Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
Таблица №7
Рассмотрим данные таблицы в диаграмме:
Диаграмма 2 Общее развитие ребенка. Маша (октябрь 2011г)
Из данных диаграммы и таблицы видно, что Маша с заданиями №1 (Определение расположения предмета на картинке), №2 (Определение цветов (основных)), №3 (Определение форм (геометрических фигур)) справилась лишь наполовину, то есть на 50%. С заданием №4 (Предметный счёт) девочка не справилась совсем и получила за это 0%. А с заданием №5 (Произношение звуков и предметов) Маша справилась на 1/3, то есть на 33%. Затем с заданиями №6 (Определение самостоятельности в деятельности), №7 (Удержка внимания), №8 (Работоспособность), №9 (Контактность) девочка справилась на 100%.
Настя (октябрь 2010 год)
№ |
Max возможные баллы |
Набранные баллы (Настя) |
Процентиль % |
1 |
4 |
2 |
50% |
2 |
4 |
3 |
75% |
3 |
4 |
1 |
25% |
4 |
3 |
0 |
0% |
5 |
3 |
1 |
33% |
6 |
3 |
2 |
67% |
7 |
1 |
0 |
0% |
8 |
1 |
0 |
0% |
9 |
1 |
1 |
100% |
Итого |
24 |
10 |
39% |
Таблица №8
Рассмотрим данные таблицы в диаграмме:
Диаграмма 3 Общее развитие ребенка. Настя (октябрь 2011г.)
Из данных диаграммы и таблицы видно, что Настя с заданием №1 (Определение расположения предмета на картинке) спаривалась наполовину, то есть на 50%. Задание №2 (Определение цветов (основных)) девочка выполнила на ¾ , то есть на 75%. С заданием №3 (Определение форм (геометрических фигур)) Настя справилась всего на 25%, что означает на ¼. С заданием №4 (Предметный счёт) она не справилась, как и её предыдущая испытуемая и получила 0 баллов, так же Настя не справилась с заданиями №7 (Удержка внимания), №8 (Работоспособность). На 1/3 Ксюша выполнила задание №5 (Произношение звуков и предметов) и №6 (Определение самостоятельности в деятельности). При выполнении задания №9 (Контактность) девочка выполнила задание на 100%.
Ксюша (октябрь 2010 год)
№ |
Max возможные баллы |
Набранные баллы (Ксюша) |
Процентиль % |
1 |
4 |
1 |
25% |
2 |
4 |
1 |
25% |
3 |
4 |
1 |
25% |
4 |
3 |
0 |
0% |
5 |
3 |
1 |
33% |
6 |
3 |
1 |
33% |
7 |
1 |
0 |
0% |
8 |
1 |
0 |
0% |
9 |
1 |
1 |
100% |
Итого |
24 |
6 |
27% |
Таблица №9
Рассмотрим данные таблицы №5 в диаграмме:
Диаграмма 4 Общее развитие. Ксюша (октябрь 2011 г.)
Из данных диаграммы и таблицы видно, что Ксюша справилась с заданиями №1 (Определение расположения предмета на картинке), №2 (Определение цветов (основных)), №3 (Определение форм (геометрических фигур)) на ¼ , то есть на 25%. Так же как и остальные девочки, Ксюша не справилась с заданием №4 (Предметный счёт). За задания №7 (Удержка внимания) и №8 (Работоспособность) она получила 0%, как и предыдущая испытуемая Настя. На 1/3 Ксюша выполнила задание №5 (Произношение звуков и предметов) и №6 (Определение самостоятельности в деятельности). При выполнении задания №9 (Контактность) девочка выполнила задание на 100%.
Так же в результате констатирующего исследования проведенного в феврале 2011 года в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» с помощью наблюдения, дети экспериментальной группы показали следующий уровень деятельности на музыкальных занятиях:
Деятельность ребёнка на музыкальных занятиях. Октябрь 2010 г.
Маша |
Настя |
Ксюша | ||
№ |
Задание |
Есть/Нет |
Есть/Нет |
Есть/Нет |
1 |
Проявление интереса к музыкальной деятельности |
1 |
1 |
1 |
2 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
1 |
1 |
1 |
3 |
Ритмичность движений на музыку |
0 |
0 |
0 |
4 |
Выполнение движений под музыку |
1 |
0 |
0 |
5 |
Индивидуальная работа ребёнка |
1 |
1 |
1 |
6 |
Групповая работа ребёнка |
1 |
1 |
1 |
7 |
Произношение слов под музыку |
0 |
0 |
0 |
8 |
Совмещение действий со словом |
0 |
0 |
0 |
9 |
Умение играть на музыкальных инструментах |
1 |
1 |
0 |
10 |
Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию |
0 |
1 |
0 |
11 |
Выполнение указаний педагога |
1 |
1 |
1 |
Итог |
7 |
7 |
5 |
Таблица № 10
Из данной таблицы видно, что из максимально возможных 11 баллов Маша и Настя набрали по 7 баллов, а Ксюша только 5 баллов. Все девочки не справились с заданием №3 (Ритмичность движений на музыку), №7 (Произношение слов под музыку), так как ни одна девочка не произносит слова, что было видно из предыдущего исследования, №8 (Совмещение действий со словом) и получили за это 0 баллов. Зато все три девочки проявили интерес к музыкальной деятельности (задание №1), чувствуют ритм движений под музыку (задание №2), работаю как индивидуально, так и в группе (задания №5, №6), а так же выполняют указания педагога (задание №11).
Диаграмма 5 Деятельность детей на музыкальных занятиях
Из данного рисунка видно, что Маша и Настя выполнили задания по деятельности на музыкальных занятиях на 67%, а Ксюша – 45% соответственно. Также можно сделать вывод, что обе девочки справились с заданиями больше, чем на 50%.
На основании данных протоколов обрабатывались результаты по каждому заданию. Для каждого ребёнка была составлена таблица результатов:
Маша октябрь 2010 г.
№ |
Задание |
Есть/Нет |
1 |
Проявление интереса к музыкальной деятельности |
1 |
2 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
1 |
3 |
Ритмичность движений на музыку |
0 |
4 |
Выполнение движений под музыку |
1 |
5 |
Индивидуальная работа ребёнка |
1 |
6 |
Групповая работа ребёнка |
1 |
7 |
Произношение слов под музыку |
0 |
8 |
Совмещение действий со словом |
0 |
9 |
Умение играть на музыкальных инструментах |
1 |
10 |
Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию |
0 |
11 |
Выполнение указаний педагога |
1 |
Итого |
7 |
Таблица №11
Из данной таблицы видно, что с заданиями №1 (Проявление интереса к музыкальной деятельности), №2 (Эмоциональная отзывчивость на музыку), №4 (Выполнение движений под музыку), №5 (Индивидуальная работа ребёнка), №6 (Групповая работа ребёнка), №9 (Умение играть на музыкальных инструментах), №11 (Выполнение указаний педагога) Маша справилась и получила, за каждое выполненное задание по 1 баллу. С заданиями №3 (Ритмичность движений на музыку), №7(Произношение слов под музыку), №8 (Совмещение действий со словом), №10 (Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию) она не справилась и получила за это 0 баллов. Это значит, что у ребёнка плохо развита двигательная сфера, речь, слуховое восприятие и слуховая память. Поэтому следует провести коррекционно-развивающую работу с таким ребёнком в сфере движения, развития речи, а так же в развитии слуховых функций.
Настя октябрь 2010г.
№ |
Задание |
Есть/Нет |
1 |
Проявление интереса к музыкальной деятельности |
1 |
2 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
1 |
3 |
Ритмичность движений на музыку |
0 |
4 |
Выполнение движений под музыку |
0 |
5 |
Индивидуальная работа ребёнка |
1 |
6 |
Групповая работа ребёнка |
1 |
7 |
Произношение слов под музыку |
0 |
8 |
Совмещение действий со словом |
0 |
9 |
Умение играть на музыкальных инструментах |
1 |
10 |
Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию |
1 |
11 |
Выполнение указаний педагога |
1 |
Итого |
7 |
Таблица №12
Из данной таблицы видно, что с заданиями №1 (Проявление интереса к музыкальной деятельности), №2 (Эмоциональная отзывчивость на музыку), №5 (Индивидуальная работа ребёнка), №6 (Групповая работа ребёнка), №9 (Умение играть на музыкальных инструментах), №10 (Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию), №11 (Выполнение указаний педагога) Настя справилась, за что получила за каждое выполненное задание по 1 баллу. С заданиями №3 (Ритмичность движений на музыку), №4 (Выполнение движений под музыку), №7 (Произношение слов под музыку), №8 (Совмещение действий со словом) девочка не справила и не получила за это ни одного балла. Это значит, что у ребёнка плохо развита двигательная сфера и речь. Поэтому необходимо продолжить коррекционно-развивающую работу с этим ребёнком в сфере движения и развития речи.
Ксюша октябрь 2010 г.
№ |
Задание |
Есть/Нет |
1 |
Проявление интереса к музыкальной деятельности |
1 |
2 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
1 |
3 |
Ритмичность движений на музыку |
0 |
4 |
Выполнение движений под музыку |
0 |
5 |
Индивидуальная работа ребёнка |
1 |
6 |
Групповая работа ребёнка |
1 |
7 |
Произношение слов под музыку |
0 |
8 |
Совмещение действий со словом |
0 |
9 |
Умение играть на музыкальных инструментах |
0 |
10 |
Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию |
0 |
11 |
Выполнение указаний педагога |
1 |
Итого |
5 |
Таблица №13
Из данной таблицы видно, что с заданиями №1 (Проявление интереса к музыкальной деятельности), №2 (Эмоциональная отзывчивость на музыку), №5 (Индивидуальная работа ребёнка), №6 (Групповая работа ребёнка), и №11 (Выполнение указаний педагога) Ксюша справилась, за что получила за каждое выполненное задание 1 балл. С заданиями №3 (Ритмичность движений на музыку), №4 (Выполнение движений под музыку), №7 (Произношение слов под музыку), №8 (Совмещение действий со словом), №9 (Умение играть на музыкальных инструментах), №10 (Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию) девочка не справилась и поэтому получила за каждое не выполненное задание 0 баллов. А это значит, что у Ксюши плохо развита двигательная сфера, речь, слуховое восприятие и слуховая память, а так же не умение играть на музыкальных инструментах. Поэтому целесообразно провести коррекционно-развивающую работу в сфере движения, развития речи, развитии слуховых функций, а так же в развитии игры на музыкальных инструментах.