Работа с детьми с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 14:32, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей работы с детьми с ДЦП.

Большой вклад в изучение данного вопроса внесли: Бадалян Л.О., Лебедев В.Н., Кириченко Е.С. , Зейгарник Б.В., Петрова В.Г.

Оглавление

Введение…………………………………………………….3

Характеристика феномена ДЦП………………………..4
Работа с детьми с ДЦП………………………………….7
Заключение………………………………………………..12

Литература………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

1.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры  занятия.

Эффективными  приемами коррекционного воздействия  на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в  развитии являются:

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

   Развитие  активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному  и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются  воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.

   Важным  приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение  к зрительному образу: пантомимическое  изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический  знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

   Целесообразно в методику надомного обучения ввести элементы развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и Л.В. Занкова, в которой можно применить модификацию звукового аналитико-синтетического метода. Данные методики опираются на сформулированные ранее в процессе обучения у ребенка понятия слов, то есть ребенок должен понять лексический смысл слова.

   Но  в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая  наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.

   Занятия с больным ребенком рекомендовано  проводить в форме урока. Урок – это общение учителя с  учеником. Ребенок устроен так, что  он развивается в процессе этого  общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

  • Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
  • Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
  • Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
  • Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
  • Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
  • Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.
  • Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
  • Воспитание должно быть щадящим к детству – поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

       Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе со специалистами — педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка.

       Вместе  с медицинскими мероприятиями должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

       Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

       Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного  аппарата, как и всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако его нельзя постоянно ограждать от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует многократно подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие достоинства, что он сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия. Необходимо воспитывать в нём полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе.

     Литература. 
 
 

  1. Бадалян, Л.О. Невропатология/Л.О. Бадалян –  М., 1987
  2. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
  3. Лапшин, В.А. Основы дефектологии/ В.А. Лапшин, Пузанов Б.П. – М. 1990
  4. Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.
  5. Информационные ресурсы глобальной сети Internet:

   а) http://www.deti-feniksa.ru/readarticle.php?article_id=10

   б) http://nature.web.ru/db/search.html?words=%E4%F6%EF

            в) http://ru.wikipedia.org/wiki/ДЦП 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Работа с детьми с ДЦП