Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа
Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….………………………………...38
Влияние педагога не ограничивается только сферой учебной деятельности, в поле его зрения находится также сфера досуга, развитие читательских, зрительских и других полезных интересов подростка. Особых усилий требует формирование системы внутренней регуляции (см. Приложение 3), навыков самоанализа, самовоспитания, а также формирование профессиональных планов и намерений, жизненных перспектив и устремлений, связанных с получением профессии, созданием своей семьи, организацией собственного интересного и здорового образа жизни.
Процесс перевоспитания,
как и процесс воспитания, должен
строиться прежде всего с учетом
индивидуально-психологических
Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение "трудного", высказывание окончательных мрачных прогнозов типа "из такого-то все равно толку не будет" или "он законченный преступник", "он все равно кончит в тюрьме" и т. д. (см. Приложение 2). Умение видеть положительное в поведении "трудного", умение опираться и развивать это хорошее - важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии (11).
"Деятельность - основа
воспитания" - таков один из
основополагающих принципов
Отсюда, наряду с оказанием непосредственного воздействия на личность несовершеннолетнего, весьма важно нормализовать его отношения в коллективе одноклассников, помочь восстановить его статус среди сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы, повысить их референтную значимость. Влияние коллектива как института социализации в значительной степени определяется его референтной значимостью, которая, в свою очередь, зависит от эмоционального самочувствия и престижной удовлетворенности подростка в среде сверстников. Поэтому важно, чтобы коллективная общественно-полезная деятельность, в которую включен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать свои возможности, способности и, главное, реализовать потребность в самоутверждении.
При всей важности общественно-полезной деятельности в процессе воспитания и перевоспитания, из поля зрения органов профилактики не должны выпадать и проблемы их досуга, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей (см. Приложение 3).
У педагогически запущенных, "трудных" учащихся объем свободного времени более чем в 4 раза превышает средние показатели хорошо успевающих добросовестных учащихся. Свободное время за учебную неделю первых составляет 49,2 часа, вторых - 13,2 часа (30).
Столь же велика разница в качественном проведении свободного времени и способах самоутверждения подростков. Если благополучные утверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для "трудных" эти пути либо ограничены, либо отсутствуют вообще. Поэтому большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало, действительно, фактором развития, а не фактором криминализации подрастающего поколения (16).
Важнейшим условием влияния воспитателя на "трудного", решающего значения его совета в выборе будущей профессии, увлечений, друзей и т. д. является глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком (см. Приложение 1).
Что же касается непосредственно
корректирующего
1. Восстановительная;
2. Компенсирующая;
3. Стимулирующая;
4. Исправительная.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и "лечение" социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления (9).
Таким образом, под социальной работой с детьми и подростками «группы риска» мы понимаем специальную деятельность государственных и общественных организаций, частных лиц по минимизации или полному устранению факторов осложняющих процессы социализации данной категории населения. Эта деятельность предпринимается в тех случаях, когда традиционные формы, институты и агенты социализации не дают адекватного эффекта, не способствуют нормальному протеканию процесса психического развития и личностного становления.
Основными принципами социальной работы с детьми и подростками «группы риска» становятся следующие:
Стратегию профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков «группы риска» определяют следующие концептуальные положения:
Воспитательно-профилактическая
система должна строиться, исходя из
концепции комплексной
Основной упор в воспитательно-
От методов «поточной» профилактики, когда игнорировалась, не изучалась личность несовершеннолетнего правонарушителя, условия его семейного воспитания, особенности социальной ситуации, предшествующей правонарушению, перейти к методам сугубо индивидуального подхода, при котором рассматривается не только правопроступок, но и весь комплекс причин, обусловливающих отклонения в поведении подростка, особенности его личности, состояние здоровья с тем, чтобы с учетом его индивидуально-психологических особенностей могли быть применены адекватные воспитательно-профилактические меры.
Учитывая, что профилактикой
и предупреждением
Критериями дифференциации общих и специальных учреждений должны выступать типологические социально-психологические характеристики неблагоприятных условий семейного воспитания, характер социальной направленности неформальных подростковых групп и взрослого населения.
Все перечисленные принципы
и подходы могут быть реализованы
при организации системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеграция в мировую
демократическую систему
Теоретический анализ социологической, социально-педагогической литературы, а также исследований в области социальной работы позволил заключить следующее: дети и подростки «группы риска» – это, прежде всего, дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их полноценную социализацию, испытывающие различные формы дезадаптации, вследствие дегармонизации взаимодействия личности с собой и обществом, а также, проявляющие любые формы отклоняющегося поведения, вызывающего негативные эффекты в социальном окружении.
Данная категория детей и подростков требует системной социальной помощи и поддержки. Под социальной работой с детьми и подростками «группы риска» мы понимаем специальную деятельность государственных и общественных организаций, частных лиц по минимизации или полному устранению факторов осложняющих процессы социализации.
Особенности социальной работы с детьми и подростками «группы риска» состоят в следующем:
Изучение социально-
Основные особенности социальной работы с детьми и подростками «группы риска» по месту жительства:
- необходимы специально
подготовленные специалисты –
социальные участковые
Все это становится возможным тогда, когда социальная реабилитация не сводится к разрозненной деятельности отдельных учреждений и ведомств, решающих свои узкие проблемы "своего контингента", а строится комплексно как система, со всем набором приспособленных для этого специализированных центров и служб, которые располагаются непосредственно по месту жительства детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ