Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
В настоящее время эта модель в той или иной степени включает всех московских детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Творчество
В настоящее время в АДС работает Творческий Центр для взрослых с синдромом Дауна. В центре проводятся занятия по декоративно-прикладному искусству, уроки фортепиано, флейты, пластического искусства, репетиции оркестра "Волшебная Флейта". Выступления музыкантов пользуются большим успехом. Работы художников мастерской выставляются на выставках.
4. Спорт.
Приобщение членов АДС к спорту началось в августе 1994 года с поездки в Голландию группы семей с детьми с синдромом Дауна на Специальный чемпионат мира по футболу, в качестве болельщиков.
С 1994 года дети и взрослые с синдромом Дауна занимаются ипотеапией (лечебной верховой ездой) в Экологическом центре "Живая Нить". В 1998 году АДС осуществляет материальную поддержку этих занятий.
С 1996 года взрослые с синдромом Дауна, члены АДС принимают участие в Специальных олимпиадах под руководствем и при поддержке Москвовского Комитета "Специальная Олимпиада".
В начале 1998 года на базе Института Физкультуры
АДС инициировала проведение регулярных
спортивных занятий для взрослых с синдромом
Дауна.
Весной 1998 года две команды спортсменов
с синдромом Дауна членов АДС приняли
участие в международных соревнованиях
в Норвегии: по плаванью в Нордических
Специальных Олимпийских Играх (21-27 апреля)
и по легкой атлетике в Играх Vivil (22-29. мая).
Летом 1999 года один из спортсменов, Владимир Саноцкий, в составе сборной России по плаванью участвовал в Специальных Олимписйких Играх в США. Владимир занял 4 место.
Спортсмены - члены АДС становятся победителями специальных московских, российских и международных соревнований по плаванью и легкой атлетике.
5. Социальная и гуманитарная помощь
С лета 1993 года АДС оказывает социальную и гуманитарную помощь семьям Москвы и Московской области, материальную помощь тем, кто оказывается в экстремальной ситуации.
Весной 1994 года первая группа семей АДС
бесплатно отдыхала в крымском санатории
(путевки были предоставлены Комитетом
по делам семьи и молодежи); в дальнейшем
АДС регулярно добивается получения бесплатных
путевок в различные санатории и дома
отдыха, которые предоставляются Фондом
Социальной Защиты Населения РФ, Комитетом
социальной защиты Правительства Москвы
и другими организациями.
С осени 1997 года социальный работник АДС
оказывает социально-бытовую помощь нуждающимся
в этой помощи семьям взрослых с синдромом
Дауна.
АДС регулярно организует получение и
раздачу гуманитарной помощи семьям-членам
АДС, достает бесплатные билеты на концерты,
спектакли, новогодние представления.
6. Общие встречи
В 1998 году были проведены две общие встречи
семей-членов АДС: 10 января - новогодняя
и 28 марта - юбилейная, посвященная пятилетию
АДС. На встречах присутствовали не менее
200 семей - членов АДС, представители российских
и зарубежных благотворительных организаций-партнеров
АДС, представители региональных Ассоциаций
Даун Синдром. Выступали музыканты Творческого
Центра АДС, профессиональные артисты.
Семьям было предложено угощение, в том
числе благотворительное от Кока-кола,
Данкин Донатс и "Булочной на Мясницкой",
раздавались подарки, предоставленные
коммерческими и благотворительными организациями.
В 1999 году проводились 2 общие встречи
- новогодняя (10 января) и посвященная перерегистрации
АДС (14 июня).10 января 2000 года была проведена
традиционная общая новогодняя встреча
и концерт артистов АДС [6].
В России существует большое количество центров, которые оказывают помощь и реабилитационные мероприятия детям с синдромом Дауна, а так же их семьям (Приложение №11). Такие центры предоставляют реабилитационную помощь как на дому новорожденным и детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так и непосредственно в здании реабилитационного центра. Совместно с врачами производят диагностику, составляют план коррекционной работы, проводят обучение родителей. После достижения ребенком определенного уровня развития его включают в игровую группу.
Арттерапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арттерапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.
Именно арттерапия участвует в реабилитационном процессе в работе с детьми с синдромом Дауна.
Термин «арттерапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. В наше время арттерапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные «здесь-и-сейчас» переживания, которые ему непросто выразить словами.
Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арттерапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арттерапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами [21].
История возникновения арттерапии
Арттерапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арттерапии является изотерапия. В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арттерапией, входят также музыкотерапия, драма-терапия, терапия танцем и движениями и т. д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение.
Арттерапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая, терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.
Термин арттерапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арттерапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арттерапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арттерапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и обще соматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арттерапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арттерапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.
Исключение составляли психодинамические
подходы, представленные последователями
Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали
материал изобразительной деятельности
своих клиентов для анализа отраженных
в нем различных содержаний бессознательного.
В нашей стране арттерапия до последнего
времени использовалась, в основном, в
работе с психически больными и находилась
под большим влиянием клинического мышления.
Реорганизация западной психиатрической
службы в50 – 60 годы, связанная с закрытием
многих психиатрических клиник и с расширением
сети амбулаторных и полустационарных
услуг, привела к тому, что арттерапевты
стали работать в более тесном контакте
с психотерапевтами, социальными работниками,
педагогами и другими специалистами, а
также с религиозными конгрегациями и
населением. Это оказало большое влияние
на развитие теории и практики арттерапии,
обогатив ее новыми представлениями в
духе экзистенциально-
В последние два-три десятилетия арттерапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арттерапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арттерапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:
Теория арттерапии
Психоанализ с самого начала
своего появления стал обращаться к
анализу изобразительного творчества.
Дело в том, что спонтанная изобразительная
деятельность способна выражать неосознаваемые
содержания психической жизни. Изобразительное
творчество является частным видом
сублимации, возникающей, когда инстинктивный
импульс заменяется художественно-образным
представлением. Согласно Фрейду, изобразительное
творчество имеет много общего с
фантазиями и сновидениями, так как,
подобно им, выполняет компенсирующую
роль и снимает психическое
Каковы же мотивы к творчеству? Депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная - ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обсессивная защищается в творчестве от навязчивостей.
"Символические игры"
являются обязательным