Работа с детьми группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Можно выделить четыре основные группы причин, лежащих как бы в  разных плоскостях, но в реальной жизни  часто переплетающихся;

  1. Индивидуально-психологические (искажения мотивационной сферы личности, аномалии психического развития в детском возрасте, несформированность способов социально-приемлемого поведения, педагогическая запущенность).
  2. Индивидуально-соматические (хронические заболевания, органические поражения центральной нервной системы, инвалидность, отставание в физическом развитии и т.д.).
  3. Социальные (нарушения прав ребенка, отсутствие опеки со стороны взрослых, вовлечение в противоправные действия, бедность семьи, ограниченные возможности познания окружающего мира и др.).
  4. Социальные школьные (плохой психологический климат в классе, низкий социальный статус ребенка в классе, низкий уровень преподавания в образовательном учреждении и пр.)

В результате системного анализа генезиса асоциального поведения  детей и подростков «группы риска», наряду с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами, были выявлены также неблагоприятные индивидные и личностные особенности, затрудняющие социальную адаптацию индивида. Их влияние также может и должно быть предупреждено системой мер, что, в свою очередь, требует более углубленного и полного раскрытия понятия психобиологических предпосылок асоциального поведения.

Основной задачей социальной работы с детьми и подростками  «группы риска» является предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей  и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

 

 

1.2. Сущность  и особенности социальной работы  с детьми и подростками «группы риска»

 

 

Как известно, в теории и практике существует три основных подхода к осуществлению социально-педагогической деятельности: психолого-ориентированный, социально-ориентированный и комплексный. Каждый из них включает различные  тенденции и направления. Если психолого-ориентированный подход имеет в виду построение работы в зависимости от психологических особенностей человека, социально-ориентированный (как разновидность - социально-педагогический) связан со своеобразием социума и его организацией для развития личности, то комплексный предполагает сочетание данных подходов в нерасторжимом единстве. В социальной работе с детьми и подростками «группы риска», на наш взгляд, целесообразно использовать комплексный подход. Для его реализации можно выделить следующие факторы, позволяющие осуществлять психолого-ориентированную часть подхода: сущность дезадаптации и, ее виды, подвиды, типы, уровни, возрастные, индивидуальные особенности и психологические механизмы, способствующие (или препятствующие) ее появлению и развитию. Одновременно выявлены факторы, позволяющие осуществлять социально-ориентированную часть подхода: своеобразие среды, микросреды, ее отрицательные особенности и положительный потенциал, специфика построения системы стимулирования в целях преодоления дезадаптации, система подготовки исполнителей теоретической модели. Все эти компоненты должны быть учтены при построении комплексной модели социальной работы с детьми и подростками «группы риска». Результатом данной модели должна стать социальная адаптация - это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации (27).

По оценкам специалистов (8, 29, 16), действующие традиционные учреждения как общей, так и специальной профилактики и коррекции не в силах взять на себя комплексное решение медико-социальной, психолого-педагогической, социально-правовой дезадаптации. Общеобразовательные школы, ПТУ и другие структуры, осуществляющие свою работу методами общевоспитательного воздействия, не справляются с решением этих задач. Отсутствие должного эффекта в деятельности системы общей профилактики приводит к перегрузке органов спецпрофилактики, КДН (комиссий по делам несовершеннолетних) поэтому ведут анализ на низком уровне, не имеют возможности внимательно изучить личность ребенка, состояние его физического и нервно-психического здоровья, условий жизни и воспитания.

Недостатком существующей системы является и ее пенитенциарный характер, при котором основная мера воздействия - применение санкций, запугивание, наказания, а не психотерапевтический подход. Однако, ни сцены публичного разбирательства подростков на КДН, ни налагаемые на родителей штрафы и письма по месту работы не помогают решению проблемы.

Поиски более эффективных путей решения проблемы социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, осуществляемые учеными, практическими работниками, работниками управленческих структур привели к необходимости создания специальных центров социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, социальных детских приютов под эгидой Министерства социальной защиты, его вертикальных структур. Цели, структура, основные направления содержания реабилитационной деятельности этих Центров и приютов определены в Примерных Положениях (24). Однако содержание и методика их деятельности нуждается в научной разработке.

Поскольку эти учреждения переживают период своего рождения и  становления, специальных научных, методических разработок, ориентированных  на развитие их деятельности, нет. Создание таких методик потребует определенного времени. На данном этапе могут быть использованы, адаптированы общие подходы к социальной реабилитации детей и подростков, наработки, которые отражают опыт служб, действовавших ранее в рамках других ведомств (имеются в виду консультативные психологические Центры, Центры социально-педагогической реабилитации, телефоны доверия и т. д.), а также опыт деятельности подобных центров за рубежом.

Реабилитация является центральной категорией для разных наук, но во всех случаях она предполагает устранение проблем социализации личности подростка. Основа ее в восстановления нарушенных связей и отношений со средой обитания (коллективом, семьей, средой неформального общения). Реабилитация заключает в себе двоякий эффект: личностный - социальная реабилитация детей, возвращение их к нормальному процессу социализации и социальный - сокращение численности "групп риска", уменьшение резерва преступности несовершеннолетних.

Задачи социальной реабилитации определяются как создание условий, гарантируемых каждому ребенку, реальное включение в жизнь окружающей его социальной среды.

Гусев Г.А. выделяет следующие  основные направления социальной реабилитации:

  • организация социального контроля;
  • организация социальной поддержки;
  • помощь в преодолении внутри личностного конфликта;
  • психо-профилактика (10, с. 43).

Анализ научных публикаций (26, 27, 21) показывает, что наметилось изменение парадигмы ресоциализации дезадаптированных детей и подростков, формирующаяся охранно-защитная концепция профилактической и коррекционной работы с детьми, предполагает отход от административно-карательного подхода, ориентацию на меры гуманистического характера, которые могут гарантировать какому ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде.

Изменение парадигмы  социальной реабилитации влечет за собой  формирование ее новых принципов, возникновение  принципиально новых подходов к  детям с отклонениями в психическом  и социальном развитии. Прежде всего, ученые единодушно настаивают на том, что сложность личностных изменений, свойственных дезадаптированным детям и подросткам, глубина разрушения их социальных связей, необходимость восстановления, коррекции, компенсации, нарушенных психических и физических функций дезадаптированных подростков обусловливает комплексный характер усилий по социальной реабилитации. Она должна включать комплекс мер медико-психологической, психолого-педагогической, социально-правовой помощи и поддержки детям. Суть же реабилитационного подхода в социальной среде может быть определена как комбинированное и координированное применение медицинских, социальных, педагогических, профессиональных мероприятий, направленных на компенсацию дефекта, социального отклонения. Приоритетное направление реабилитационных мероприятий определяется исходя из психо-физиологических особенностей, состояния здоровья, уровня развития воспитанников различных типов учреждений.

Обращает на себя внимание гуманистический акцент в позициях исследователей (Иващенко Г.И., Плоткина М.А. и др.). Он имеет разное выражение и позволяет представить довольно полную картину гуманизации процесса реабилитации дезадаптированных детей и подростков. В центр реабилитационной деятельности должен быть поставлен ребенок, его интересы. Отсюда определяющими процесса реабилитации детей и подростков становятся следующие принципы (9, с. 76):

- направленность диагностики  на определение сильной стороны  личности ребенка для формирования  индивидуальной программы реабилитации  и отработка специальных компенсационных приемов;

- адаптация воспитательной  среды к реальным возможностям  несовершеннолетних, которые оказались  внутри нее;

- ориентация реабилитационной  работы на восстановление ребенка  в правах прежде всего перед  самим собой, формирование у  него уважения к самому себе, уверенности в своих позитивных возможностях;

- стимулирование собственной  активности подростков в процессе  их реабилитации. "Не решение  за ребенка его жизненных задач,  а помощь в создании ему  условий для того, чтобы он  сам решал свои проблемы, воспитывать не социальных иждивенцев, а социально активных людей, умеющих самостоятельно преодолевать" жизненные трудности";

- сопереживание и сотрудничество  с детьми в процессе их реабилитации: стремление понять ребенка, принять  его таким, каков он есть, пережить вместе с ним ситуацию его дискомфорта; точнее говоря, прожить вместе с ним этот этап его жизни и выйти победителями;

- ориентация реабилитационной  работы на всех участников  взаимодействия: реабилитационную  работу необходимо вести не  только с детьми, помощь ребенку должна обязательно включать работу с его микросоциальным окружением (родители, учителя, другие взрослые, от которых зависит благополучие детей, сверстники). Профилактическая реабилитационная работа, не включающая родителей и педагогов, имеет кратковременный эффект.

Формирование гуманистических  принципов процесса реабилитации является важной предпосылкой перестройки системы  профилактики и коррекции подростковой дезадаптации. Однако для их реализации необходимо создание сети служб и  структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье и детям психологические службы и консультации, телефон доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию.

Эта мысль настойчиво проводится практически всеми учеными, занимавшимися проблемой реабилитации детей и подростков «группы риска».

С учетом вышесказанного становится очевидно, что раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетних неправомерно рассматривать лишь с позиции социального контроля и ограничения. Профилактические меры административно-правового и общественного характера по социальному контролю и ограничению, безусловно, не утрачивают своего значения и уместны в том случае, когда речь идет о нейтрализации прямых десоциализирующих влияний, то есть в случае, когда имеют место отклонения криминального характера как в поведении несовершеннолетних, так и среди их ближайшего окружения (7, с. 45).

Меры по нейтрализации  косвенных десоциализирующих влияний  должны носить прежде всего психолого-педагогический характер и быть направлены на создание воспитывающей среды в условиях школьного, семейного, внешкольного окружения.

Таким образом, профилактику отклоняющегося поведения детей и подростков «группы риска» следует рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации.

Психолого-педагогическая поддержка – это одно из основных направлений социальной работы с детьми и подростками «группы риска».

Трудновоспитуемость, характеризующаяся  социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией  социальных связей и отчуждением  подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Эти функции должны выполнять  социальные педагоги либо социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми и семьями группы риска, подготовка которых началась в нашей  стране. До сих пор частично эти функции вменялись общественным воспитателям, закрепленным за "трудными" подростками комиссиями по делам несовершеннолетних, либо сотрудниками ИДН (инспекции по делам несовершеннолетних). Недостаток деятельности как комиссий, так и инспекций по делам несовершеннолетних заключался в том, что они больше были ориентированы на меры административного воздействия, чем на социальную помощь и поддержку. Кроме того, отсутствовала специальная профессиональная подготовка кадров, занимающихся воспитательно-профилактической работой, что отрицательно сказывалось на ее эффективности (3, с. 134).

Однако, на отдельных  кафедрах педагогики и психологии осуществлялся  опытно-экспериментальный поиск  и отработка содержания социальной работы с детьми и семьями группы риска, в основе которой лежали меры психолого-педагогической помощи и поддержки.

Информация о работе Работа с детьми группы риска