Работа с детьми группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Известный психолог и педагог П.П. Блонский выделял такие основные типы "трудных школьников" как  неуспевающие, дезорганизаторы, ленивые, единственные дети в семье, психически недоразвитые дети, фактически вкладывая в основу типологии ведущую причину, обуславливающую их "трудность" (7).

Л.С. Выготский считал, что одним из ведущих факторов трудновоспитуемости являются трудности  подросткового возраста, отмечая, что "переходный возраст представляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению, проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии" (12). Однако, по мнению ученого, сами по себе противоречия подросткового возраста не являются фатальной неизбежностью трудновоспитуемости, которая, с его точки зрения, является следствием предшествующих аномальных условий воспитания и развития подростка.

В современный период большое внимание вопросам социально-педагогического и психологического изучения причин возникновения педагогической запущенности и отклоняющегося поведения школьников уделяется такими учеными, как М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Ю.В. Гербе А.И. Кочетов, И.А. Невский, Д.И. Фельдштейн и др.

Для выявления причин отклоняющегося поведения подростков необходимо осуществить целостный  анализ всей совокупности обуславливающих  их факторов как социального, так  и психологического происхождения.

Понять глубинные истоки причин отклоняющегося поведения невозможно, с нашей точки зрения, без анализа возрастного психического развития индивида.

Развитие человека в  онтогенезе - сложный и многогранный процесс, детерминируемый множеством различных факторов. Детерминация возрастного психического развития выступает как важнейшая закономерность (20). В развитии ребенка она носит вероятностный характер, так как зависит от тех факторов, с которыми ребенок вступает во взаимодействие.

По определению И.П.Прокопьева, фактор развития или воспитания личности - это причина, условие, такое явление, которое своим воздействием оказывает то или иное влияние как на весь процесс развития или воспитания личности, так и на отдельные его стороны (28).

К комплексным, глобальным, постоянно действующим факторам развития личности ребенка И.П.Прокопьев относит наследственность, среду, воспитание и активность самого ребенка. К факторам собственно воспитания - деятельность ребенка, организуемую и направляемую воспитателем, коллектив и его воздействие, и личность воспитателя (28). При этом под воспитанием, с нашей точки зрения, И.П.Прокопьев понимает воспитание в широком смысле, которое в современных условиях в соответствии с Законом "Об образовании" принято обозначать термином "образование", включающее в себя как воспитание в узком смысле, так и обучение.

Возрастное психическое  развитие закономерно зависит и  обусловлено следующей иерархией  факторов:

- природными задатками  как условиями и предпосылками  развития;

- социальной средой  как потенциальным источником развития и сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником;

- противоречием между  образом жизни и возможностями  ребенка, а именно между местом, занимаемым ребенком в мире  человеческих отношений, и стремлением  изменить это место, как движущей силой;

- собственной деятельностью  ребенка по овладению действительностью  как движущей силой;

- собственной активностью  ребенка по преодолению противоречий  как источников саморазвития.

Соотношение этих условий, источников, движущих сил и противоречий создает диалектическую картину детерминации (20).

Движущими силами процесса развития выступают внутренние противоречия. Одни из них действуют на всех этапах развития, у всех детей, другие имеют  возрастной и индивидуальный характер. Одним из основных внутренних противоречий, закономерно проявляющихся на всех этапах становления личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем овладения новыми способами деятельности, необходимыми для их удовлетворения. (32).

В каждом периоде возрастного  развития ребенка особое место занимает ведущая деятельность, характеризующаяся  своими целями, мотивами способами  выполнения (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, др.). А.Н.Леонтьев пишет, что "одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности (18).

Развивая эту мысль, Д.Б. Эльконин определяет виды ведущей  деятельности, соответствующие каждому  возрастному периоду. Так, в младшем  школьном возрасте ведущей является учебная деятельность

В подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками, названная Т.В. Драгуновой и Д.Б. Элькониным "деятельностью общения". Она является своеобразной формой воспроизведения отношений между сверстниками, отношений, которые существуют среди взрослых людей. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на своё будущее, т.е. формируются личные смыслы жизни. В общении формируется самосознание, как "социальное сознание, перенесенное внутрь" (Л.С. Выготский).

В старшем школьном (юношеском) возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, главной характеристикой  которой является направленность на будущее (32).

Итак, ведущая деятельность - это не просто наиболее часто встречающаяся в данном возрасте форма активности. Это деятельность, направленная на удовлетворение актуальных потребностей растущего ребенка, внутри которой дифференцируются новые виды деятельности, формируются новые познавательные и другие психические процессы (18).

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что неудовлетворение ведущих возрастных потребностей ребенка выступает как важнейшая внутренняя причина его отклоняющегося поведения.

В числе факторов, которые  влияют на интенсивность роста корыстных  и корыстно-насильственных проявлений особенно выделяются нестабильность и  разбалансированность экономики, определяемые кризисом потребительского рынка, спадом производства, инфляционными процессами, которые усиливают дифференциацию населения по имущественному признаку. Обострение жилищных, трудовых, бытовых и других проблем в повседневной жизни способствует ожесточению подростков, усилению их раздражительности и озлобленности, неадекватному реагированию на психогенно-травмирующие ситуации.

На рост подростковой преступности влияет и сокращение расходов на социальные программы, сокращение количества рабочих мест на производстве, увеличение безработицы в стране. Закрепленный в Законе "Об образовании" переход от всеобщего среднего обучения к "основному" (в пределах девятилетки) привел к тому, что в 2,3 раза увеличилось число учащихся, выбывших из неполной средней школы по причиним, не связанным с продолжением образования в других учебных заведениях или поступлением на работу (25).

Нерешенность вопросов, касающихся регулирования трудовых отношений  с подростками, оказания им помощи в  трудоустройстве со стороны государственных  органов, приводит к тому, что продолжает расширяться вовлечение несовершеннолетних в торговую и другие виды коммерческой деятельности, нередко связанные с разделом территории на сферы влияния, в том числе и между подростками, многие из которых уже сейчас являются субъектами или объектами рэкета, что ведет к увеличению количества случаев разрешения противоречий между ними с помощью силы.

Серьезную опасность  представляет распространение наркомании. В современных условиях социально-экономической  нестабильности особо возрастает роль семьи, которая становится ведущим институтом социализации детей и подростков. Исторически семье принадлежала функция хранительницы многовекового нравственного опыта человечества, обычаев и традиций, передаваемых из поколения в поколение. В ней закладываются нравственные основы личности. Особенно велико её влияние в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Нами выявлено несколько классификаций  неблагополучных семей, в основу которых положены различные критерии. Так, Л.С.Алексеева в основу классификации  кладет причину отклоняющегося поведения ребенка, выделяя следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи (1).

М. Риттер среди обстоятельств, способствующих появлению "трудных детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. (1).

Г.Г. Бочкарева за основу классификации  берет содержание переживаний ребенка: а) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители неуважительны к своим детям, подавляют их волю; б) семьи, где отсутствуют внутрисемейные эмоциональные контакты, родители безразличны к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений, который в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; в) семьи с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются асоциальные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни (8).

Немаловажным фактopoм в формировании отклоняющегося поведения подростков в современных условиях является неполнота семьи. Так, количество неполных семей, где воспитываются подростки с отклоняющимся поведением, составляет 60%, ещё 8% составляют семьи, где один из родителей (мать или отец) являются неродными и только 32% приходится на полные семьи (8).

Особенно отрицательно сказывается  на поведении ребенка уход одного из родителей из семьи. Ребенок остро  чувствует ненормальность создавшегося положения, у него развивается и  начинает прогрессировать обида, неверие в людей, он утверждается в мысли, что каждый думает и заботится только о себе. В итоге ребенок может впасть в опасное для общества состояние, когда в силу безысходности положения у него происходит обесценивание ценностей.

Наиболее опасными в формировании отклоняющегося и преступного поведения подростка являются семьи аморального, либо асоциального типа, где пьянство, аморальный образ жизни, пьяные скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений. Частые ссоры в семье и физические наказания детей, приводят к формированию вспыльчивости злобы и страха. Страх опять же порождает агрессию. Ребенок, подвергающийся систематическим унижениям, зачастую стремится самоутвердиться путем избиения и унижения более слабых детей. В таких семьях на ребенка оказываются прямые десоциализирующие влияния, которые формируют у него антиобщественные нормы и ценности. Жестокое обращение с детьми в таких семьях, безнадзорность приводят к распространению попрошайничества, уходов из семьи, бродяжничества. Проблема детского бродяжничества и попрошайничества усугубилась с началом процесса приватизации жилья. Органами МВД России выявлены многочисленные факты, когда после продажи или фиктивного обмена жилья родители скрываются, оставляя детей без средств к существованию.

Как мы уже отмечали, семья является ведущим институтом социализации ребенка, где он усваивает основные нормы  и ценности своего ближайшего окружения, но в период учебы число институтов социализации значительно возрастает и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. Очень часто ошибки и недостатки в учебно-воспитательной paбoте в школе усугубляют, а иногда и порождают, отклоняющееся поведение подростков.

В результате для педагогически запущенных, слабо успевающих учащихся учеба перестает быть той референтно значимой деятельностью, в которой они могут удовлетворить свою потребность самоутверждения, посредством которой, включаясь в систему коллективных общественных отношений в классе, они способны утвердить свой статус, свой престиж в среде одноклассников. Следствием этого являются не только отставания в учебе, неуспеваемость, но и всё возрастающий психологический дискомфорт, испытываемый неуспевающими учащимися в школе, что в подростковом возрасте толкает на поиски иной, внешкольной среды одобрения, иной референтной группы, начинающей играть все возрастающую роль в социализации подростка, в усвоении присущей ей системы норм и ценностей.

Следующим фактором, усугубляющим отклоняющееся поведение под ростка, как показывает практика, является неумение или нежелание организовать, создать необходимые условия для осуществления социально значимой внеучебной деятельности учащихся, особенно педагогически запущенных, слабо успевающих, в которой они получили бы возможность реализовать себя, свою потребность самоутверждения на основе разнообразной общественно полезной деятельности и прежде всего в труде.

Ошибки, допущенные в процессе воспитания детей в семье и школе, за исключением  семей аморального и асоциального типов, оказывают чаще всего косвенное десоциализирующее влияние, в результате которого дезадаптированные подростки перестают усваивать общественные моральные ценности, культивируемые основными институтами социализации, и не редко ориентируются на нормы и ценности неформальных групп, которые чаще всего в таких случаях носят криминогенный характер и играют основную роль в формировании подростка с отклоняющимся и преступным поведением.

Таким образом, негативные социальные факторы, выступая в качестве внешних условий, порождают внутренний эмоциональный дискомфорт подростков и приводят к неудовлетворению их ведущих возрастных потребностей, что и выступает в конечном счете важнейшей причиной их отклоняющегося поведения.

Проанализировав научные публикации ученых, так или иначе занимавшихся проблемами детей и подростков «группы риска», можно сделать вывод: причины отклоняющегося поведения делятся на две основные группы – внутренние и внешние причины, которые имеют сложный комплексный характер.

Информация о работе Работа с детьми группы риска