Работа с детьми группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Влияние педагога не ограничивается только сферой учебной деятельности, в поле его зрения находится также  сфера досуга, развитие читательских, зрительских и других полезных интересов подростка. Особых усилий требует формирование системы внутренней регуляции (см. Приложение 3), навыков самоанализа, самовоспитания, а также формирование профессиональных планов и намерений, жизненных перспектив и устремлений, связанных с получением профессии, созданием своей семьи, организацией собственного интересного и здорового образа жизни.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться прежде всего с учетом индивидуально-психологических свойств  подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй, и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации (8).

Одним из важнейших принципов  является опора на положительные  качества подростка. Для воспитателя  недопустимо категорическое осуждение "трудного", высказывание окончательных мрачных прогнозов типа "из такого-то все равно толку не будет" или "он законченный преступник", "он все равно кончит в тюрьме" и т. д. (см. Приложение 2). Умение видеть положительное в поведении "трудного", умение опираться и развивать это хорошее - важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным в  воспитательно-профилактической деятельности является формирование будущих жизненных  устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии (11).

"Деятельность - основа  воспитания" - таков один из  основополагающих принципов отечественной  психолого-педагогической науки,  и он должен в полной степени  реализоваться в процессе социальной реабилитации. Перевоспитывать убеждением, нотациями, нравоучениями без включения в коллективную деятельность, в здоровый коллектив, невозможно.

Отсюда, наряду с оказанием  непосредственного воздействия  на личность несовершеннолетнего, весьма важно нормализовать его отношения в коллективе одноклассников, помочь восстановить его статус среди сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы, повысить их референтную значимость. Влияние коллектива как института социализации в значительной степени определяется его референтной значимостью, которая, в свою очередь, зависит от эмоционального самочувствия и престижной удовлетворенности подростка в среде сверстников. Поэтому важно, чтобы коллективная общественно-полезная деятельность, в которую включен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать свои возможности, способности и, главное, реализовать потребность в самоутверждении.

При всей важности общественно-полезной деятельности в процессе воспитания и перевоспитания, из поля зрения органов профилактики не должны выпадать и проблемы их досуга, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей (см. Приложение 3).

У педагогически запущенных, "трудных" учащихся объем свободного времени более чем в 4 раза превышает  средние показатели хорошо успевающих добросовестных учащихся. Свободное время за учебную неделю первых составляет 49,2 часа, вторых - 13,2 часа (30).

Столь же велика разница в качественном проведении свободного времени и  способах самоутверждения подростков. Если благополучные утверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для "трудных" эти пути либо ограничены, либо отсутствуют вообще. Поэтому большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало, действительно, фактором развития, а не фактором криминализации подрастающего поколения (16).

Важнейшим условием влияния  воспитателя на "трудного", решающего  значения его совета в выборе будущей профессии, увлечений, друзей и т. д. является глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком (см. Приложение 1).

Что же касается непосредственно  корректирующего педагогического  воздействия на личность "трудного", то, как считает А. И. Кочетов, процесс перевоспитания включает решение следующих задач и функций (26).

1. Восстановительная;

2. Компенсирующая;

3. Стимулирующая;

4. Исправительная.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и "лечение" социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления (9).

Таким образом, под социальной работой  с детьми и подростками «группы  риска» мы понимаем специальную деятельность государственных и общественных организаций, частных лиц по минимизации  или полному устранению факторов осложняющих процессы социализации данной категории населения. Эта деятельность предпринимается в тех случаях, когда традиционные формы, институты и агенты социализации не дают адекватного эффекта, не способствуют нормальному протеканию процесса психического развития и личностного становления.

Основными принципами социальной работы с детьми и подростками  «группы риска» становятся следующие:

  • направленность диагностики на определение сильной стороны личности ребенка;
  • адаптация воспитательной среды к реальным возможностям несовершеннолетних, которые оказались внутри нее;
  • ориентация реабилитационной работы на восстановление ребенка в правах прежде всего перед самим собой, формирование у него уважения к самому себе, уверенности в своих позитивных возможностях;
  • стимулирование собственной активности подростков в процессе их реабилитации;
  • сопереживание и сотрудничество с детьми в процессе решения их проблем ;
  • ориентация реабилитационной работы на всех участников взаимодействия.

Стратегию профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков «группы риска» определяют следующие  концептуальные положения:

Воспитательно-профилактическая система должна строиться, исходя из концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической  помощи, оказываемой обществом и  его воспитательно-профилактическими  институтами несовершеннолетним с отклоняющимся поведением, а также несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.

Основной упор в воспитательно-профилактической работе перенести на своевременное  выявление неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических, социально-психологических факторов, обуславливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков, а также выявлении криминальной среды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, и оказание несовершеннолетним соответствующей помощи, поддержки и защиты.

От методов «поточной» профилактики, когда игнорировалась, не изучалась личность несовершеннолетнего  правонарушителя, условия его семейного  воспитания, особенности социальной ситуации, предшествующей правонарушению, перейти к методам сугубо индивидуального подхода, при котором рассматривается не только правопроступок, но и весь комплекс причин, обусловливающих отклонения в поведении подростка, особенности его личности, состояние здоровья с тем, чтобы с учетом его индивидуально-психологических особенностей могли быть применены адекватные воспитательно-профилактические меры.

Учитывая, что профилактикой  и предупреждением правонарушений в районе занимается значительное число  лиц и социальных институтов разно ведомственного подчинения, важнейшим условием их эффективного функционирования является научно обоснованная дифференциация и координация их деятельности, обеспечивающая четкое взаимодействие и комплексный подход.

Критериями дифференциации общих и специальных учреждений должны выступать типологические социально-психологические характеристики неблагоприятных условий семейного воспитания, характер социальной направленности неформальных подростковых групп и взрослого населения.

Все перечисленные принципы и подходы могут быть реализованы  при организации системы социальной работы с детьми и подростками  «группы риска» прежде всего по месту  жительства. По нашему мнению, комплексный  подход, как основополагающий, возможно реализовать наиболее полно, если социальная помощь будет максимально приближена к ее адресату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Интеграция в мировую  демократическую систему предполагает создание не только экономических рычагов  хозяйствования нового толка, но и таких отношений к нуждам и потребностям граждан, которые основываются на гуманизме и милосердии, компетентности и профессионализме. В этой связи и решение проблем социальной работы с детьми и подростками «группы риска» предполагает выбор своевременных предупредительных, а не исправительных мер, и создание для этих целей структур, способных сглаживать и снимать любые осложнения в развитии ребенка, будь то умственное, нравственное или психическое.

Теоретический анализ социологической, социально-педагогической литературы, а также исследований в области социальной работы позволил заключить следующее: дети и подростки «группы риска» – это, прежде всего, дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их полноценную социализацию, испытывающие различные формы дезадаптации, вследствие дегармонизации взаимодействия личности с собой и обществом, а также, проявляющие любые формы отклоняющегося поведения, вызывающего негативные эффекты в социальном окружении.

Данная категория детей  и подростков требует системной социальной помощи и поддержки. Под социальной работой с детьми и подростками «группы риска» мы понимаем специальную деятельность государственных и общественных организаций, частных лиц по минимизации или полному устранению факторов осложняющих процессы социализации.

Особенности социальной работы с детьми и подростками  «группы риска» состоят в следующем:

  • преемственность в деятельности каждого звена системы социальной помощи и защиты несовершеннолетних;
  • учет возрастных, индивидуальных, социальных особенностей, обусловливающих природосообразность применяемых к ним воздействий, с одной стороны, и сензитивность их со стороны адресата этой помощи, с другой;
  • наличие и мобилизация целого ряда специалистов, общественных сил, частных лиц, способных осуществлять реабилитационную и защитную деятельность на высококвалифицированном и профессиональном уровне, отказываясь от позиции обвинения, применения санкций, привлечения судебных инстанций и лишения свободы, во что бы то ни стало.

Изучение социально-психологических особенностей детей и подростков «группы риска», определяющих специфику социальной работы с данной категорией позволяет заключить то, что социальная работа с детьми и подростками «группы риска», является востребованной на современном этапе общественного развития. Наиболее эффективной формой ее организации становится социальная работа по месту жительства, поскольку это ориентирует ее на личность конкретного ребенка, обеспечивая приоритет профилактических мер, а также адресность, доступность и системность социальной помощи.

Основные особенности  социальной работы с детьми и подростками  «группы риска» по месту жительства:

  • социальная работа с детьми и подростками должна строиться, прежде всего, на принципах опережения, т.е. приоритет должен отдаваться профилактическим, предупреждающим формам ее организации;
  • профилактический подход наилучшим образом может быть реализован непосредственно там, где ребенок живет, учится, проводит свободное время, т.е. по месту жительства;
  • существует два основных направления организации социальной работы по месту жительства:
  • первое, ориентированное на организацию подобающим образом повседневной жизни детей и подростков, т.е. создание условий для полноценной их социализации;
  • второе – на организацию специализированных социальных служб, центров и пр., предназначенных для оказания помощи детям, подросткам, семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию;

- необходимы специально  подготовленные специалисты –  социальные участковые работники  и помощники подростков, осуществляющие на условиях повседневной жизни такую заботу, которая, базируясь на возможностях конкретного микрорайона, делает доступной для них отзывчивую, оперативную, специализированную и разнообразную помощь и поддержку.

Все это становится возможным  тогда, когда социальная реабилитация не сводится к разрозненной деятельности отдельных учреждений и ведомств, решающих свои узкие проблемы "своего контингента", а строится комплексно как система, со всем набором приспособленных для этого специализированных центров и служб, которые располагаются непосредственно по месту жительства детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. – М., 1979.
  2. Алексеева Л.С. Обвиняемый - подросток // Коммунист.-1990.- №3.
  3. Алексеева Л.С., Осколкова О. Опыт социальной реабилитации подростков в Голландии, Чехии, Словакии, Венгрии, США и Англии. - М. - 1994 г. - серия Социальная помощь семье и детям, - Выпуск 1.
  4. Бадараева С.Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка
  5. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. – Киев, 1986 – 127 с.
  6. Байбородова Л.В., Смирнова К.Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения.// Ярославский педагогический вестник. - 2004. - № 3 (40)
  7. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних нарушителей. – М.: Прометей – 1993. – 250 с.
  8. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М. - 1994 г.
  9. Бельский П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от нормы в своем поведении. – М., 1924 – 90 с.
  10. Брюс Франц. Социальная работа и социальная педагогика в модернизируемом обществе. // Российский журнал социальной работы. - 1995 г. - № 2.
  11. Вопросы оптимизации воспитательной работы с трудными детьми / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Сб. ст. – Душанбе, 1970. – 201 с.
  12. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., - 1929 – 504 с.
  13. Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.
  14. Гурьянова И.В. Социальное воспитание младших школьников «группы риска» средствами изобразительного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2006.
  15. Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования – 1992. - №11. – С. 2-66.
  16. Игошев К.Е., Шмаров И.А. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М., 1980. – 176 с.
  17. Кумарина Г.Ф. Дети группы риска // Советская педагогика – 1991. - №11.- С. 33-37.
  18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Изд. 2-е. – М.,: Мысль, 1965. – 575 с.
  19. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. – М., 1923.- 33 с.
  20. Маркова А.К. Закономерности Возрастного Развития // Сов. Педагогика. – 1988 - №9 – С. 49-56.
  21. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Причины сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних. – Ростов –на-Дону. – 2000.
  22. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2002.
  23. Педагогика нормативного и отклоняющегося поведения учащихся на этапе развития правового государства: Дис…д.п.н. – Екатеринбург., 1993. - 228 с.
  24. Подросток: проблемы социальной адаптации (документы и материалы). - М. - 1992. . - М. - 1994 г.
  25. Преступность несовершеннолетних в России (1990 – 1994 гг): Статистический сборник . М., 1995.
  26. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. (Под ред. Иващенко Г. И Плоткина М.). - серия Социальная помощь семье и детям. - Выпуск 2.
  27. Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных подростков. - серия Социальная помощь семье и детям. - Выпуск 1.
  28. Прокопьев И.П. Проблема отрицательных влияний в воспитании: Уч. Пособие. – Курск, 1974. – 262 с.38. Раевская З.А. Предупреждение отклонений в нравственном поведении детей и подростков: Дис… к.п.н. – М., - 1984.
  29. Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области. - М. - 1996.
  30. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1997.
  31. Теория и методика социальной работы. - М. - 1994 г.
  32. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. - №4. – С. 6-20.
  33. Юричка Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников (соц-пед. Аспекты): Дис… д.п.н. – М., 1991.

Информация о работе Работа с детьми группы риска