Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

Навыки

Дети с синдромом  Дауна Возраст в месяцах

Дети без нарушения  развития Возраст в месяцах

Средний возраст

Диапазон появления  навыков

Средний возраст

Диапазон появления  навыков

Класть три или более  предметов в ёмкость

19

12-34

12

9-18

Строить башню из нескольких кубиков

20

12-34

12

9-18

Составлять простую картинку из трёх частей

33

20-48

22

16-30+

Обводить круг

48

36-60+

30

24-40


Таблица №3

Знак «+» означает, что  навык находится в процессе формирования.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  навыков самообслуживания у ребенка

Этапы развития навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна  представлены в таблице №4 [23].

 

 

Навыки

Приблизительный возраст появления навыка в норме

Дети с синдромом  Дауна. Данные ДСА

Ест твёрдую пищу руками

7-12 месяцев

8-18 месяцев

Ест ложкой самостоятельно, немного проливая

12-18 месяцев, по некоторым  данным до 20-24 месяцев

12-30 месяцев

Пьёт из чашки самостоятельно

12-19 месяцев

18-36 месяцев

Просится на горшок

15-24 месяца

18-36 месяцев


Таблица №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна

Интеллектуальные возможности  ребёнка с синдромом Дауна, как  и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают  многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что  дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных  исследований, степень отставания большинства  детей с синдромом Дауна находится  в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Ещё одно неверное представление  связано с процессами, происходящими  в зрелом возрасте. Считалось, что  с возрастом умственные способности  людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой  людей с синдромом Дауна,  не обнаружили наличия этого явления.

 

Факторы, затрудняющие обучение

  • Отставание в моторном развитии – в развитии  тонкой и общей моторики;
  • Возможные проблемы со слухом и зрением;
  • Проблемы с развитием речи ( возможно лучше задержка речевого развития);
  • Слабая кратковременная слуховая память;
  • Более короткий период концентрации;
  • Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
  • Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
  • Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.).

Проблемы со зрением. Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению, могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.

Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно впервые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.

Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

Проблемы с  развитием речи.

Дети с синдромом Дауна  имеют недостатки развития речи (как  в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).

 

Речевое развитие ребенка

Этапы развития речи у детей  с синдромом Дауна представлены в таблице № 5 [23].

Возраст

Экспрессивная речь в норме

Экспрессивная речь детей с синдромом Дауна

Импрессивная  речь в норме

Импрессивная  речь детей с синдромом Дауна

От рождения до года

Гуканье, гуление, смех, плач. С 4-6 месяцев появление и расцвет  лепета. Появляется вокализация, напоминающая звуки родного языка. Возраст  появления первых слов колеблется от 8-9 месяцев до 1 года 2 месяцев.

Гуканье, гуление и смех, плач. Появление лепета в среднеи  с 8 месяцев.

В возрасте 5-6 месяцев начинают понимать обращённую речь. К году соотносят  слова с предметами, действиями и  их изображениями, по просьбе показывает нужное изображение на простой сюжетной картинке.

К концу первого года понимают несколько слов, соотнося из с реальными предметами и их изображениями на простой предметной картинке. Могут выполнить по просьбе простые действия: например, пока-пока, какой большой, ладушки.

С года до двух лет

Словарь от 50 до 200-250 слов. Предложение  из двух-трёх слов.

Появляются жесты и  первые 10 слов. Начинает соединять слова  и жесты.

Словарь расширяется за счёт понимания слов, обозначающих действия и качества, ребёнок выполняет  двухступенчатую инструкцию, начинает понимать значение предлогов.

Соотносит слова с предметами, действиями и их изображениями, по просьбе  показывает нужное изображение на простой  сюжетной картинке.

С двух до трёх лет

К трём годам в словаре  до 800-1000 слов. Присутствуют практически  все части речи. Ребёнок использует предложения из трёх, четырёх слов, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.

В активном словаре около 30 слов. Появляется простоя аграмматичная  фраза, часто представляющая собой сочетание слов и жестов.

Понимает простые сказки, вначале со зрительной опорой, а  затем при устном предъявлении.

Со зрительной опорой понимает простые адаптированные сказки.

         

Таблица №5

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена  проблемами в восприятии речи и в  развитии познавательных навыков. Любое  отставание в восприятии и использовании  речи может привести к задержке интеллектуального  развития.

Общие черты задержки речевого развития

  • меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
  • пробелы в освоении грамматических конструкций;
  • способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
  • большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
  • трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей  ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически  затрудняют произношение слов; и чем  длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в  общении. Взрослые имеют тенденцию  задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них  предложения, не помогая им сказать  самим или не давая им для этого  достаточно времени. Это приводит к  тому, что ребенок получает:

-меньше речевого опыта,  который позволил бы ему выучить  новые слова структуры предложения;

-меньше практики, которая  делала бы его речь более понятной [19].

Мышление

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения  артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к  рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Сложные абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений,  недостаточность умозаключений, лежащих, в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна сильно проблематичным обучение отдельных школьных предметов таких как алгебра, тригонометрия, химия и т.д.

Память

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется  больше времени для изучения и  освоения новых навыков, и для  заучивания и запоминания нового материала. 

Недостаточность слуховой кратковременной  памяти и обработки информации, полученной на слух.

Внимание

Неустойчивость активного  внимания, повышенная утомляемость и  истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение  не могут.

Поведение

Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться  и разнообразные поведенческие  расстройства.

Эмоции

У детей с синдромом  Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы и привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность

В личностном плане этим детям в большей степени свойственна  внушаемость, подражательность действиям  и поступкам других людей. У некоторых  из этих детей наблюдаются эпилептоидные  черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей  присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны [4].

Синдрома Дауна нельзя предотвратить и его невозможно вылечить. Но достижения ученых позволяют лучше понять типичные особенности этого синдрома, а в будущем они, возможно, позволят усовершенствовать медицинскую, правозащитную, психологическую, информационную помощь и социально-педагогические методы поддержки таких людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация реабилитационного процесса детей  с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях

Даунсайд Ап – российская некоммерческая организация, которая оказывает поддержку семьям, государственным и некоммерческим организациям в обучении, воспитании и интеграции в общество детей с синдромом Дауна, а также позитивно влияет на отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Все программы Даунсайд Ап являются бесплатными. Даунсайд Ап зарегистрирована в России как некоммерческая организация «Благотворительный фонд Даунсайд Ап» (свидетельство о регистрации № 67698 от 15.09.97) и имеет свою организационную структуру (Приложение №14).

Даунсайд Ап – это, прежде всего, Центр ранней помощи, где получают помощь более 2000 семей со всей страны, в которых растут дети с синдромом Дауна. В Центре ранней помощи работают профессионалы высокого уровня в области раннего развития, логопедии, психологии, двигательного развития, медицинские консультанты, которые помогают родителям раскрыть потенциал их особого ребенка.

Из-за устаревших представлений  о природе синдрома Дауна и  потенциале людей с синдромом  Дауна семьи часто встречают  непонимание и неприязнь со стороны  окружающих. Чтобы изменить отношение  общества к людям с синдромом  Дауна, Даунсайд Ап ведет активную просветительскую работу, направленную на формирование позитивного образа человека с синдромом Дауна.

Даунсайд Ап осуществляет всю свою деятельность на бесплатной основе и существует только благодаря  грантам и пожертвованиям от компаний и частных лиц.

Миссия Даунсайд Ап

Цель Даунсайд Ап - изменить к лучшему жизнь детей с  синдромом Дауна в Российской Федерации. В долгосрочные задачи Даунсайд Ап входит:

  • снизить уровень социального сиротства детей с синдромом Дауна,
  • способствовать развитию государственной системы ранней помощи детям с синдромом Дауна,
  • содействовать социальной адаптации и интеграции в общество детей с синдромом Дауна.

История создания Даунсайд Ап

Родившейся в 1993 году в Лондоне Флоренс Гарретт врачи поставили диагноз «синдром Дауна». Своевременно оказанная английскими специалистами помощь позволила Флоренс со временем посещать обычную школу, научиться говорить по-английски и по-французски, кататься на велосипеде – словом, делать всё, что её обычные сверстники. 

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна