Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

      1. «Time to Begin» by Valentina Dmitriev. Ph.D., 1993.
      2. Stene J., Fischer., Stene E., Mikkelsen M., Petersen E. (1977) Paternal age effect in Down`s syndrome. Annals of Human Genetics 40:299 – 306.
      3. Stene J., Stene J., (1977) Statistical methods for detecting a moderate age effect on incidence of disorder when a maternal one is present/ Annals of Human Genetics Lond 40:343 – 353.
      4. Баенская Е.Р. Ранние этапы эффективного развития в норме и патологии: учеб Пособие. – М.: издательство УРАО, 2001.
      5. Блаво, Рушель. Музыка здоровья. – СПб., 2001.
      6. Бутакова Л.Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и вспомогательной школе. – М., 1994.
      7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
      8. Выготский Л.С. собрание сочинений: В 6-ти томах Москва, 1983, Т.5.
      9. Демор Ж. Ненормальные дети. Воспитание дома и в школе. – Москва, 1909.
      10. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. - №5.
      11. Жиянова П.Л. «Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна». Москва 2006.
      12. Жиянова П.Л., М.Ф. Гимадеева «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Организация, содержание и методика работы адаптационных групп». Методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополнённое. Москва 2008.
      13. Киселева М.В. «Арттерапия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008.
      14. Киселева П.В. Тональности до-мажора // Учительская газета. – 2004. – 2 марта.
      15. Копытин А.И. «Основы арттерапии»; СПб, 1999.
      16. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002.
      17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: издательство МГУ, 1985.
      18. Лобода Л.В.; ред. Поле Е.В. – Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. – 2-е изд. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010.
      19. Лопухина И.С. Ритм, речь, движение. – СПб.: Дельта, 1997.
      20. Медведева Т.П. -  Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. – 2-е изд. – М.: Монолит, 2010.
      21. Под ред. А.И. Копытина. «Хрестоматия. Арттерапия». СПб.: Питер, 2001.
      22. Под ред. Копытин А.И. Арттерапия – новые горизонты – М.:Когито-Центр,2006.
      23. Под редакцией Барашнева Ю.И. «Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет». М. «Триада-Х», 2007.
      24. Ред. выпуска Сидорова В.В, Морозова Е.А., Статья Салли Брукер Арт-терапия - общий язык исцеления. Московский Психотерапевтический Журнал Специальный выпуск Психотерапия искусствами, 2005, №4.
      25. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Организация, содержание и методика работы адаптационных групп. Методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Москва 2008.
      26. Тоцкий В.М. Генетика. – Одесса: Астропринт, 2002.
      27. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // искусство в школе. – 2003. - №5.
      28. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. – М., изд-во «Медицина», 2005.
      29. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. – СПб., 2000.

Внутренние  материалы организации

        1. Научно-методические материалы специализированной коррекционной школы «Возможность».
        2. Материалы Государственного учреждения Московской области Дубненского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина».

 

Диссертации

        1. Алехина А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна: Дис. канд. психол. Наук: СПб., 2000.
        2. Камалова Вероника Тагировна Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна. Дис. канд. психол. Наук: Москва, 2007.

Интернет  источники

        1. Информационный портал Downsyndrome: www.downsyndrome.at.ua.
        2. Сайт Ассоциации Даун Синдром: www.notabene.ru.
        3. Сайт Благотворительного просветительского фонда  содействия абилитации детей с особенностями развития: www.gold-child.ru.
        4. Сайт Благотворительного фонда «Даунсайд Ап»: www.downsideup.org.
        5. Сайт Городской общественной организации инвалидов «Общество «Даун Синдром»: www.downsyndrome.ru.
        6. Статья Надежды Яковлевой (педагог), 2010г., www.materinstvo.ru.
        7. Статья Татьяны Александровой, 2008г, www.chapaevskpubl.narod.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.

 

Государственная медико-социальная экспертиза, признание ребёнка инвалидом, направление учебного учреждения.



Направление комиссии Дубненского  управления социальной защиты населения.


 

Медико-социальный консилиум  Центра.

Составление плана реабилитационных мероприятий на установленный временный  период.



Реализация реабилитационных мероприятий  установленного временного периода.


 

Повторный приём медико-социального  консилиума Центра, с оценкой эффективности  выполненных реабилитационных мероприятий.


НЕТ

Реализован ли полностью реабилитационный потанцевал ребёнка.


        ДА


 

Конец реализации программы  реабилитации ребёнка-инвалида.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Практический  материал для музыкальных занятий (ходьба)

Различные виды ходьбы во время  занятий хорошо сочетать не только с музыкой, но и со стихами.

«Ножки и дорожки»

Большие ноги шли по дороге

(при ходьбе  поднимаем колени и громко  топаем ногами),

А маленькие ножки бежали по дорожке

(передвигаемся  быстро и тихо).

 

«На цыпочках»

(Ходим на носках.)

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

 

«Цапля»

Цапля ногу поднимает (стоим на одной ноге),

Ничего не понимает

И весь день среди ракит

(меняем ногу  и стоим на другой ноге)

На одной ноге стоит.

Детям с синдромом Дауна  бывает трудно стоять на одной ноге, поэтому целесообразно в первое время предложить им выполнять это  упражнение, стоя в кругу и держась  за руки.

 

«Хороши малыши»

Наши детки на полу

Ножками затопали,

Посмотрите, хороши

Наши детки-малыши.

(В такт стишку  громко топаем ногами.)

 

«Лесенка»

Мы по лесенке шагали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать.

Эту рифмовку удобно и полезно  использовать при ходьбе по ступенькам, а можно просто маршировать, высоко поднимая колени и громко топая.

 

«Мы идём!»

Разложите на полу несколько  препятствий, например, небольшие подушка, кубики, мягкие игрушки. Шагайте с  ребёнком вокруг препятствий или, перешагивая  через них, а может быть, останавливаясь и перепрыгивая. Если ребёнок ещё  не умеет прыгать, поддержите его  за руки, возможно, он сам попробует  перепрыгивать через препятствия.

Мы идём, мы идём,

 Громко песенку поём!

Прыгнем раз, прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда.

 

«Зашагали ножки»

Выложите из скакалок извилистую дорожку, ведите по ней малыша, приговаривая:

Зашагали ножки – 

Топ, топ, топ!

Прямо по дорожке – 

Топ, топ, топ!

Ну-ка, веселее – 

Топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – 

Топ, топ, топ!

Топают сапожки – 

Топ, топ, топ!

Это наши ножки – 

Топ, топ, топ!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Практический  материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие)

Занятия направлены на различение неречевых звуков по громкости: громкий  – тихий; по продолжительности: долгий – короткий; по направлению звука: сбоку – сзади – сверху; по высоте: высокий – низкий; по ритму: быстрый – медленный.

Игры, побуждающие ребёнка  угадывать, что звучит, проводятся по принципу от простого – к сложному в начале ребёнка следует познакомить со звучанием отдельных предметов, убедиться, что ребёнок запомнил, как они звучат, и только потом можно предлагать ему игры, направленные на то, чтобы он, узнав звук, показывал или называл соответствующий предмет.

Обязательно знакомьте ребёнка  с теми игрушками и картинками, которые вы ему предлагаете во время занятий. Очень важно, чтобы ребёнок узнал сами предметы и их изображения, поэтому в начале каждой игры обязательно устраивайте маленькую демонстрацию, задавая ему вопросы типа «Что это?»; «Где бубен?»; «А где барабан?»; «Как бьём в барабан?»; «Покажи, как мишка ходит?» и т.п. помогайте ребёнка дать правильный ответ, но только в том случае, если он затрудняется вам ответить сам. В качестве верного ответа в первое время вполне приемлем жест, а иногда и просто взгляд ребёнка на нужную игрушку. Не забудьте похвалить ребёнка: «Правильно, молодец!». Если ребёнок ошибся, попробуйте ещё раз повторить свой вопрос и помогите ему ответить правильно, чуть выдвинув игрушку вперёд или показывая ему, как ходит мишка, чтобы он мог пока действовать по подражанию.

Произнося рифмовки и стихи, старайтесь, чтобы они звучали  внятно, подчёркнуто эмоционально и  в подходящем темпе.

Разучив с ребёнком игру, необходимо её закрепить, то есть повторять  на нескольких занятиях.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Практический  материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания)

«Машина»

Оборудование: дудка.

Прочтите ребёнку стихотворение, используя жест «машина» и демонстрирую с помощи дудки громкие и тихие  звуки.

У Ванечки машина

Не едет без бензина.

Близко стоит,

Громко дудит. (Громко дудите в дудку)

Налили в бак бензина, поехала машина.

Услышать нелегко,

Машина далеко. (Дудите тихо)

 

«Тихо – громко»

Оборудование: барабан.

Возьмите барабан, поставьте  перед ребёнком. Скажите: «Будем играть на барабане громко: лю-бам, а по коленкам стучать тихо: бом-бом. Повторите вместе с ребёнком, как будете играть на барабане и стучать по коленкам.

Затем медленно произносите  вслух стихотворение и выполняйте действия в соответствии с текстом:

Бам-бам – лю-бам.

Громко бьём мы в барабан.

(Стучите по  барабану ладошками.)

Бом-бом – бом-бом.

По коленкам тихо бьём.

(Тихо ударяйте  по коленкам.)

 

«Что звучало?»

Оборудование: платок из плотного материала; музыкальные игрушки и картинки с их изображением.

Выложите перед ребёнком на столе музыкальные игрушки. Назовите эти игрушки, покажите, как на них  играть. Соотнесите их с картинками. Предложить поиграть ребёнку на них самому. Потом объясните: «Я сейчас прячу игрушки под платок и буду на них играть, а ты должен узнать и показать то, на чём я играю». Пожалуйста, помните, что в эту игру можно играть только тогда, когда ребёнок хорошо запоминает звучание определённых музыкальных инструментов. Начинать такую игру следует с 2-3 инструментов, постепенно увеличивая их число до 4-5.

На следующем этапе  этой игры ребёнок должен узнать звучащий под платком инструмент и найти  соответствующую картинку.

 

«Высокие –  низкие»

Оборудование: платок из плотного материала, большой и маленький колокольчики, заметно отличающиеся высотой звучания, картинки с изображениями большого и маленького колокольчика.

Поочерёдно позвените  большим и маленьким колокольчиком, при этом обращайте внимание ребёнка  на то, что один большой и звучит низко, другой маленький и звучит высоко. «Низко» и «высоко» можно  дополнительно проиллюстрировать  мимикой, жестами и изменением тембра своего голоса. Рассмотрите картинки, убедитесь, что ребёнок понимает, где какой колокольчик изображен. Затем спрячьте колокольчики под  платком и предложите ребёнку  послушать, как звучит колокольчик, высоко или низко, и выбрать соответствующую  картинку.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна