Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
Таким образом, можно заключить, что дети из экспериментальной группы на момент проведения констатирующего эксперимента не знают предметного счёта, у них не развита речь, а так же недоразвита двигательная сфера. Но все три девочки идут на контакт с педагогом, что делает коррекционно-развивающую работу более эффективной, так же у всех троих проявлен интерес к музыке и работе на музыкальных занятиях как индивидуально, так и в группе.
Контрольный эксперимент проводился в мае 2011 года спустя восемь месяцев с момента проведения констатирующего эксперимента в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» с помощью арттерапевтических занятий в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна. Арттерапевтические занятия включали в себя упражнения на:
Арттерапевтические занятия проводились несколько раза в неделю, и длительность их составляла 30минут.
В результате проведения контрольного эксперимента были получены следующие результаты:
Общее развитие ребёнка. Май 2011 г.
№ |
Задание |
Max возможные баллы |
Набранные баллы (Маша) |
Набранные баллы (Настя) |
Набранные баллы (Ксюша) |
1 |
Определение расположения предмета на картинке |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Определение цветов (основных) |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Определение форм (геометрических фигур) |
4 |
3 |
2 |
2 |
4 |
Предметный счёт |
3 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Произношение звуков и предметов |
3 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Определение самостоятельности в деятельности |
3 |
3 |
3 |
2 |
7 |
Удержка внимания |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Работоспособность |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Контактность |
1 |
1 |
1 |
1 |
Итого |
24 |
16 |
15 |
12 |
Таблица №14
Из данной таблицы видно,
что все три девочки после
арттерапевтических и других посещаемых
занятий в коррекционно-
Диаграмма 6 Сравнительный анализ детей общего развития
Из данного рисунка видно, что Маша выполнила задания по общему развитию на 73%, что на 8% больше, чем в предыдущий раз. Настя выполнила задания на 70%, что на 39%, чем в предыдущий раз, а Ксюша выполнила те же самые задания на 61%, что на 34% больше, чем в предыдущий раз. Это означает, что первая девочка повысила свой результат на 3 балла, вторая на 5 баллов и третья на 6 балла соответственно. Так же можно сделать вывод, что все три девочки справилась больше, чем с половиной заданий.
А теперь рассмотрим достижения каждого ребёнка в отдельности:
Диаграмма 7 Сравнительная таблица результатов по общему развитию ребенка. Маша
Из данного рисунка видно, что Маша усовершенствовала свои результаты в заданиях №1 (Определение расположения предмета на картинке), №2 (Определение цветов (основных)), №3 (Определение форм (геометрических фигур)). Как и в предыдущем эксперименте, девочка не справилась с заданием №4 (Предметный счёт), то есть девочка так и не научилась предметно считать. А с остальными заданиями Маша справилась, так же как и в констатирующем эксперименте.
Диаграмма 8 Сравнительная таблица результатов по общему развитию ребенка. Настя
Из данного рисунка видно, что Настя улучшила своё выполнение заданий №1 (Определение расположения предмета на картинке), №3 (Определение форм (геометрических фигур)), №6 (Определение самостоятельности в деятельности), №7 (Удержка внимания), №8 (Работоспособность), №9 (Контактность). Также она не справилась с заданием №4 (Предметный счёт), как и в прошлый раз, то есть так и не научилась предметному счёту. Выполнение других заданий осталось без изменений.
Диаграмма 9 Сравнительная таблица результатов по общему развитию ребенка. Ксюша
Из данного рисунка видно, Что Ксюша улучшила свой результат в 2 раза. Она лучше выполнила задание №1 (Определение расположения предмета на картинке), №2 (Определение цветов (основных)), №3 (Определение форм (геометрических фигур)), а так же №6 (Определение самостоятельности в деятельности). С заданием №4 (Предметный счёт) она не справилась, как и в прошлый раз и соответственно как остальные девочки. То есть Ксюша на научилась предметному счёту. Так же она справилась с заданием №7 (Удержка внимания) и №8 (Работоспособность), что в предыдущем эксперименте у неё не удалось. В задании №9 (Контактность) не было изменений.
Также произошли изменения в деятельности ребёнка на музыкальных занятиях. Чтобы это увидеть по каждому ребёнку была составлена таблица.
Сравнительная таблица деятельности ребёнка на музыкальных занятиях. Маша
Маша (Октябрь) |
Маша (Май) | ||
№ |
Задание |
Есть/Нет |
Есть/Нет |
1 |
Проявление интереса к музыкальной деятельности |
1 |
1 |
2 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
1 |
1 |
3 |
Ритмичность движений на музыку |
0 |
1 |
4 |
Выполнение движений под музыку |
1 |
1 |
5 |
Индивидуальная работа ребёнка |
1 |
1 |
6 |
Групповая работа ребёнка |
1 |
1 |
7 |
Произношение слов под музыку |
0 |
0 |
8 |
Совмещение действий со словом |
0 |
0 |
9 |
Умение играть на музыкальных инструментах |
1 |
1 |
10 |
Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию |
0 |
1 |
11 |
Выполнение указаний педагога |
1 |
1 |
Итого |
7 |
9 |
Таблица №15
Из данной таблицы видно,
что после констатирующего
Сравнительная таблица деятельности ребёнка на музыкальных занятиях. Настя
Настя (Октябрь) |
Настя (Май) | ||
№ |
Задание |
Есть/Нет |
Есть/Нет |
1 |
Проявление интереса к музыкальной деятельности |
1 |
1 |
2 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
1 |
1 |
3 |
Ритмичность движений на музыку |
0 |
1 |
4 |
Выполнение движений под музыку |
0 |
1 |
5 |
Индивидуальная работа ребёнка |
1 |
1 |
6 |
Групповая работа ребёнка |
1 |
1 |
7 |
Произношение слов под музыку |
0 |
0 |
8 |
Совмещение действий со словом |
0 |
0 |
9 |
Умение играть на музыкальных инструментах |
1 |
1 |
10 |
Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию |
1 |
1 |
11 |
Выполнение указаний педагога |
1 |
1 |
Итого |
7 |
9 |
Таблица №16
Из данной таблицы видно,
что после констатирующего
Сравнительная таблица деятельности ребёнка на музыкальных занятиях. Ксюша
Ксюша (Октябрь) |
Ксюша (Май) | ||
№ |
Задание |
Есть/Нет |
Есть/Нет |
1 |
Проявление интереса к музыкальной деятельности |
1 |
1 |
2 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
1 |
1 |
3 |
Ритмичность движений на музыку |
0 |
0 |
4 |
Выполнение движений под музыку |
0 |
1 |
5 |
Индивидуальная работа ребёнка |
1 |
1 |
6 |
Групповая работа ребёнка |
1 |
1 |
7 |
Произношение слов под музыку |
0 |
0 |
8 |
Совмещение действий со словом |
0 |
0 |
9 |
Умение играть на музыкальных инструментах |
0 |
1 |
10 |
Узнавание музыкальных инструментов по их звучанию |
0 |
0 |
11 |
Выполнение указаний педагога |
1 |
1 |
Итого |
5 |
7 |
Таблица №17
Из данной таблицы видно,
что после констатирующего