Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:10, творческая работа

Краткое описание

Работа содержит презентацию по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

презентация по зрению.pptx

— 1.33 Мб (Скачать)

КОРРЕКЦИОННАЯ  РАБОТА  С  ДЕТЬМИ  С  НАРУШЕНИЕМ  ЗРЕНИЯ

    • В последние годы в нашей стране создана значительная сеть специализированных детских садов и групп для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.                            
    •  Содержание и организация коррекционной работы  в этих учреждениях, в частности и в нашем д\саду, направлена: во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у дошкольников  вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.  
    •  Обучение и воспитание  детей  с  нарушением   зрения  осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для  детей   с   нарушением зрения)»  под редакцией Л.И. Плаксиной.                                                                                                                                Основные положения  коррекционно-педагогической деятельности  в  работе   с   детьми   с   нарушением   зрения  заключается в следующем:
    • активизация всех видов восприятия  ребенком  окружающего пространства - зрительное, слуховое, тактильное,  пространственное,  обоняние, вкус;
    • обогащение сенсомоторного опыта  детей  и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов  разной фактуры, формы, цвета, размера;
    • организация физкультурной деятельности, динамических развивающих игр, разыгрывание сюжетов, отражающих определенную тематику.
    • Субъектами   коррекционно-образовательного процесса  являются учитель-дефектолог (тифлопедагог), педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели,  медицинские сестры-ортоптистки,  инструктор по  физической  культуре,  музыкальный  руководитель.

Коррекция – в переводе означает «исправление».  

    • Коррекционную   работа   осуществляется  по двум направлениям: коррекционно-педагогическая деятельность, лечебно-восстановительная деятельность.                                                                                        В течение дня осуществляются лечебные процедуры и  коррекционные  занятия.  

 

Коррекционно-педагогическую деятельность осуществляют педагоги учреждения

 Основные задачи коррекционно-педагогической работы   с   детьми   с   нарушением   зрения:

 

1.Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.

2.Укрепление  мышц глаза, развитие глазодвигательных  прослеживающих функций, расширение  поля зрения.

3.Развитие  устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную  точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление  пространственной локализации.

4.Выработка  бинокулярного  зрения .

5.Развитие  стереоскопического  зрения .

 

Коррекционные      занятия  проводятся  тифлопедагогом индивидуально или подгруппами с учетом состояния  зрения, здоровья и познавательных возможностей             ребенка. 

Виды коррекционной   в учреждении:

*развитие зрительного  восприятия;

*развитие социально-бытовой   ориентировки;

*коррекция                  нарушений  речи;

*развитие осязания  и мелкой моторики;

*развитие навыков  ориентировки в пространстве;

Развитие зрительного  восприятия – это узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Социально-бытовая  ориентировка.                                                 Процесс самообслуживания. Старшая  группа.

Развитие социально-бытовой  ориентировки – это усвоение детьми умений, навыков  в труде, самообслуживании,  в личной гигиене, правил поведения в транспорте, в общественных местах, на улице.  В своей работе с детьми, имеющими нарушения зрения, все этапы развития социально-бытовой ориентировки проходят через  дидактическую игру, беседу,  игру-драматизацию.

Сюжетно-ролевая  игра «Больница».                                       Распределение ролей.  Обыгрывание  сюжета

Развитие  осязания и мелкой моторики осуществляется постоянно  как на занятиях, в индивидуальной работе, так и вне учебной деятельности.

Каждое  коррекционное занятие должно состоять как минимум из 2 частей, - пишет Л.И.Плаксина: 1) Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры);                                                                                        2) Ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность  и мелкую моторику.

Развитие  навыков ориентировке в  макро- и  микропространстве. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность, так как нарушены глазодвигательные функции, что в свою очередь, вызывает ошибку в определение места предмета в окружающей обстановке.

Наблюдение  на прогулке.                                                         Подвижные игры в летний период  у  старших дошкольников

Педагоги групп ориентируются  на рекомендации  и задания учителя – логопеда;  контролируют речь  детей  во время  режимных моментов…

 

Расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь.   

Нарушений  речевого развития взаимосвязано  с   нарушениями   психофизического и психического   состояния, поэтому коррекционная   работа   педагога-психолога направлена  на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу,  на смягчение адаптационного периода.

 Второе направление – лечебно-восстановительную деятельность осуществляет медицинский блок. Это врач-офтальмолог, сёстры-ортоптистки, врач-педиатор, старшая медсестра.

 

Врач-офтальмолог регулярно проводит осмотр детей, назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка индивидуально. Дети получают лечение в специально организованном  ортоптическом  кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры:

 

на синаптофоре - аппарат предназначен для диагностики и лечения косоглазия

на амблиотренере - аппарат предназначен для упражнений при амблиопии,  сочетающих зрительные раздражения со звуковыми, кинестетическими и тактильными при центральной монокулярной фиксации, с целью восстановления и закрепления правильной монокулярной локализации. 

 

Аппарат для магнитотерапии и фотостимуляции АМО-АТОС, терапия, посредством бегущего магнитного поля  лечит такие заболеваний глаз: как внутриглазные кровоизлияния (включая свежие), неврит зрительного нерва, глаукома, а также патологии аккомодации и других заболеваний.

 

на мускулотренере МОП-1, который предназначен для тренировки глазных мышц и улучшения глазодвигательных функций.  

А также ряд  других  офтальмологических аппаратов, которые  способствуют восстановлению  бинокулярного   зрения, улучшению глазодвигательных  функций,  тренировке глазных  мышц.                                 

Для  профилактики  простудных заболеваний и для поддержки  иммунитета наших детей проводится  ряд мероприятий: приём кислородных  коктейлей,  иммунизация, витаминизация.

    Спасибо за внимание!


Информация о работе Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения