Работа с детьми с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 14:32, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей работы с детьми с ДЦП.

Большой вклад в изучение данного вопроса внесли: Бадалян Л.О., Лебедев В.Н., Кириченко Е.С. , Зейгарник Б.В., Петрова В.Г.

Оглавление

Введение…………………………………………………….3

Характеристика феномена ДЦП………………………..4
Работа с детьми с ДЦП………………………………….7
Заключение………………………………………………..12

Литература………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

1.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………….3

  1. Характеристика феномена ДЦП………………………..4
  2. Работа с детьми с ДЦП………………………………….7

    Заключение………………………………………………..12

    Литература………………………………………………...13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ВВЕДЕНИЕ

      Каждой  семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.

     Но  у некоторых детей сразу после  рождения возникают болезненные  изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка,  а впоследствии и взрослого и на жизнь его родителей. 
Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов позапрошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Причинами этого заболевания могут быть и инфекция, антитела, неправильный резус-фактор, гипоксия новорожденных или родовая травма.

      У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками.

     Выраженные  двигательные расстройства и нарушения  речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с  окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.

     Но  эти дети являются полноценными членами  общества и необходимо обеспечить все  условия для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями.

     Целью данной работы является изучение особенностей работы с детьми с ДЦП.

     Большой вклад в изучение данного вопроса  внесли: Бадалян Л.О., Лебедев В.Н., Кириченко Е.С. , Зейгарник Б.В., Петрова В.Г. 
 
 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ФЕНОМЕНА ДЦП.
 

     Как уже было сказано ранее, в конце девяностых годов позапрошлого столетия австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд выделил группу заболеваний, названных «детский церебральный паралич».  Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.

     Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.

     У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и слух ребенка, - приводят его к глубокой инвалидности. Детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать осложнения в виде контрактур и различных деформаций. По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено. 

     Формы ДЦП.

       Гемиллегическая форма является наиболее частой разновидностью детского церебрального паралича. Она  зависит от преимущественного повреждения  одного полушария мозга. Уже с первых дней жизни ребенка можно отметить, что одна его ручка и ножка не принимают участия в постоянном движении конечностями. Такие дети начинают поздно садиться и особенно поздно и с трудом стоять и ходить. В паретичных конечностях часто отмечаются насильственные движения атетозного характера. Наблюдаются эпилептические припадки общего или джексоновского типа.

       Диплегическая форма церебрального детского паралича, которая носит название болезни  Литтля, выражается в спастических параличах или спастических парезах обеих ног. Ребенок отстает в физическом развитии и если начинает стоять и ходить, то с большой задержкой. B результате повышения мышечного тонуса, резкого напряжения приводящих мышц бедра и контрактуры икроножных мышц походка таких больных весьма своеобразна, что дает возможность иногда ставить диагноз без детального исследования. Больные опираются не на подошву, а на пальцы, колени соприкасаются между собой и при ходьбе трутся друг о друга, походка спастически-паретическая, причем создается впечатление, будто больной стремится все время вперед и вниз. Этому дефекту ног может сопутствовать атетоз в мышцах лица и в дистальных отделах рук. Могут наблюдаться и различные синкинезии, которые, сочетаясь с гиперкинезами, весьма затрудняют выполнение произвольных движений. Интеллектуально эти больные могут быть вполне сохранными.

       Гиперкинетическая форма характеризуется наличием насильственных движений типа атетоза, миойлонии, которые сочетаются со значительным нарушением мышечного тонуса и психики. Нередко отмечаются нарушения речи.  

     Таким образом, двигательные расстройства у  детей с церебральным параличом  отрицательно влияют на весь ход его  психического развития. 

       Психофизическое  развитие детей  с ЦП. 

       Особенностью  психического развития при детских  церебральных параличах является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированность, отставание других.

       Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое. Во время письма выявляются ошибки графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

       В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного  синтеза находится слабость функций  счета. Эти расстройства проявляются  в замедленном усвоении числа  и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета, неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении.

       Расстройства  внимания и памяти проявляются в  повышенной отвлекаемости, неспособности  длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже время в индивидуальных условиях и в обучающем эксперименте дети выявляют достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития, проявляют своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в известной мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать новый материал.

     Проявления  психического инфантилизма, характерные  почти для всех детей, страдающих детским церебральным параличом, выражаются в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности. Но в отличие от классических проявлений «гармонического инфантилизма» у детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности. Свойственные детям с церебральным параличом пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения.

       У детей нередко наблюдается также  задержка формирования отдельных психических  функций. Выраженность двигательного  нарушения у ребенка не соотносится  с выраженностью отклонений в  его умственном развитии.

       Специально  проведенные исследования показали, что ДЦП — заболевание, имеющее непрогредиентный тип течения. 

  1. РАБОТА  С ДЕТЬМИ С ДЦП
 

     Одним из важнейших аспектов работы  с  детьми с ДЦП является создание условий  для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями движений в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество. Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа социально-психологического сопровождения образовательного процесса детей с церебральным параличом. С учетом полученных результатов психолого-педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации. Модель социально-психологического сопровождения детей с церебральным параличом имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, иногда дисгармоничными отношениями с родителями.

       Примерно  половина детей, страдающих ДЦП, умственно  отсталые. Однако нельзя торопиться с  выводами. Дети с последствиями ДЦП  двигаются неуклюже – либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из-за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым.

       Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто  он понимает гораздо больше, чем  может сказать или показать.

       Благодаря интенсивным занятиям в дошкольном возрасте ребенок, достигший школьного  возраста, оказывается вполне нормальным в умственном отношении и практически обучаемым.

       Ребенок с более высокими умственными  способностями обычно успешно приспосабливается  к своему состоянию. Однако умственные способности не всегда играют главную  роль. Некоторые развитые дети гораздо  легче расстраиваются и приходят в уныние из-за неудач. Необходимы дополнительные усилия, чтобы найти новые и интересные способы стимуляции их развития.

       Главными  постулатами жизни больного ребенка  должны быть:

  • уверенность в себе и умение нравиться себе;
  • умение общаться с другими людьми;
  • навыки самообслуживания.

     Во многих странах ДЦП является наиболее распространенной причиной возникновения физических недостатков. В нашей стране это заболевание занимает второе место после полиомиелита. Примерно один ребенок из трехсот новорожденных рождается с ДЦП или заболевает им вскоре после рождения. дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому.

     Хорошо  построенная и тщательно разработанная  программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Все занятия  с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени  выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

     В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Информация о работе Работа с детьми с ДЦП