрнышки).

Клювиками птички – клюю, клюю, люю

(указательным пальцем  правой руки «клюём» зёрнышки  с левой ладошки).

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля.

Ля-ля-ля-ля, ля-ля. («руки пляшут»).

 

«Белые гуси» 

(слова М. Клоковой, музыка М. Красева)

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси: «Га, га, га!»

 

«Кошка»

(слова Н. Френкель, музыка Ан. Александрова)

Киска к деткам подошла

Молочка просила,

Молочка просила, тихо говорила:

Мяу, мяу, мяу…

 

Угостили молочком,

Кисонька поела,

Кисонька поела,

Песенку запела:

Мурр, мурр, мурр.

 

«Зима»

(слова Н. Френкель, музыка В. Карасёвой)

Вот зима, кругом бело,

Много снега намело.

Утром Ваня санки взял.

По дорожке побежал.

 

А в саду у нас гора.

Все катаются с утра.

Крикнул Ваня: «Берегись!»

Покатился с горки вниз.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Практический  материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах)

Дети с удовольствием  играю на детских игрушечных музыкальных  инструмента. К звучащим музыкальным  игрушкам относятся:

  • Ударные – бубны, треугольники, барабаны, тарелки, кастаньеты;
  • Духовые – флейты, саксофоны, кларнеты, триолы…;
  • Ли, пианино, металлофон;
  • Струнные – балалайки, домры, скрипки, гитары…

На перечисленных ударных  инструментах дети вполне могут пытаться повторять ритмы.

Можно предложить ребёнку, аккомпанировать  вам, когда вы будете петь простую  песенку. Если ребёнок уже понял, что такое ритм, и умеет его  отхлопывать ладошками, но, скорее всего, сможет воспроизвести его с помощью  ударных инструментов: погремушки и  бубна, барабана и металлофона. Использование  ударно-клавишных и особенно струнных, конечно, сложнее, но и это получится после некоторой тренировки. Если в подобной игре участвует несколько детей или членов семья, какой замечательный оркестр может получиться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Практический  материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры)

«Кулачки –  ладошки»

(Выполняется  сидя за столом.)

Повторяя с интервалом в 1-2 секунды «кулачки – ладошки», сживаем, соответственно, кулачки (пальцы повёрнуты вниз, кисти ложатся на стол), а затем растопыриваем пальцы, переворачивая руки ладонями вверх, показываем ладошки (тыльные стороны ладоней ложатся на стол).

 

«Камушек, солнышко, забор»

(Выполняется  сидя за столом.)

Не спеша повторяя слова, меняем положение пальцев.

Камушек

(пальцы сжаты  в кулачки, кисти ложатся на  стол ладонями вниз).

Солнышко

(пальцы распрямляются,  растопыриваются, ладошки ложатся  на стол).

Забор

(ставим ладони  на ребро, выпрямленные пальцы  сжаты вместе, ладошки располагаются  друг напротив друга).

 

«Кисточка»

(Выполняется  сидя за столом.)

Локтя стоят на столе, пальцы развёрнуты от себя, подушечки пальцев  сложены вместе, ладошки повёрнуты  вниз. В такт стишку покачивает запястьями вправо-влево.

Мягкой кисточкой покрашу.

Стульчик, стол и кошку  Машу.

 

 

«Капустка»

(Выполняется  сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)

Мы капустку режем, режем

(в такт словам  проводим одним указательным  пальцем по другому),

Мы морковку трём, трём

(в такт словам  проводим одной ладошкой по  другой),

Мы капустку солим, солим

(имитируем движение, которое мы делаем, когда солим  пищу щёпотью),

Мы капустку мнём, мнём

(сжимаем и  разжимаем пальца, имитируя движение, которое мы используем при  засолке капусты).

 

«Пальчики гуляют»

(Выполняется  сидя за столом.)

Раз, два, три, четыре, пять

(последовательно  выпрямляем пальцы, растопыривая  их на поверхности стола),

Вышли пальчики гулять

(приподнимаем  и опускаем пальцы, как будто  нажимаем на клавиши),

Раз, два, три, четыре, пять

(последовательно  сгибаем пальцы, сжимая их в  кулачок),

В домик спрятались опять

(слегка пристукиваем  по поверхности стола сжатыми  кулачками).

 

«Колечко»

(Выполняется  сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.)

Выйду на крылечко

(большие и указательные пальца образуют колечко),

Вынесу колечко

(остальные пальцы  разводятся в стороны),

Поиграй в колечко

(предплечья и  кисти поворачиваются на себя),

Сидя на крылечке

(и от себя, пальцы сохраняют прежнее положение).

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

 

Карта наблюдения за ребёнком

(общее развитие ребёнка)

 

Ф.И.О. ребёнка

Возраст ребёнка

Дата обследования

 

  1. Восприятие пространства:
  • Верх – вниз;
  • Впереди – сзади;
  • Право – лево;
  • Правильно дифференцирует собственное тело.

 

  1. Знание цветов (основных):
  • Красный;
  • Синий;
  • Жёлтый;
  • Зелёный.

 

  1. Знание формы (геометрические фигуры):
  • Квадрат;
  • Круг;
  • Треугольник;
  • Прямоугольник.

 

  1. Предметный счёт:
  • От 1 до 3

 

  1. Речь:
  • Произносит подражательные звуки, чётко соотносимые с данным предметом (гав, мяу, и т.п.);
  • Называет правильно предмет;
  • Называет составные части предмета.

 

  1. Мыслительные процессы:
  • Выполняет задание с помощью педагога;
  • Выполняет задание по образцу, следуя за работой педагога;
  • Выполняет задание самостоятельно.

 

  1. Внимание.

 

  1. Работоспособность.
  2. Контактность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №10

 

Карта наблюдения за ребёнком

(Музыкальные занятия)

 

 

 

 

Ф.И.О. ребёнка

Возраст ребёнка

Дата обследования 

 

 

 

  1. Проявление интереса к музыкальной деятельности;
  2. Эмоциональная отзывчивость на музыку;
  3. Ритмичность движений под музыку;
  4. Выполнение движений под музыку;
  5. Индивидуальная работа в группе;
  6. Групповая работа в группе;
  7. Произношение слов под музыку;
  8. Совмещение действий со словом;
  9. Умение играть на музыкальных инструментах;
  10. Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию;
  11. Выполнение указаний педагога;

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №11

Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающим детей с синдромом  Дауна

 

АССОЦИАЦИЯ ДАУН СИНДРОМ

101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13, кв.3

Тел./факс: (495) 925 6476

Электронная почта: ads@rmt.ru

 

ЦЕНТР РАННЕЙ ПОМОЩИ «ДАУНСАЙД АП»

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна