Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
Структура и содержание музыкальных (индивидуальных) занятий в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна
В коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна на музыкальном (индивидуальном) занятии присутствует только один специализированный педагог и ребёнок. Содержание занятия повторяется, как и в групповых музыкальных занятиях. Выполняются обязательные разделы, а остальные части чередуются в зависимости от возраста ребёнка и его «опыта» участия в таких занятиях.
Структура музыкального (индивидуального) занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна
Исследование проводилось в Государственном бюджетном учреждении Московской области «Дубненском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина»» с октября 2010 г. по май 2011 г. и включало в себя констатирующий и контрольный эксперименты. В данном Центре занимаются дети с различными диагнозами, отклонениями здоровья, патологиями и т. д. Все дети занимаются в группе независимо от их возраста, а так же с ними проводятся индивидуальные занятия.
В экспериментальную группу исследования вошли три ребёнка в возрасте от трёх до четырёх лет, все дети одного пола и имеют генетическое нарушение в развитие как синдром Дауна.
Диагностический процесс включал наблюдение за детьми в ходе индивидуальных занятий с педагогом и групповых занятий. Для чего были разработаны карты наблюдения за ребёнком (Приложение №9, Приложение №10).
Наблюдение проводилось в течение занятий за каждым ребенком из экспериментальной группы. Как уже отмечалось выше, наблюдение проводилось за детьми в ходе индивидуальных занятий с педагогом и групповых занятий.
В ходе наблюдения за работой детей на занятиях изучалось, прежде всего, общее развитие ребёнка, арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна и влияние этих занятий на ребёнка в целом.
Так как арттерапевтические занятия положительно влияют на общее развитие ребёнка с синдромом Дауна в развитии:
Таким образом, в ходе наблюдения за коррекционно-развивающей работой ребёнка с синдромом Дауна на занятиях в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями учитывалось:
А так же:
Изучение общего развития детей проводилось в ходе индивидуального обследования, которое состояло из серии заданий.
Серия заданий. Задания, направленные на изучение общего развития ребёнка
Задание 1 «Определение расположения предмета на картинке»
Цель: выявить знания ребёнка о восприятии пространства, предметном восприятии, а также знания, дифференцирующие собственное тело.
Материал: картинки с изображением нескольких предметов, а также картинки с изображением человеческого тела.
Процедура проведения: перед ребёнком по очереди выкладываются картинки с изображением предметов и человеческого тела. А затем педагогом зачитывается инструкция ребенку: «Укажи, какой предмет расположен ВВЕРХУ?», «Укажи, какой предмет расположен ВНИЗУ?», «Укажи, какой предмет расположен ВПЕРЕДИ?», «Укажи, какой предмет расположен СЗАДИ?», «Укажи, какой предмет расположен СПРАВА?», «Укажи, какой предмет расположен СЛЕВА?», «Укажи, где у человека ГЛАЗА?», «Укажи, где у человека УШИ?», «Укажи, где у человека НОС?», «Укажи, где у человека РОТ?», «Укажи, где у человека РУКИ?», «Укажи, где у человека НОГИ?».
Задание 2 «Определение цветов (основных)»
Цель: выявить знания основных цветов у ребёнка (красный, синий, зелёный, жёлтый).
Материал: четыре прищепки основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый).
Процедура проведения: перед ребенком выкладываются прищепки четырёх основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый). А затем зачитывается инструкция ребёнку: «Дай мне прищепку КРАСНОГО цвета», после выполнения задания прищепка возвращалась на исходную позицию. Зачитывается инструкция: «Дай мне прищепку СИНЕГО цвета», «Дай мне прищепку ЗЕЛЕНОГО цвета»; «Дай мне прищепку ЖЕЛТОГО цвета».
Задание 3 «Определение форм (геометрических фигур)»
Цель: выявить знания форм (геометрических фигур).
Материал: четыре плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).
Процедура проведения: перед ребёнком выкладываются четыре плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). А затем зачитывается инструкция ребёнку: «Дай мне КВАДРАТ», после выполнения задания геометрическая фигура возвращалась на исходную позицию. Зачитывается инструкция: «Дай мне КРУГ», «Дай мне КВАДРАТ», «Дай мне ПРЯМОУГОЛЬНИК».
Задание 4 «Предметный счёт»
Цель: выявит знания о предметном счёте от 1 до 3.
Материал: три счётных палочки.
Процедура проведения: перед ребёнком выкладываются одна, две или три счётных палочки. А затем зачитывается инструкция: «Посчитай сколько палочек на столе». После количество счётных палочек меняется.
Задание 5 «Произношение звуков и предметов»
Цель: выявить произносит ли ребёнок подражательные звуки, соотносимые с данным предметом, называет правильно предмет и его составные части.
Материал: картинки с изображением животных и предметов.
Процедура проведения: перед ребёнком выкладываются картинки с изображением животных и предметов, и зачитывается инструкция: «А как мяукает кошка?», «А как лает собачка?», «А как мычит корова?», «А как кричит лошадь?», «А как кричит коза?», «А как кричит овца?», «А как кричит курица?», «А как кричит петух?», «А как хрюкает поросенок?», «Как называется этот предмет?», «Как называется эта часть предмета?».
Задание 6 «Определение самостоятельности в деятельности»
Цель: выявить выполняет ли ребёнок задание самостоятельно, либо по образцу педагога, либо с помощью педагога.
Материал: выше приведённые задания.
Процедура проведения: после зачитывания инструкции посмотреть, как выполняет ребёнок данную работу: самостоятельно, повторяет за педагогом или просит помощи педагога.
Задание 7 «Удержание внимания»
Цель: выявить в ходе проведения занятий удерживает ли ребёнок внимание, при выполнении задания.
Задание 8 «Работоспособность»
Цель: выявить в ходе проведения занятий работоспособность ребёнка, при выполнении задания.
Задание 9 «Контактность»
Цель: выявить в ходе проведения занятий идёт ли ребёнок на контакт с педагогом, понимает ли он инструкции педагога.
Обработка данных
За каждое выполненное
задание и отзывчивость к музыкальной
деятельности ребёнок получает 1 балл,
за невыполненное задание и
В соответствии с полученными данными для каждого ребёнка были составлены карты наблюдения – протоколы. В результате констатирующего исследования проведенного в октябре 2010 года в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» с помощью тестирования, дети экспериментальной группы показали следующий уровень общего развития:
Общее развитие ребёнка. Октябрь 2010 г.
№ |
Задание |
Max возможные баллы |
Набранные баллы (Маша) |
Набранные баллы (Настя) |
Набранные баллы (Ксюша) |
1 |
Определение расположения предмета на картинке |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Определение цветов (основных) |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
Определение форм (геометрических фигур) |
4 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Предметный счёт |
3 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Произношение звуков и предметов |
3 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Определение самостоятельности в деятельности |
3 |
3 |
2 |
1 |
7 |
Удержка внимания |
1 |
1 |
0 |
0 |
8 |
Работоспособность |
1 |
1 |
0 |
0 |
9 |
Контактность |
1 |
1 |
1 |
1 |
Итого |
24 |
13 |
10 |
6 |
Таблица №6
Из данной таблицы видно, что выполнив все 9 заданий максимально возможно было получить 24 балла. Маша справилась только с 8 заданиями, с заданием №4 (Предметный счёт) она не справилась совсем, получив за него 0 баллов. А в итоге она набрала 13 баллов. Настя также справилась с 8 заданиями, не выполнив задание №4 (Предметный счёт) и получив за него 0 баллов. В конечном итоге она набрала 10 баллов. Ксюша смогла выполнить только 6 заданий из 9 возможных. Она не справилась с заданием №4 (Предметный счёт), №7 (Удержка внимания), №8 (Работоспособность) получив за них 0 баллов. В итоге Ксюша набрала 6 баллов из 24 возможных. Из данного исследования можно сделать вывод, что ни одна девочка не справилась с заданием №4 (Предметный счёт), то есть ни одна из них не знает предметного счёта.
Диаграмма 1 Общее развитие детей
Из данного рисунка видно, что Маша выполнила задания по общему развитию на 65%, Настя – 39% и Ксюша – 27% соответственно. Из этого следует, что, только Маша справилась с большей частью заданий.
На основании данных протоколов обрабатывались результаты по каждому заданию. Для каждого ребёнка была составлена таблица результатов:
Маша (октябрь 2010 год)
№ |
Max возможные баллы |
Набранные баллы (Маша) |
Процентиль % |
1 |
4 |
2 |
50% |
2 |
4 |
2 |
50% |
3 |
4 |
2 |
50% |
4 |
3 |
0 |
0% |
5 |
3 |
1 |
33% |
6 |
3 |
3 |
100% |
7 |
1 |
1 |
100% |
8 |
1 |
1 |
100% |
9 |
1 |
1 |
100% |
Итого |
24 |
13 |
65% |