Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

Таким образом, можно заключить, что дети из экспериментальной группы на момент проведения констатирующего  эксперимента не знают предметного счёта, у них не развита речь, а так же недоразвита двигательная сфера. Но все три девочки идут на контакт с педагогом, что делает коррекционно-развивающую работу более эффективной, так же у всех троих проявлен интерес к музыке и работе на музыкальных занятиях как индивидуально, так и в группе.

Контрольный эксперимент  проводился в мае 2011 года спустя восемь месяцев с момента проведения констатирующего эксперимента в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» с помощью арттерапевтических занятий в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна. Арттерапевтические занятия включали в себя упражнения на:

  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие речи;
  • Зрительно-двигательной координации;
  • Двигательной сферы;
  • Тренировки артикуляционного аппарата;
  • Развитие внимания и памяти;
  • Развитие слуховых функций;
  • Развитие воображения;
  • Развитие тактильных ощущений;
  • Игру на музыкальных инструментах.

Арттерапевтические занятия проводились несколько раза в неделю, и длительность их составляла 30минут.

В результате проведения контрольного эксперимента были получены следующие  результаты:

 

Общее развитие ребёнка. Май 2011 г.

Задание

Max возможные баллы

Набранные баллы (Маша)

Набранные баллы (Настя)

Набранные баллы (Ксюша)

1

Определение расположения предмета на картинке

4

3

3

2

2

Определение цветов (основных)

4

3

3

2

3

Определение форм (геометрических фигур)

4

3

2

2

4

Предметный счёт

3

0

0

0

5

Произношение звуков и  предметов

3

1

1

1

6

Определение самостоятельности  в деятельности

3

3

3

2

7

Удержка внимания

1

1

1

1

8

Работоспособность

1

1

1

1

9

Контактность

1

1

1

1

Итого

24

16

15

12


Таблица №14

Из данной таблицы видно, что все три девочки после  арттерапевтических и других посещаемых  занятий в коррекционно-развивающей  работе в реабилитационном центре для  детей и подростков с ограниченными  возможностями «Бригантина» повысили свои результаты в общем развитии в соответствии с ранее проведённым  исследованием. В контрольном эксперименте Маша набрала 16 баллов из 24 возможных, Настя – 15 баллов и Ксюша  - 10 баллов. Также как и в предыдущем эксперименте ни одна девочка не справилась с  заданием № 4 (Предметный счёт). Это значит, что так никто из детей не научился предметному счёту.

Диаграмма 6 Сравнительный анализ детей общего развития

Из данного рисунка  видно, что Маша выполнила задания  по общему развитию на 73%, что на 8% больше, чем в предыдущий раз. Настя выполнила  задания на 70%, что на 39%, чем в  предыдущий раз, а Ксюша выполнила  те же самые задания на 61%, что  на 34% больше, чем в предыдущий раз. Это означает, что первая девочка  повысила свой результат на 3 балла, вторая на 5 баллов и третья на 6 балла  соответственно. Так же можно сделать  вывод, что все три девочки  справилась больше, чем с половиной  заданий.

А теперь рассмотрим достижения каждого ребёнка в отдельности:

Диаграмма 7 Сравнительная таблица результатов по общему развитию ребенка. Маша

Из данного рисунка  видно, что Маша усовершенствовала  свои результаты в заданиях №1 (Определение расположения предмета на картинке), №2 (Определение цветов (основных)), №3 (Определение форм (геометрических фигур)). Как и в предыдущем эксперименте, девочка не справилась с заданием №4 (Предметный счёт), то есть девочка так и не научилась предметно считать. А с остальными заданиями Маша справилась, так же как и в констатирующем эксперименте.

 

Диаграмма 8 Сравнительная таблица результатов по общему развитию ребенка. Настя

Из данного рисунка  видно, что Настя улучшила своё выполнение заданий №1 (Определение расположения предмета на картинке), №3 (Определение форм (геометрических фигур)), №6 (Определение самостоятельности в деятельности), №7 (Удержка внимания), №8 (Работоспособность), №9 (Контактность). Также она не справилась с заданием №4 (Предметный счёт), как и в прошлый раз, то есть так и не научилась предметному счёту. Выполнение других заданий осталось без изменений.

 

Диаграмма 9 Сравнительная  таблица результатов по общему развитию ребенка. Ксюша

Из данного рисунка  видно, Что Ксюша улучшила свой результат  в 2 раза. Она лучше выполнила задание  №1 (Определение расположения предмета на картинке), №2 (Определение цветов (основных)), №3 (Определение форм (геометрических фигур)), а так же №6 (Определение самостоятельности в деятельности). С заданием №4 (Предметный счёт) она не справилась, как и в прошлый раз и соответственно как остальные девочки. То есть Ксюша на научилась предметному счёту. Так же она справилась с заданием №7 (Удержка внимания) и №8 (Работоспособность), что в предыдущем эксперименте у неё не удалось. В задании №9 (Контактность) не было изменений.

Также произошли изменения  в деятельности ребёнка на музыкальных  занятиях. Чтобы это увидеть по каждому ребёнку была составлена таблица.

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица  деятельности ребёнка на музыкальных  занятиях. Маша

   

Маша (Октябрь)

Маша (Май)

Задание

Есть/Нет

Есть/Нет

1

Проявление интереса к  музыкальной деятельности

1

1

2

Эмоциональная отзывчивость на музыку

1

1

3

Ритмичность движений на музыку

0

1

4

Выполнение движений под  музыку

1

1

5

Индивидуальная работа ребёнка

1

1

6

Групповая работа ребёнка

1

1

7

Произношение слов под  музыку

0

0

8

Совмещение действий со словом

0

0

9

Умение играть на музыкальных  инструментах

1

1

10

Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию

0

1

11

Выполнение указаний педагога

1

1

Итого

 

7

9


Таблица №15

Из данной таблицы видно, что после констатирующего эксперимента контрольный эксперимент стал выше на 2 балла. После проведённых арттерапевтических занятий в коррекционно-развивающей  работе Маша смогла справиться с заданием №3 (Ритмичность движений на музыку) и №10 (Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию), то есть с помощью занятий и специализированных педагогов девочка развила двигательную сферу и слуховые функции. С заданием №7 (Произношение слов под музыку), №8 (Совмещение действий со словом) Маша не справилась, то есть речь у ребёнка так и не удалось развить.

Сравнительная таблица  деятельности ребёнка на музыкальных  занятиях. Настя

   

Настя (Октябрь)

Настя (Май)

Задание

Есть/Нет

Есть/Нет

1

Проявление интереса к  музыкальной деятельности

1

1

2

Эмоциональная отзывчивость на музыку

1

1

3

Ритмичность движений на музыку

0

1

4

Выполнение движений под  музыку

0

1

5

Индивидуальная работа ребёнка

1

1

6

Групповая работа ребёнка

1

1

7

Произношение слов под  музыку

0

0

8

Совмещение действий со словом

0

0

9

Умение играть на музыкальных  инструментах

1

1

10

Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию

1

1

11

Выполнение указаний педагога

1

1

Итого

 

7

9


Таблица №16

Из данной таблицы видно, что после констатирующего эксперимента контрольный эксперимент стал выше на 2 балла. После проведённых арттерапевтических занятий в коррекционно-развивающей  работе Настя смогла справиться с  заданием №3 (Ритмичность движений на музыку) и №4 (Выполнение движений под музыку), то есть с помощью занятий и специализированных педагогов девочка развила двигательную сферу. С заданием №7 (Произношение слов под музыку), №8 (Совмещение действий со словом) Настя не справилась, то есть речь у ребёнка так и не удалось развить.

 

Сравнительная таблица  деятельности ребёнка на музыкальных  занятиях. Ксюша

   

Ксюша (Октябрь)

Ксюша (Май)

Задание

Есть/Нет

Есть/Нет

1

Проявление интереса к  музыкальной деятельности

1

1

2

Эмоциональная отзывчивость на музыку

1

1

3

Ритмичность движений на музыку

0

0

4

Выполнение движений под  музыку

0

1

5

Индивидуальная работа ребёнка

1

1

6

Групповая работа ребёнка

1

1

7

Произношение слов под  музыку

0

0

8

Совмещение действий со словом

0

0

9

Умение играть на музыкальных  инструментах

0

1

10

Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию

0

0

11

Выполнение указаний педагога

1

1

Итого

 

5

7


Таблица №17

Из данной таблицы видно, что после констатирующего эксперимента контрольный эксперимент стал выше на 2 балла. После проведённых арттерапевтических занятий в коррекционно-развивающей  работе Ксюша смогла справиться с  задание №3 (Ритмичность движений на музыку), №9 (Умение играть на музыкальных инструментах), то есть с помощью занятий и специализированных педагогов девочка развила двигательную сферу и научилась игре на музыкальных инструментах. С заданиями №7 (Произношение слов под музыку), №8 (Совмещение действий со словом) и №10 (Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию) Ксюша не справилась, то есть речь у девочки так и не удалось развить, а также слуховые функции.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна