Работа с детьми группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к работе с детьми и подростками «группы риска»……………………………………………….………7
1.1 Понятие «дети группы риска», факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»…………………………………………………...7
1.2 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска ……...….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….…….………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Это период ожидаемых  и желаемых воздействий. Инициатор  контакта может прямо предупреждать  ради чего он действует и что именно должно быть принято. Если ранее главное было в том, чтобы что-то было только понято, то теперь наступает момент, когда что-то должно быть принято, и человек должен уже поступать так, как он понял что-то и принял.

В этот период инициатору контакта необходимо оповещать, как он будет действовать в дальнейшем. Где будет действовать жестко, где будет только напоминать, где будет одобрять.

В то же время в соответствии с обоюдным воздействием инициатор  контакта обязан просить подростка  указывать ему, где именно он будет  действовать не совсем эффективно.

Инициатор контакта просит также сообщать ему о легкости принятия того или иного предписания  и руководства к действию. Вопрос ставится даже более определенно; что  ожидается от него - инициатора контакта.

В поле взаимодействия одновременно оба человека: подросток с его проблемами и сложностями их решения и инициатор контакта с проблемами относительно действий по отношению к подростку. Они рассматриваются вместе и также совместно обсуждаются.

Практически это одновременный  контроль обоих участников за действиями друг друга при согласованной заинтересованности. В этой же стадии обсуждаются и возможные преграды и научно обоснованные способы защиты. Инициатор контакта рекомендует констатировать определенные особенности поведения и анализировать сдвиги по признакам и показателям. Предлагается также констатировать эмоциональную удовлетворенность.

Поскольку люди достаточно узнали друг друга они могут быть фоном для другого, источником удовлетворения и своеобразной средой, необходимой  для преобразования опасных структур. Само ограничение двух людей способствует тому, что они становятся источником изолированной от других группой, способной интенсивно решать ряд вопросов.

При констатации качеств  вспыльчивости, агрессивности, связанных  с ней импульсивности и обидчивости, инициатору контакта рационально принять это во внимание. Подросток сам об этом свидетельствует и предупреждает. Он часто говорит: “Я могу быть вспыльчивым, резким, могу обижаться не по делу, но нельзя обращать на это внимания. Или надо это учитывать». Инициатор контакта может в связи с этим действовать особенным образом. Техника проста: необходимо предупреждать возможность таких вспышек, можно говорить: «Ты только не возмущайся сейчас, но я должен тебе сказать...”. “Ты не удивляйся, но ты в данном деле не прав...”.“Ты не обижайся, но я должен тебе сказать...”.

Такие предупреждения способны основательно смягчить действия. Это  способы гашения того, что сделано. Это способы воздействия, которые  могут снять напряженность.

VI стадия. Выработка общих норм поведения и взаимодействия. Сущность этой стадии - констатация происшедших изменений и выработка своеобразных полей согласованных действий. Это значит, что два человека по существу разработали предварительно определенные приемы взаимодействий, которые рациональны и целесообразны для каждого из них.

Признаком наступления  стадии является то, что каждый стремится  уточнить некоторые неясности и  внести поправки в уже имеющиеся  конструкции действий. Другой признак - появление некоторой общей цели и установление определенной общей программы действия.

Наблюдается достаточно четкое распределение ролей и  отчетливое представление действий каждого из них в общем направлении. Один контролирует и направляет, другой действует в нужном направлении  и создает нужные изменения. Освобождение от асоциальных влияний и представлений также возможно. Через определение своего места в парном взаимодействии возможен перенос навыков на взаимодействие с другими людьми. Техника взаимодействия воспитывает терпимость к действиям других.

Познание друг друга  в процессе взаимодействия ведет  к тому, что люди становятся значительно  ближе друг к другу. Это создает  не только понимание личностных основ, но и приемлемость их.

Принятие этих установленных  к исполнению новых средств, способов общения и взаимодействия дает основание включить в общение новые тенденции, приемлемые в обществе. Определение взаимоприемлемых и затем доверительных отношений с одним человеком, практически предполагает перенос их на всех других людей и обеспечение согласованных действий с другими.

Само взаимодействие становится полигоном для обучения общению и взаимодействию. В этом основное назначение технологического процесса между инициатором контакта - работником реабилитационного центра и подростком, оказавшимся в реабилитационном центре.

В принципе методику и  технологию следует несколько раз  опробовать и действовать при  этом последовательно, отрепетировать на нейтральных людях, тщательно  проверяя последовательность прохождения  стадий и используя рекомендуемую тактику при применении приемов воздействия.

В этом случае действует  определенное конструктивное состояние, когда все это закрепляется в  некоторою правиле, которое разрабатывается  двумя сторонами. Например, в самых  важных случаях решения принимаются  инициатором контакта, - в остальных ситуациях вопросы решает сам подросток.

После принятия правил инициатор  контакта подчеркивает, что в принципе он снимает постоянный контроль за действиями своего партнера. Оба они  подведут итог после реализации замыслов подростка. В основном это направлено на самостоятельные контролирующие действия в других ситуациях, где подросток сам должен следить за своей импульсивностью, за проявлением агрессий, и такого рода агрессии должны быть сняты заранее созданными правилами.

Стороны вырабатывают свою линию деятельности и свою линию поведения. Главное - выработать конструкцию общего правила, на основе которого могут возникать другие. Всегда, когда подросток вырабатывает свои нормативы, он стремится доказать их действенность. Обещания его преобразуются в должное поведение.

В целом, при правильном следовании всем тести стадиям и  последовательному исполнению их по показателям и признакам, можно  ожидать наступления взаимоприемлемых и доверительных отношений. Таким  образом, будут постепенно сняты преграды в виде барьеров и блокад, сокращена психическая дистанция. Инициатор контакта и подросток сблизятся. Основано это на последовательном раскрытии личности подростка, его проблем, отдельных качеств, а затем мотивов, намерений, и создания новой логики поведения. Возникший канал коммуникации используется для того, чтобы не только понимать, но и предсказывать мотивы действия подростка. При осознании индивидом особенностей своего поведения и возникает возможность его пере конструирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА 

(Тем, кто  непосредственно участвует в  практической воспитательно-профилактической  работе с "трудными" и их  семьями)

 

 

- Любому родителю неприятно  слышать плохое о своих детях.  Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны.

- Откажитесь от намерений  ради красного словца или поучительного  примера предавать огласке различные  негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

- Нельзя относиться  к "трудным" с позиции  силы или страха, это только  оттолкнет подростка от Вас,  создаст непреодолимую стену  отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.).

- Никогда не злоупотребляйте  доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

- Никогда не ставьте  окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.

- Помните, любая деятельность  сопряжена с сопротивлением материала.  Ваш "материал" особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время.

- Проявляйте заботу  о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

 

 

Общим объектом педагогической коррекции детей и подростков с нарушениями поведения является альтруистическая направленность. Она  выступает условием, предпосылкой предубеждения  трудновоспитуемости и результатом  эффективного воспитательного процесса. Процесс воспитания нравственности включает:

- становление идеалов,  целей жизни, ценностных ориентация  при одновременном преодолении  анти идеалов;

- развитие здоровых  интересов и потребностей, на  основе которых устраняются нездоровые и исправляются искаженные;

- формирование критериев  оценки и самооценки положительных  и отрицательных явлений в  окружающем мире и в своем  поведении, воспитание на этой  основе объективной самооценки  и нетерпимого отношения к  своим личностным недостаткам, к отрицательным свойствам других людей.

Главным источником формирования нравственных ценностей выступает  социально ценный жизненный опыт, который в предупреждении трудновоспитуемости  выполняет следующие функции:

- усиливает влияние  коллектива и социальных институтов на перестройку поведения личности;

- активизирует стремление  воспитанника вести нравственный  и трудовой образ жизни в  соответствии с общественными  ценностями и идеалами;

- ограничивает возможности  проявления личностных недостатков;

- ускоряет процесс формирования положительных качеств личности;

- усиливает социальную  мотивацию поведения;

- формирует адекватную  самооценку и повышает требовательность  к себе, т.е. способствует переходу  перевоспитания и воспитания  в самовоспитание.

Социально ценный жизненный опыт выполняет указанные функции в формировании целостной личности. Главное направление в этой работе - включение воспитанника в разнообразные, общественно значимые виды деятельности, которые формируют новые полезные привычки, умения, навыки, вырабатывают здоровые духовные потребности.

Цель воспитания - формирование таких потребностей воспитуемого, которые  наиболее благоприятны для развития общества и реализации личности во всем богатстве ее потенциальных  возможностей (П.В. Симонов, 1987). Следовательно, важнейшая задача педагога состоит в том, чтобы вооружить ребенка теми средствами удовлетворения его естественных, неустранимых, органически присущих ему потребностей, которые были бы полезны как для общества, так и для самого субъекта. Пусть он соперничает с другими, но в труде и спорте, а не в уличной драке, пусть утверждает себя в глазах сверстников благородным поступком, а не хулиганской выходкой, пусть демонстрирует свое взросление зрелостью принимаемых им решений, а не курением и опытом общения с бутылкой. Необходимость социально приемлемой канализации потребностей ребенка, вместо бессмысленной борьбы с самими потребностями афористично сформулировал Януш Корчак: "Ты вспыльчив, - говорю я мальчику.- Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день. Если хотите, в этой одной фразе, я изложил весь педагогический опыт, которым я пользуюсь (Я. Корчак, 1990).

Удовлетворение потребностей в желательном для общества направлении  достигается двумя путями:

1) Непосредственным воздействием на сознание и подсознание ребенка с помощью имитационного воспроизведения поведенческих эталонов, иначе говоря, силой непосредственного примера, базирующегося на потребности в подражании. Если бы ребенок с раннего детства находил вокруг себя примеры поведения только соответствующего нормам, воспитание социально ценной личности перестало бы быть предметом специальных забот. Однако реальная действительность далека от идеала, особенно для воспитанников детских приютов.

2) Вооружением ребенка  социально ценными способами и средствами удовлетворения его потребностей.

Удовлетворение потребностей в просоциальном направлении  облегчается тем обстоятельством, что дополнительная потребность  в вооруженности как таковой  занимает доминирующее положение в  иерархии мотивов детей и подростков. Например, тренируя свои двигательные навыки в "бесцельной" с нашей точки зрения "возне" ребенок непрерывно вооружается ради самой вооруженности, несознательно накапливает навыки и умения, большая часть которых ему понадобится лишь в дальнейшем. К сожалению не всегда потребность "мочь" и ."уметь" используется по назначению в педагогической практике. Тем более важно целеустремленное развитие у детей способности к сопереживанию, состраданию, сочувствию. Важно, чтобы ребенок не просто ощущал некий эмоциональный дискомфорт при виде больного или несправедливо обиженного человека, не просто стремился к устранению этого тягостного для него самого сопереживания, но и приходил на помощь и переживал положительные эмоции, которые приносят успех в действиях, направленных на облегчение участи другого. Формирование нравственности требует особой индивидуализации воспитательных воздействий. Ведь каждый воспитуемый -уникальная, неповторимая личность, а процесс ее формирования напоминает создание единственного в своем роде "произведения" ума и таланта воспитателя. .

Информация о работе Работа с детьми группы риска