Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:25, реферат
Цель: рассмотреть и раскрыть особенности семьи одаренного ребенка и методы работы с ними
Задачи:
1. Рассмотреть социально – психологический портрет одаренного ребенка.
2. Раскрыть проблемы одаренных детей.
3. Рассмотреть особенности влияния семьи на одаренного ребенка.
4. Изучить существующие методы работы с одаренными детьми.
Введение 3
1. Социально – психологический портрет одаренного ребенка 6
1.1 Влияние социальной среды на одаренность 6
1.2 Особенности познавательной деятельности 8
1.3 Психосоциальная чувствительность. 9
1.4 Физические характеристики 10
1.5 Проблемы одаренных детей 11
2. Особенности влияния семьи на одаренного ребенка 13
3.1 Взаимоотношения в семье 18
3.2 Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми 21
3. Методики работы с одаренными детьми 23
4.2 Программы работы с одаренными детьми. 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Особенности работы с одарёнными детьми
Содержание
Введение
1. Социально – психологический портрет одаренного ребенка
1.1 Влияние социальной среды на одаренность
1.2 Особенности познавательной деятельности
1.3 Психосоциальная чувствительность.
1.4 Физические характеристики
1.5 Проблемы одаренных детей
2. Особенности влияния семьи на одаренного ребенка
3.1 Взаимоотношения в семье
3.2 Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми
3. Методики работы с одаренными детьми
4.2 Программы работы с одаренными детьми.
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность: проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Быть одаренным – непростая ноша. И понимание личностных особенностей одаренного ребенка учителями и родителями становится особенно важным в случае так называемой «скрытой одаренности».
Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с семьей такого ребенка.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными[1].
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.
Таким образом, большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со взрослыми в семье.
Степень разработанности.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему детской одаренности. Правда, все они всего лишь небольшая часть психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще
В. Штерн в своих работах признавал роль врожденного характера одаренности, в основе которого лежит предрасположенность.
В свою очередь Э. Мейман понимал одаренность как интеллектуальные способности человека, хотя и не отрицал взаимных влияний интеллекта, с одной стороны, воли и чувств человека, с другой.
Большое значение имеют работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.
Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.
Проблемой развития и обучения одаренных детей в нашей стране занимались ученые: С.Л. Рубинштейн, В.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин.
Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как правило, знание механики любого явления позволяет более точно судить о его проявлениях.
Необходимо отметить исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка. Также Ю.З. Гильбух выделил основные черты общей умственной одаренности.
Таким образом, в литературе освещены многие аспекты одаренности детей, но при этом мало внимания уделено семье такого ребенка.
Объект: семья одаренного ребенка
Предмет: методы работы с одаренными детьми
Цель: рассмотреть и раскрыть особенности семьи одаренного ребенка и методы работы с ними
Задачи:
1. Рассмотреть социально – психологический портрет одаренного ребенка.
2. Раскрыть проблемы одаренных детей.
3. Рассмотреть особенности влияния семьи на одаренного ребенка.
4. Изучить существующие методы работы с одаренными детьми.
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:
структура и эмоциональный климат семьи;
стили детско-родительских отношений;
отношение родителей к детской одаренности.
Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.
Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола[2].
Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение.
Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности.
Р. Хесс и В. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.
Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.
Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…». Родители беседуют с ребенком «а равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.
Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.
Типы отношений:
отрицательное
игнорирующее
положительное
Гиперсоциализация - когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей.
1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.
7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.
Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.
Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.
Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.
Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем обычные дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке, а укоренившиеся в личность интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного профессионального самоопределения и соответственных достижений.
Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности и обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.
Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью. Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития у части детей с резко повышенными, скажем, интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей, общения только со взрослыми и так далее. Нередко у таких детей есть проблемы эмоционального развития, когда в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию[4].