Работа с детьми группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ  УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ.

 

 

Работнику специализированного  учреждения по реабилитации подростков при встрече с вновь поступившим ребенком во всех случаях приходится устанавливать психологический контакт

Такой контакт в разной мере необходим как работнику  так и подростку. Работнику он нужен, чтобы снять первичное  напряжение в отношениях, недоверие, неопределенность и психологические барьеры, с которыми часто поступают подростки в реабилитационный центр, подростку контакт необходим, чтобы вместе с работником, проводящим реабилитационную работу, восстановить до нормы свои прежние возможности.

Контакт нужен также, чтобы узнать при сближении психологические характеристики подростка, найти к нему индивидуальный подход. Только при помощи индивидуального подхода к подростку можно восстановить его способности к адаптации и включить его в нормальную деятельность общества.

Контакт используется и  для создания постоянной связи с  подростками - коммуникации. Непрерывающаяся  коммуникация позволяет работнику  реабилитационного центра (психологу, педагогу, социологу) постоянно контролировать поведение подростка и корректировать возможные отклонения, а также предотвращать асоциальное поведение и отрицательные поступки.

Контакт дает возможность  подростку раскрыться, получить возможность  самореализации и научиться в  известной степени самому входить  в контакт.

Таким образом, первая задача, стоящая перед инициатором контакта, - использовать специальные способы, средства, приемы для снятия затруднений в общении, сделать общение между инициатором контакта (психологом педагогом социологом) и подростком нормальным (снять напряженность) и перевести его во взаимодействие контактного типа.

Создание предпосылок  для нормального взаимодействия между будущими партнерами предусматривается  специальной техникой установления контакта.

Вторая задача состоит  в том, чтобы использовать возникшее  общение, а затем взаимодействие для того, чтобы как можно больше познать подростка, установить его намерения, мотивы действия и воздержания, выявить цели, как ближайшие, так и отдаленные, раскрыть его позиции и его жизненные установки. Методика контакта открывает возможности познавать человека в ходе беседы с ним, в процессе обмена мнениями, суждениями, идеями, реакциями и предпочтениями. При состоявшемся контакте возможно также получить подробные сведения от самого индивида, когда он захочет раскрыться и рассказать все о себе. Эту задачу можно назвать диагностической.

Третья задача - установить между педагогом и подростком доверительные отношения , при которых  подросток будет не только открыт для взаимодействия со взрослыми, но и будет сам стремиться получать интересующие его указания, что позволит эффективно решать работу по реабилитации.

Для решения этих задач  необходимо освоить специальную  технологию установления контакта, которая  предусматривает выполнение определенных предписаний. Только при следовании инструкции и изложенным в ней рекомендациям возможно достижение полного контакта.

Соблюдение технологии установления контакта обеспечивает:

а) снятие психологических  барьеров, препятствующих сближению  в затрудненном общении;

6) сокращает психическую  дистанцию между людьми и создает возможность взаимодействия и самореализации;

в) результатом взаимодействия как обмена информацией, эмоциями, действиями и качествами является построение взаимоприемлемых и доверительных отношений.

Осуществление технологии установления контакта предполагает точное следование трем принципам.

1. Последовательное прохождение  шести стадий сближения. Соблюдение  порядка следования от первой  стадии к шестой принципиально  важно. Опасно как перескакивание  через стадию, так и форсирование  процесса, В этом случае отдельные образования в стадии не успевают созревать, и возможна вспышка конфликта. Опасно также и замедление перехода от одной стадии к другой. В этом случае возникшие образования “консервируются” и становятся инертными. Может остаться только уровень поверхностных отношений без углубления в более близкие отношения.

2. При контроле за  прохождением стадии, необходимо  ориентироваться только на признаки  и показатели, зафиксированные в  инструкциях. Это признаки возникновения  новой стадии, затем признаки ее созревания, и, наконец, признаки готовности перехода к другой стадии (появление признаков следующей стадии).

Признаки, упомянутые в  инструкции, должны быть единственными  ориентирами в меняющихся ситуациях  процесса сближения. В соответствии с их показаниями должна осуществляться тактика поведения инициатора контакта. На интуицию полагаться нельзя до освоения технологии.

3. Все воздействия  должны быть направлены на  вызов у подростка стремления  к сближению.

Это исключает системы  предписывающих воздействий, где основная аргументация - должное поведение и навязываемое стремление сделать все “для блага подростка”.

Все воздействия инициатора контакта должны быть направлены либо на удовлетворение потребностей подростка  на данном этапе взаимодействия, либо побуждать его к активному включению в процесс обмена мнениями, суждениями и представлениями, либо, наконец, к реализации стремления к высказыванию, самораскрыванию и самореализации.

Все стадии методики названы  по тому типу воздействия и тактического влияния, который должен преимущественно осуществляться на данной стадии.

1 стадия. Накопление согласий.

Как явствует из самого названия стадии, здесь важными представляются и согласия, и их количество. Общее  правило этой стадии: не имеет значения по поводу чего достигнуты согласия. Важно их количество. Значимо также двустороннее накопление согласий: постоянные согласия со стороны инициатора контакта и вызов согласий со стороны подростка.

Прежде всего необходимо избрать такую тему разговора, которая  вызывала бы согласия обеих сторон. Например, в одном из учебников английского языка говорится, что англичане всегда предпочитают начинать все разговоры с суждения о погоде. Высказывается, что погода является всегда “тем обстоятельством”, в отношении которого ни у кого нет разногласий, а начинать с согласия полезно любое дело. Возможно также обратить внимание собеседника на последние удивившие всех события. Согласие будет высказано относительно неожиданного. Не обязательно, чтобы согласие было высказано вслух. Например, если замечается у собеседника постоянные глотательные движения (признак волнения), то ведущий беседу с уверенностью может сказать, что у его партнера такое состояние “как будто в его горле комок а его внутренности как бы “связаны в клубок”. Обычно человек молча соглашается с этим.

Технология предусматривает  и применение разных видов согласий. Уверенность в согласиях в  принципе должна идти по нарастающей. В самом начале рационально соглашаться  с известной долей допустимости и вероятности: «возможно», «скорее  всего вы правы», «можно и так считать» и т., п. В дальнейшем применять более сильные утверждения. «Верно» «логично», «да, так». Затем согласия приобретают характер некоторых удивлений: «Точно замечено!», «Да, верно сказано», «Совершенно верно» и т.п.

Следует сказать, что партнер всегда улавливает искренность согласий. Поэтому соглашаться можно только с реальностью. Но усиливать согласие и даже восхищаться неожиданными замечаниями и допустимо, и рационально.

Техника вызова согласий со стороны партнера. Помимо солидаризации по теме, также возможно и использование приема постановки вопросов, на которые можно дать только позитивный ответ. Например, «Вам неприятно, что Вас неожиданно вызвали на эту беседу?» - «Да» - «Вы хотели бы, чтобы она кончилась быcтрее?» - «Дa», «Вы будете отвечать конечно только правду?» - «Да».

Естественно, задавая  вопросы, особенно первые, необходимо быть уверенным, что перед вами не циничный подросток, который имеет  негативистическую позицию и  стремится всегда к противоречию. В этом случае вопросы ставятся от обратного: «Вaм конечно приятна вся эта атмосфера?» - «Да», «Вы, несомненно, ничего не боитесь?» - «Да» и т.п. Важно, чтобы согласия накапливались непременно, и в равной мере с обеих сторон.

Результатом накопления многочисленных согласий является чувство удовлетворенности началом общения: доводы не вызывают возражения и противодействия. И сам подросток констатирует отчетливо или не отчетливо, что он со всем соглашается. Следовательно, такого рода беседа и именно с этим человеком не представляется опасной. Более того, она вызывает удовлетворение и своеобразное любопытство: что будет дальше.

Барьеры в виде .заготовленных  доводов, возражений и противопоставлений оказываются бесполезными. И они  устраняются - отпадают - в связи  с отсутствием надобности в них. Появляются некоторые признаки растерянности. Подросток не привык к такому обращению. Он не знает что за этим последует. Это показатель к переходу во вторую стадию.

II стадия. Поиск нейтральных интересов и увлечений подростка.

Цель этой стадии возбудить положительное эмоциональное состояние. Наиболее благоприятной областью для вызова множества приятных и радостных представлений и эмоций является сфера какого-либо увлечения, интереса.

Подчеркиваем, что интерес  должен быть нейтральным. Среди многочисленных интересов у подростка бывают на первом месте те, которые связаны со всякого рода отчетами о действиях, неблагоприятном и неодобряемом поведения и о порицаемых поступках и т.п.

Во второй стадии такие  темы должны избегаться. В то же время  любой разговор относительно предпочитаемого времяпрепровождения должен основательно поддерживаться. Более того, сам поиск того, что более всего нравится подростку для него всегда свидетельство особого внимания к нему. Он это ценит и охотно ведет разговор о каком-либо своем увлечении; каким-либо, виде спорта, зоне соревнований каким-либо хобби (коллекции марок, рисовании, сочинении стихов и т.п.). Эта сфера всегда вызывает оживление, полное отключение от других тем обычного общения. В этой своей сфере любой человек чувствует себя хозяином и знатоком. Он владеет информацией и обладает известным опытом. Он охотно ведет разговор по интересующему его вопросу отчасти для того, чтобы показать свою осведомленность, отчасти в связи с тем, чтобы получить в обмен на сообщение какие-то новые сведения. Однако, самым главным для него является сам разговор в сфере выбранного им и ставшего любимым интереса. По выражению одного любителя коллекций: «Я испытываю радость, когда купаюсь в приятных воспоминаниях». Именно это чувство заставляет подростка быть не только включенным в разговор, но и вовлеченным в общение. Инициатор контакта становится не только собеседником, но своеобразным источником положительных эмоций, когда он постоянно углубляется в сферу интересов подростка, расспрашивая его о деталях и подробностях нравящейся тому сферы. Часто применяется прием «проявление интереса к интересу». Он заключается в повышенном внимании к переживаниям по поводу отдельных ситуаций, связанных с успехом в спорте, с азартом приобретения и т.п.

Проявления «интереса к интересу» не должны быть ни в коем случае искусственными, наигранными. Можно, например, просто удивляться: «Зачем это нужно собирать марки...что испытывает человек, приобретая марку?» Подросток все равно будет рассказывать про исключительные достоинства своего увлечения. Результатом разговоров по поводу интереса и поиск его особенностей ведет к возникновению особой общности между двумя людьми и пониманию друг друга. Хотя и в одной только сфере.

По правилам проведения второй стадии не рационально исчерпывать сразу всего, что связано с разбираемым интересом. Рационально прерывать разговор об увлечениях или хобби на самом интересном месте. Это создает своеобразную привязанность к теме, поскольку здесь не все высказано, не все еще изложено и показано. В то же время это создает ожидание продвижения чего-то увлекательного, которое возникает снова при встрече с человеком, заинтересованном в продолжении разговора по значимой для индивида теме.

Показателем перехода к  другой стадии является наивысшее возбуждение при обсуждении деталей переживания собственного отношения к какому-либо увлечению. В этот момент рационально заговорить о некоторых необычных особенностях личности подростка, которые проявляются не так, как у других ладей. Подчеркивать, что у него не столько уникальные особенности, сколько они более четко выражены, более яркие, чем у других. Все это развивается в третьей стадии.

III стадия. Принятие качеств и особенностей поведения предлагаемых для общения.

Когда подросток начинает заявлять: «Я - прямой», «Я обычно решаю все быстро», «Я – честный», «Я - правдивый», это сигналы начала третьей стадии. Они свидетельствуют, что партнер по общению хочет сообщить те принципы поведения, которые для него наиболее важны и приемлемы. Эти принципы поведения в общении, “реакция” предпочтения” мотивы” заявляемые качества,- должны быть приняты инициатором контакта безоговорочно. Более того, инициатор контакта должен высказать свое понимание всего” что сказано подростком и удостоверить свои представления о тех качествах, о которых говорит подросток или пытается изобразить в поведении и деятельности”

Все, что заявляет о  себе собеседник, должно обсуждаться  как важное сообщение. Даже, если известно, что подросток часто лжет, не стоит, напоминать ему об этом, и высказывать  недоумение по какому-либо поводу. Это  необходимо именно в III стадии.

В III стадии особенно основательно запрещаются три типа поведения: нельзя сомневаться в том, что говорит о себе подросток, ни в коем случае нельзя возражать ему, если он что-то сообщает о своей личности, присущих ему чертах, категорически запрещается спорить с ним.

Особенно надо избегать сомнений относительно любых способностей собеседника, о его одаренности и уровне его осведомленности. Эти обстоятельства чаще всего вызывают состояния напряженности и ведут к поспешному ограждению психологическими барьерами от любого собеседника.

Информация о работе Работа с детьми группы риска