Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

В настоящее время эта модель в той или иной степени включает всех московских детей дошкольного  и младшего школьного возраста.

3. Творчество

В настоящее время в АДС работает Творческий Центр для взрослых с  синдромом Дауна. В центре проводятся занятия по декоративно-прикладному  искусству, уроки фортепиано, флейты, пластического искусства, репетиции  оркестра "Волшебная Флейта". Выступления музыкантов пользуются большим успехом. Работы художников мастерской выставляются на выставках.

4. Спорт.

Приобщение членов АДС к спорту началось в августе 1994 года с поездки в Голландию группы семей с детьми с синдромом Дауна на Специальный чемпионат мира по футболу, в качестве болельщиков.

С 1994 года дети и взрослые с синдромом Дауна занимаются ипотеапией (лечебной верховой ездой) в Экологическом центре "Живая Нить". В 1998 году АДС осуществляет материальную поддержку этих занятий.

С 1996 года взрослые с синдромом Дауна, члены АДС принимают участие в Специальных олимпиадах под руководствем и при поддержке Москвовского Комитета "Специальная Олимпиада".

В начале 1998 года на базе Института Физкультуры АДС инициировала проведение регулярных спортивных занятий для взрослых с синдромом Дауна.  
Весной 1998 года две команды спортсменов с синдромом Дауна членов АДС приняли участие в международных соревнованиях в Норвегии: по плаванью в Нордических Специальных Олимпийских Играх (21-27 апреля) и по легкой атлетике в Играх Vivil (22-29. мая).

Летом 1999 года один из спортсменов, Владимир Саноцкий, в составе сборной России по плаванью участвовал в Специальных Олимписйких Играх в США. Владимир занял 4 место.

Спортсмены - члены АДС становятся победителями специальных московских, российских и международных соревнований по плаванью и легкой атлетике.

5. Социальная и гуманитарная помощь

С лета 1993 года АДС оказывает социальную и гуманитарную помощь семьям Москвы и Московской области, материальную помощь тем, кто оказывается в экстремальной ситуации.

Весной 1994 года первая группа семей АДС бесплатно отдыхала в крымском санатории (путевки были предоставлены Комитетом по делам семьи и молодежи); в дальнейшем АДС регулярно добивается получения бесплатных путевок в различные санатории и дома отдыха, которые предоставляются Фондом Социальной Защиты Населения РФ, Комитетом социальной защиты Правительства Москвы и другими организациями. 
С осени 1997 года социальный работник АДС оказывает социально-бытовую помощь нуждающимся в этой помощи семьям взрослых с синдромом Дауна. 
АДС регулярно организует получение и раздачу гуманитарной помощи семьям-членам АДС, достает бесплатные билеты на концерты, спектакли, новогодние представления.

6. Общие встречи

В 1998 году были проведены две общие встречи семей-членов АДС: 10 января - новогодняя и 28 марта - юбилейная, посвященная пятилетию АДС. На встречах присутствовали не менее 200 семей - членов АДС, представители российских и зарубежных благотворительных организаций-партнеров АДС, представители региональных Ассоциаций Даун Синдром. Выступали музыканты Творческого Центра АДС, профессиональные артисты. Семьям было предложено угощение, в том числе благотворительное от Кока-кола, Данкин Донатс и "Булочной на Мясницкой", раздавались подарки, предоставленные коммерческими и благотворительными организациями. 
В 1999 году проводились 2 общие встречи - новогодняя (10 января) и посвященная перерегистрации АДС (14 июня).10 января 2000 года была проведена традиционная общая новогодняя встреча и концерт артистов АДС [6].

В России существует большое количество центров, которые оказывают помощь и реабилитационные мероприятия  детям с синдромом Дауна, а  так же их семьям (Приложение №11). Такие  центры предоставляют реабилитационную помощь как на дому новорожденным и детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так и непосредственно в здании реабилитационного центра. Совместно с врачами производят диагностику, составляют план коррекционной работы, проводят обучение родителей. После достижения ребенком определенного уровня развития его включают в игровую группу.

 

 

 

 

 

 

    1. Арттерапия  в реабилитационном процессе

Арттерапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арттерапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.

Именно арттерапия участвует в реабилитационном процессе в работе с детьми с синдромом Дауна.

Термин «арттерапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. В наше время арттерапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные «здесь-и-сейчас» переживания, которые ему непросто выразить словами.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арттерапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арттерапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами [21].

 

История возникновения арттерапии

Арттерапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арттерапии является изотерапия. В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арттерапией, входят также музыкотерапия, драма-терапия, терапия танцем и движениями и т. д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение.

Арттерапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая, терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.

Термин арттерапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арттерапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арттерапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Новый рост интереса к терапии  творчеством, в частности, к арттерапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и обще соматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арттерапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арттерапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.

Исключение составляли психодинамические  подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арттерапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрической службы в50 – 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арттерапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арттерапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арттерапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности [22].

В последние два-три десятилетия арттерапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арттерапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арттерапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:

  • психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития разных видов игровой активности;
  • психология измененных состояний сознания, трактующая арттерапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм, один из множества компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия;
  • современные представления общей теории систем, касающиеся психической деятельности, в частности, концепция множественности ответов психики на состояния стресса, болезни и духовного кризиса. Согласно этим представлениям, исцеляющие силы, присущие каждому живому организму и психике, могут действовать в двух направлениях. После нарушения организм и психика могут вернуться в свое прежнее состояние вследствие различных процессов самосохранения. С другой стороны, организм и психику может охватить процесс самотрансформации, включающий стадии кризиса и перехода и приводящий к совершенно иному состоянию равновесия. Творческая активность рассматривается при этом как значимый фактор развития адаптивных реакций данного типа;
  • трансперсональная методология, рассматривающая арттерапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило - и холотропического модуса психической деятельности.

 

Теория  арттерапии

Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к  анализу изобразительного творчества. Дело в том, что спонтанная изобразительная  деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Изобразительное  творчество является частным видом  сублимации, возникающей, когда инстинктивный  импульс заменяется художественно-образным представлением. Согласно Фрейду, изобразительное  творчество имеет много общего с  фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации (невозможности  осуществления инстинктивных потребностей). Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося  не в прямом, а в опосредованном виде.

Каковы же мотивы к творчеству? Депрессивная личность воссоздаёт в  творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная - ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обсессивная защищается в творчестве от навязчивостей.

"Символические игры" являются обязательным элементом  любого изобразительного творчества, поскольку язык изобразительного  искусства глубоко символичен, а  цвет, формы, линия, объём и  другие его изобразительные элементы  обладают глубоким и многозначным  смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. Арттерапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арттерапевту - судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна