Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа
Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….………………………………...38
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….……………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.
Воздействие неблагоприятных факторов, а часто нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.
Все выше сказанное определило актуальность исследования. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что теоритическое изучение и освещение данной проблемы приведет к систематической работе социального педагога с «детьми группы риска» и данную категорию детей возможно будет вывести на уровень «социально неопасной личности».
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему данной работы следующим образом: «Работа социального педагога с «детьми группы риска»». Тема выбрана, с целью уточнить и углубить знания по данной тематике.
Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты. Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. За последние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов – в 17,5 раза. Наркотики проникли в школы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке, рок концерте, просто на улице. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из очень обеспеченных. Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Ежегодно растет их число среди беременных и детей (1.4) Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% средства массовой информации. Только у 20% школа, у 10% улиц. И это все последствия как политики государства, так и падения общества, где вовремя не была оказана не помощь, а иногда даже просто поддержка детям, оказавшимся в затруднительном положении. Данная категория детей требует к себе повышенного внимания, и основная цель взаимодействия с ними - это не допустить перехода ребенка в категорию трудного, девиантного со всеми вытекающими отсюда последствиями, вовремя увидеть и предупредить, оградить от наступающей беды.
Поэтому цель работы – рассмотрение теоретических вопросов взаимодействия социального педагога с детьми группы риска, изучение алгоритма работы с такими детьми.
Социальный педагог появился в массовой школе сравнительно недавно, введение этой должности было обусловлено прежде всего складывающейся в начале 90-х годов ситуацией в области воспитания подрастающего поколения. В последствии же сфера деятельности социального педагога стала ограничиваться не только определенной группой детей - трудными. В поле его деятельности находятся все дети образовательного учреждения, в том числе и так называемые дети группы риска.
Объектом данного исследования является анализ условий обеспечения социальной работы педагога с «детьми группы риска».
При этом предметом исследования является особенности организации социальной работы с детьми и подростками «группы риска».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социальная работа с детьми и подростками «группы риска», являясь востребованной на современном этапе общественного развития, будет наиболее эффективной при ее систематической организации, поскольку это ориентирует социальную работу на личность конкретного ребенка, обеспечивая приоритет профилактических мер, а также адресность, доступность и системность социальной помощи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:
- изучить
особенности социальной работы
с детьми и подростками «
Общую методологическую основу исследования составил аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовался комплекс методов, включающий: анализ педагогической, психологической, социологической литературы и научных публикаций по проблеме и, а также научной литературы по социальной работе; анализ документов.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды учёных в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Глава I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»
1.1. Понятие «дети группы
риска», факторы и причины
Анализ научных работ и публикаций (1, 5, 7, 17, 33) по проблеме детей и подростков «группы риска» показал, что в социально-педагогической и психологической литературе отсутствует четкое определение понятия "группы риска", которое отражало бы все особенности данной категории людей, ее специфику, критерии, по которым можно было бы отнести к «группе риска» того или иного человека. В пособиях для школьных психологов и социальных педагогов это понятие определяется как «термин социальной педагогики для обозначения : групп населения (детей, подростков, молодежи, а также семей), находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающих те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющие различные формы асоциального поведения». Совершенно очевидно, что этого недостаточно, чтобы применять его для обозначения такого емкого явления как существование в обществе особых групп (детей, подростков, молодежи и др.), которые мы привыкли называть «группами риска». Таким образом, отталкиваясь от данного определения, мы считаем, что необходимо несколько расширить и дополнить его.
Далее в нашем исследовании под детьми и подростками относящимися к «группе риска» мы будем понимать:
К «группам риска» относятся те, кто находится в данный момент в ситуации очень ограниченного выбора и кто требует социальной (психологической, медицинской, педагогической) помощи" (17).
Несмотря на то, что все перечисленные категории мы отнесли к понятию “группа риска”, есть необходимость рассмотреть общее и особенное данных категорий.
Итак, понятие трудная жизненная ситуация – одно из главных в практике социальной работы, согласно словарю-справочнику по социальной работе, - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно (31).
Анализ сущности явления дезадаптации подростков позволил сделать вывод о том, что дезадаптация - это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности или такое поведение личности, которое дегармонизирует отношение в обществе, нанося ему моральный или материальный ущерб. Это явление, которое охватывает все трудности человека, а применительно к подросткам - все внутренние и внешние трудности данного возраста независимо от источника, природы и степени проявления. Дезадаптация несовершеннолетних - явление многовидное, она может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и может быть вызвана различными причинами. Ее разновидности: трудновоспитуемость, педагогическая и социальная запущенность, безнадзорность, дискомфортность, недисциплинированность, неуспеваемость, девиантность, делинквентность и т.д.
Одним из ведущих признаков, характеризующих подростков "групп риска", является их отклоняющееся поведение. В связи с этим необходимо уточнить, что мы понимаем под термином "отклоняющееся поведение", так как в настоящее время в научно-педагогической литературе нет однозначного подхода к трактовке этого понятия. Практически во всех работах предпринимаются попытки классификации проявлений педагогической запущенности школьников и их типологии. Многие исследователи используют термин "отклоняющееся поведение" как синоним девиантного поведения, включающего в себя все виды отклонений в поведении школьников, но имеются и попытки дифференциации этих понятий. Так, З.А. Раевская под девиантным поведением понимает такое поведение, которое не соответствует школьным и нравственным нормам, но отличается от криминального тем, что не предполагает нарушение норм права, а от аномального - тем, что оно свойственно психически здоровым школьникам (38). Но в Законе "Об образовании" РФ под девиантным поведением понимается поведение "общественно опасное" (15). Таким образом, правомерно использовать термин "девиантное поведение" как наиболее общее понятие, включающее в себя все виды отклонений, в том числе и деликвентное, т.е. преступное поведение, тем более что такое понимание термина отвечает и международной практике его использования.
Что же касается понятия "отклоняющееся поведение", то мы разделяем точку зрения В.Ф.Шевчука, который под отклоняющимся поведением понимает "…совокупность действий и поступков, не соответствующих формализованным и не формализованным нормам, граничащих с психологической деградацией личности и вызывающих негативные психологически эффекты в социальном окружении" (23). Такое определение отклоняющегося поведения наиболее полно отвечает требованиям педагогики поведения учащихся, так как еще не включает в себя юридический и медицинский аспекты, но в то же время охватывает сферу социальной психологической адаптации с привычными поступками учащихся конкретного возраста и социального окружения.
Таким образом, дети и подростки «группы риска» – это, прежде всего, дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их полноценную социализацию, испытывающие различные формы дезадаптации, вследствие дегармонизации взаимодействия личности с собой и обществом, а также, проявляющие любые формы отклоняющегося поведения, вызывающего негативные эффекты в социальном окружении. Такие дети, как правило, нуждаются в комплексной квалифицированной социальной помощи и поддержке.
Для создания эффективных условий предупреждения отклоняющегося поведения детей и подростков необходимо выявить и проанализировать его причины. Проблема причин отклоняющегося и деликвентного (преступного) поведения подростков достаточно широко разрабатывалась и разрабатывается в работах зарубежных и отечественных исследователей. Считаем, что вполне правомерно рассматривать эти причины в совокупности, так как отклоняющееся поведение при отсутствии или недостаточности мер превентивного характера почти неизбежно трансформируется в деликвентное.
Проблема отклонений в поведении детей и подростков активно разрабатывалась в 20-30-е годы отечественными педагогами, психологами, социологами.
П.И. Люблинский в книге "Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте" (19) выделяет две основные группы факторов, способствующих возникновению правонарушений: индивидуальные, в которых проявляется психофизиологическая сфера личности; факторы окружающей среды.
Мотивы преступного поведения, этиология правонарушений исследовалась П.Г. Бельским (9). По мнению ученого, причиной преступного поведения часто является недоразвитие или извращение эмоциональной сферы личности ребенка.
В.И. Куфаев уделял основное внимание изучению социальных факторов детских преступлений. Анализируя причины детской преступности, он высказывал убеждение в том, что наряду с семейно-бытовыми недостатками на личности отражаются и все язвы общественной жизни (23).