Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа
Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….………………………………...38
Необходимо исходить из того, что перед человеком, которому подросток хочет понравиться, ему надо предстать в лучшем свете. Именно по этой причине он рассказывает о себе только все лучшее.
Фонд его лучших качеств состоит: а) из реально существующих; б) из тех, которые являются еще слабыми, но он хотел бы их усилить; в) из тех, которых нет в реальности, но которые он хотел бы иметь.
Заявляя о наличии двух последних типов качеств, подросток специально создает у взрослого систему ожидания, когда эти качества явятся. Он интуитивно чувствует, что все ожидания со стороны другого человека побуждают его самого к реализации названных качеств.
Следует иметь в виду,что инициатору контакта особенно основательно нужно поддерживать у своего собеседника качества откровенности, смелости и решительности. 0 них нужно всегда говорить и уверять, что собеседник ими обладает в полной мере. Действия этих качеств будут использованы в следующей стадии, когда будут возникать проблемы, связанные с самораскрыванием и признанием ряда своих отрицательных характеристик.
Еще одно правило входит в технологию третьей стадии. При констатации многих положительных черт личности как достаточно четко выраженных, не следует соединять их, создавать из них систему, Рациональнее, чтобы они были разрозненными и несвязанными.
Не следует говорить также о том, что они почти всегда противоречивы. Эти противоречия используются как основание для истолкований, обсуждений и объяснений в четвертой стадии.
Третья стадия раскрывает все положительные качества, которыми обладает подросток, констатирует принятие их взрослым, и располагает индивида к продолжению общения. Он ценит возникшие отношения и желает их поддержать. Именно из-за этого он начинает тревожиться относительно возможного раскрытия его отрицательных качеств, которые могут повредить успешно складывающимся отношениям.
VI стадия. Выяснение качеств личности, опасных для взаимодействия.
Признаком появления
новой стадии могут быть некоторые
критические замечания
Примечательными бывают также внезапно возникающие рассказы о друге (о приятеле), который совершил какой-то поступок или даже правонарушение. Сообщаются подробности: и борьба мотивов, и обстоятельства, и мнение окружающих, и бесцельное несправедливое преследование, и т.п.
Под видом рассказов
о друзьях подросток все
Инициатору контакта не следует присоединяться к мнению большинства – тех, кто уже высказался. И нельзя быть категоричным в осуждении поступка. Следует подробно расспросить об обстоятельствах поведения, предшествовавших событиях, о побуждениях.
Необходимо также учесть, что подростки говорят не о себе и не об обстоятельствах и условиях, побудивших к противоправному поведению. Они всегда обвинят других людей во всем, что произошло. Сразу указывать на нелогичность такого утверждения не следует. Сначала надо перевести разговор на возможные последствия неблагоприятного стечения обстоятельств.
При обсуждении вопросов” связанных с влиянием случаев, можно перейти к суждениям о роли самого участника и исполнителя. Стоит задать подростку вопросы: почему не мог его приятель предотвратить развитие событий; по какой причине он попустительствовал. Можно добавить, сказав, что трудно допустить, будто собственной вины его “приятеля” не было. С подобными доводами подросток не может не согласиться. Важно, что он начинает отказываться от жесткой первоначальной версии и картины, которую он мысленно отстаивал всеми способами, оправдывая себя.
Главное достижение таких
обсуждений - подросток убеждается
в том, что человеку, который с
ним ведет разговоры и
Существует один способ испытания взрослого: его умение сохранять тайны. Нередко подросток просит рассказать психолога или педагога об окружающих его лицах или сверстниках. Он заявляет при этом, что интересуется ими в связи с тем, что хочет избежать ошибок и не знает связываться с людьми, у которых есть отрицательные качества или были порицаемые поступки. Он просит рассказать о них тайно и доверительно. На самом деле, это также своеобразное испытание на умение хранить тайну. Здесь часто происходят ошибки взрослого. Желая расположить собеседника, он рассказывает некоторые известные ему подробности об окружающих, или те, которые ему сообщили другие. Однако его партнер делает другой более важный для него вывод: если человек рассказывает о других, то он также может рассказать и о том, что ему будет доверено и раскрыто. Именно в этот период основательно возникает тенденция самораскрывания и потребность с кем-либо поделиться своими проблемами. Примечательно, что резкий отказ сообщить что-либо о ком-либо очень радует подростка. Для него это сигнал надежного человека.
Второй круг разговоров двух партнеров вращается вокруг особенностей поддерживать общение и взаимодействие с людьми. Дезадаптированные подростки отличаются от других именно отсутствием умения вести беседу, понимать собеседника, выслушивать его советы, и не только понимать, но и принимать как реальное и требуемое действие.
Техника приучения к взаимодействию и обучения ему заключается в следующем.
В отличие от третей стадии, где запрещаются сомнения, возражения и споры, именно в четвертой стадии рационально сомневаться, не соглашаться и вести дискуссии. Основание для этого в том материале, который собран в третьей стадии. Как уже говорилось, его составляют разрозненным, не связанным логически, и противоречивым.
Именно эти противоречия и показывают партнеру, специально сталкивают и противопоставляют их друг другу как нелогичные. Любой, сообщивший свое мнение, суждение или доводы, будет стремиться их объяснить и связать, но на самом деле он сам как бы связан своими же действиями, которые оказываются не закончены. Он не может никогда отказаться от их интерпретации и от приведения в порядок всего высказанного. Он начинает пояснять, утверждать, но, в то же время, именно на этом материале он проявляет свое неумение участвовать в беседе и вести дискуссию. Кроме того, он чувствует некоторую неудачу, которую хочет исправить: ранее все казалось логичным, но оказалось, что при первом рассмотрении его же система личности оказывается неупорядоченной и в основном из-за неумения убеждать. Он сам видит, что его нетерпимость, импульсивность и некоторая агрессивность ведут к ухудшению логики изложения. В дальнейшем он начинает отказываться от своих устоявшихся качеств и рассматривать другие способы действия.
Кроме того, именно в процессе взаимодействия проявляются и другие качества, сделавшие его дезадаптированным: обидчивость, напряженное ожидание неприятных для него оценок, негативные стремления сделать все наоборот, и, в конечном итоге, выйти из среды ближайшего окружения, В основном это отдаление от взрослых и стремление избежать их влияния, а в результате - отклоняющееся поведение.
В ситуации развития контактного взаимодействия эти качества контактного взаимодействия могут не проявляться, поскольку партнеры расположены дpyг к другу, но иметь в виду такие позиции и установки дезадаптации подростка следует. Необходимо через взаимодействие, в которое подросток уже активно и эмоционально включен разрушить систему его обычного сопротивления при встрече с людьми.
Особое внимание следует обратить на обидчивость. Она является пусковым механизмом всякого намерения выключиться из сферы, где что-то может обсуждаться, где могут быть поставлены оценки, которые кажутся подростку неправомерными, но которые являются нормальными.
Затем должны быть выявлены другие характеристики, препятствующие обычной коммуникации. В связи с тем, что подросток уже расположен к интересующему его взрослому, все негативные реакции могут проявляться не столь отчетливо и резко, как в ситуациях встречи с другими людьми.
Тем не менее, все особенности сопротивления, средства защиты, способы и стиль возражения и противодействий должны быть изучены и тщательно проанализированы. Все негативные особенности следует представить в системе самого индивида. Соотнести проявления отрицательных качеств с возможными ситуациями, которые их вероятно провоцировали. Относительно ситуаций следует также составить определенный контур той картины, с которой ранее встречался подросток в своей прежней жизни.
В дальнейшем, в следующей (пятой) стадии, все ситуации будут специально рассматриваться на предмет образования против них специальных реакций и защитных механизмов.
При расспросах подростка о его прежней жизни, особенностях его поведения при разных событиях следует обращать внимание на то, как он характеризует людей, к которым обращался за советом, за помощью, за защитой. Важны в его интерпретации те черты личности, которые он отмечает у лиц, которых избегал. Желание наделить определенными чертами другого человека - известное явление. Следует использовать его для того, чтобы по показателям и характеристикам человека, которого подросток предпочитает остальным, выделить тенденции самого подростка, анализирующего другого и стремящегося ориентироваться в структуре его личности. Вероятно, сообщающий откроет те черты, которые для него самого кажутся привлекательными, и к которым он испытывает тяготение. Возможно это те качества, которые отсутствуют у самого подростка, в то же время допустимо, что он видит человека идентичного ему самому. Логична и другая версия: в другом (привлекательном) он видит свое отражение или усматривает в другом потенциального соучастника.
Столь же пристально следует
проверить и особенности
Не исключены также и случаи, когда избегаемый человек обладал реально опасными чертами, агрессивностью садиста, способами воздействия и, что более всего порицается подростками, способностью делать подлости, доносить и иметь устойчивую тенденцию к тому, чтобы постоянно мстить за возражения, за сопротивление и за правильные, по мнению подростка, высказывания.
Помимо анализа личностных особенностей человека предпочитаемого и человека избегаемого, инициатору контакта следует поинтересоваться, кого считает его собеседник человеком обычным, стандартным, с самыми распространенными чертами личности.
Сведения о среднем человеке необходимы для того, чтобы судить по какую сторону от среднего ставит себя конкретный индивид. Из его рассуждений может последовать заключение о том, что он считает себя гораздо выше среднего человека. Это означает, что он, в основном, склонен игнорировать мнения большинства людей. Он может отгородиться от них барьером специально для того, чтобы не считаться с их образцами, нормами и моралью. А их судом - судом большинства, - по его мнению, можно пренебречь. Это случай, когда подросток в связи с завышенным уровнем притязаний ставит себя над толпой. Эти и есть причина того, что он не соприкасается с ними и все более и более отдаляется от общественной жизни, уходит в себя и нарушает обычные связи.
Опасными представляются и противоположные суждения: средние люди гораздо выше него. Такое приниженное состояние сознания порождает неуверенность и представление безнадежности и безысходности. Длящиеся состояния такого рода ведут к появлению эгрессии, т.е. качеству противоположному агрессии. Эгрессия, постоянно подкрепляясь поведением одного и того же типа, -постоянной боязнью людей, опасением их действий, униженностью, - также ведет к выходу сначала из среды ближайшего окружения, а затем к исключению себя из любого социума – эскапизму.
Наиболее важной темой является установлены мотивов, кoтoрые заставляли раньше подростка воздерживаться от совершения каких-либо действий. Нужно учесть, что именно эти сдерживающие мотивы не были задействованы и на них когда-то не обращали должного внимания педагоги. В дальнейшем (на пятой стадии) они должны быть в центре внимания. Они должны быть учтены и получить развитие. Таким образом, в четвертой стадии собираются отрицательные характеристики и о человеке, и о его негативном поведении. Подросток заинтересован в том, чтобы из-за особенностей его поведения с ним не были бы резки, категоричны, и не отсылали бы его как безнадежного в другой лагерь - лагерь рецидивистов.
В то же время это и есть работа с отрицательными качествами: их осознание, приведение аргументов относительно осуществления индивидуальных воздействий. Эта стадия является основой для выработки особых мер воздействия. Это меры, которые по существу ждет подросток, и они ему необходимы в том случае, если он желает исправиться и ищет помощи человека, сочувствующего ему. Проблема в этом случае заключается в том, чтобы другой человек корригировал не столько его поведение, сколько систему представлений и пониманий. На данной стадии оба человека после обмена качествами понимают друг друга и не опасаются сообщать друг другу все. Но начинать коррекцию представлений необходимо всегда с взаимопонимания. Инициатор контакта всегда должен подчеркивать, что он сам испытывает потребность в обмене действиями с собеседником.